Технологическая карта урока биологии
Автор | Учитель биологии МОУ Пронинской СОШ Галичского района Викторова Наталья Александровна
| ||
Предмет | Биология
| ||
Класс | 5 класс
| ||
Тип урока | Урок комбинированный.
| ||
Тема
| Механические и проводящие ткани растений | ||
Цель | Создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма | ||
Задачи | 1.Выявление особенностей строения и функций механических и проводящих тканей растений 2.Устанавление взаимосвязей между особенностями строения и выполняемыми функциями 3.Различие видов механических и проводящих тканей на иллюстративном материале
| ||
| Предметные результаты: 1. Формировать умение определять ткани растений. 2. Формировать умение объяснять особенности строения тканей, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения. 3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, проводящие ткани, луб, древесина, сосуды, ситовидные трубки. Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки. Познавательные УУД 1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). 2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
| ||
Основные термины, понятия
| Механическая ткань, волокна, проводящая ткань, древесина, луб, ситовидные трубки, сосуды.
| ||
Организация пространства
| |||
Формы работы | Ресурсы: | ||
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах, группах
| Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в парах, тестовые задания, раздаточный материал. Технические средства обучения: ПК, медиа проектор, презентация к уроку, интерактивные задания.
| ||
Структура урока
| |||
1 | Организационный этап. | ||
2. | Повторение пройденного | ||
3 | Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. | ||
4 | Создание проблемной ситуации. | ||
5 | Усвоение первичных знаний и первичное закрепление. | ||
6 | Рефлексия деятельности (подведение итогов). | ||
7 | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Организация класса.
| сотрудничество с учителем и сверстниками. | Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся.
| Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест. | |||||||||||||||
2.Повторение пройденного.
Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление
Рефлексия.
Домашнее задание
| проявление интереса к поставленной проблеме давать определения понятий: ткани живых организмов, виды тканей, приводить примеры месторасположения покровных тканей, значение покровной ткани; умение работать индивидуально .
определение степени успешности выполнения работы; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, умение слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; картины мира. актуализация и систематизация знаний.
самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); учебно-познавательный интерес; работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры;
Выступает в роли помощника
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
| Скажите, пожалуйста, какую общую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? + Ткани живых организмов Давайте вспомним, что такое ткань? + Ткань-это группа клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих определенную функцию в живом организме. - Какой вид ткани мы изучили? + Мы изучили покровную ткань. У каких организмов есть покровные ткани? + Покровные ткани есть и у растений, и у животных. - Где в организме расположены покровные ткани? + На поверхности органов высших растений расположены покровные ткани, покрывают тело животных снаружи и выстилают изнутри все полые органы (сосуды, дыхательные пути, желудок, кишечник). - Каково значение покровных тканей? Покровные ткани растений защищают от неблагоприятных факторов: высыхания, повреждений, проникновения микроорганизмов. Сейчас мы с вами выполним интерактивное задание. Покровные ткани живых организмов. 7 тестовых заданий. Выполняем задания на закрепление. Мы закрепили строение и значение покровных тканей животных и растений, а сегодня на уроке мы познакомимся с другими видами тканей. Эти ткани есть только у растений, и они играют очень важную роль в жизни растительного организма. Однако нужны эти ткани не только самим растениям, но и человеку. Для начала ответьте мне на вопрос: - Вы любите сказки? - «Какая связь между биологией и сказками?» - спросите вы. Оказывается есть. Вспомните сказку «Заюшкина избушка» … Была у лисы избушка ледяная, а у заюшки …. ? - Как вы думаете, что такое луб? (ответы учащихся) - Или вот другая сказка: «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсена …. Велела колдунья изготовить Эльзе 11 рубашек для братьев из …….? - Для того, чтобы узнать из чего же Заюшка построил избушку, как сшить рубашку из крапивы и не только мы представим себя младшими научными сотрудниками отправляемся на задания. Просмотрите видеоролик. Ответьте на вопрос, почему тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру и не ломается? Какая ткань придает растениям прочность? Ответ на вопрос найдете на странице 60, п 22, 1 абзац. Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи. Продолжаем работать в парах. Работа в парах по заданию инструктивных карточек с использованием материала «подсказок» и учебника «Живой организм», 5-6 класс под ред. Л. Н. Сухоруковой. Инструктивная карточка №1 1 группа Магазин тканей Цель: выяснить местоположение и значение механической ткани Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя Ход работы:
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10 Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы. Инструктивная карточка №1 2 группа Магазин тканей Цель: выяснить значение механической ткани Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя Ход работы:
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10 Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы. Инструктивная карточка №1 3 группа Магазин тканей Цель: выяснить разновидности механической ткани Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя Ход работы:
Предлагаются рисунки. Строение клеток живой механической ткани. Волокна мертвых клеток механической ткани. Задание, какие клетки тканей изображены на рисунках. Рассмотрите фото и ответьте на вопросы. - Какой тканью образованы покровы органов растений? - Какие функции выполняет эта ткань? - Живыми или мертвыми клетками она образована? Какую ткань мы изучили? + Мы изучили механическую ткань. Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10 Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы. Вывод: Механическая ткань придает прочность растениям, служит опорой. Различают клетки живой и мертвой механической ткани. Человек в своих целях использует волокна этих тканей. Продолжаем работать в парах. Проводим следующее исследование.
Инструктивная карточка №2 Микролаборатория 1 группа Цель: доказать передвижение воды с растворенными минеральными солями по стеблю Оборудование: продольный разрез ветки липы, поперечный разрез ветки липы, предварительно поставленной в подкрашенную воду Ход работы:
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12, Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку
Инструктивная карточка №2 Микролаборатория 2 группа Цель: доказать передвижение органических веществ Оборудование: медиотека Ход работы: 1.Выясните, что такое луб? 2. Какие вещества передвигаются по лубу? 3.Каким образом происходит передвижение органических веществ? Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12, Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку Инструктивная карточка №2 Микролаборатория 3 группа Цель: выяснить, что такое сосуды и ситовидные трубки. Оборудование: медиотека Ход работы: 1.Что такое сосуды? 2.Какую роль они играют в жизни растения? 3.Какие трубки называют ситовидными, почему? Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12, Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку Какую ткань мы исследовали? +Проводящую. Вывод: проводящие ткани находятся во всех частях растения. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ. Проводящие ткани – это древесина и луб.
Завершаем работу. Выполняем тестовые задания. 1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения: а) покровная б) проводящая в) механическая 2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит: а) по древесине б) по лубу 3. Передвижение органических веществ в растении происходит: а) по древесине б) по лубу 4. Стеблю растения придают прочность: а) ситовидные трубки проводящей ткани б) волокна механической ткани 5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни: а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б. - Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания. - Проверили? Выставите оценку, исходя из следующих параметров: «5» – все правильно (100%) Подведение итогов урока. Лист самооценки. Ф.И. класс_______________________ Оцени свою работу на уроке. «Как я работал на уроке»
Домашнее задание.Тет. тренажер стр 59 задание 1, п 22 стр 60-61. Выставление оценок за урок.
| Дают определения понятий, отвечают на вопросы учителя. . Выполняют интерактивные задания. Решают проблемную ситуацию. Формулируют тему и задачи урока. Выполняют исследовательскую работу в парах Выясняют местоположение и значение механической ткани. Рассматривают предложенные объекты Выясняют месторасположения ткани. Работают с рисунками и учебником. Выполняют отчет об исследовании. Выясняют значение механической ткани. Рассматривают растительные объекты. Работают с текстом учебника и рисунками. Отчитываются о проделанной работе. Выясняют разновидности механической ткани. Рассматривают предложенные объекты. Выясняют разновидности механической ткани. Изучают рисунки и фото, выявляют особенности механической ткани. Формулируют вывод. Выполняют следующее исследование. Доказывают передвижение воды и минеральных солей. Изучают срезы растений. Работают с текстом учебника, рассматривают рисунки Доказывают передвижение органических веществ. Выясняют, что такое луб. Передвижение веществ. Работают с текстом учебника и рисунками. Выясняют, что такое сосуды и ситовидные трубки. Какую роль играют в жизни растений. Работают с текстом учебника и рисунками. Отчитываются о проделанной работе. Формулируют вывод. Выполняют тестовые задания. Самостоятельно оценивают работу. Самооценка работы на уроке. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | |||||||||||||||
|
| ) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48 6 класс . http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48 6 класс |
|
Приложение 1.
Инструктивная карточка №1
1 группа Магазин тканей
Цель: выяснить местоположение и значение механической ткани
Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя
Ход работы:
Рассмотрите растительные объекты.
Подумайте, какой тканью они образованы?
Выясните месторасположение ткани.
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10
Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы.
Инструктивная карточка №1
2 группа Магазин тканей
Цель: выяснить значение механической ткани
Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя
Ход работы:
Рассмотрите растительные объекты.
Подумайте, какой тканью они образованы?
Выясните значение ткани.
Что такое волокно, волокна каких растений вам известны?
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10
Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы.
Инструктивная карточка №1
3 группа Магазин тканей
Цель: выяснить разновидности механической ткани
Оборудование: орехи (фисташки, арахис, каштан), волокна льна, древесина тополя
Ход работы:
Рассмотрите растительные объекты.
Подумайте, какой тканью они образованы?
Выясните разновидности тканей.
Предлагаются рисунки. Строение клеток живой механической ткани. Волокна мертвых клеток механической ткани. Задание, какие клетки тканей изображены на рисунках.
Рассмотрите фото и ответьте на вопросы.
- Какой тканью образованы покровы органов растений?
- Какие функции выполняет эта ткань?
- Живыми или мертвыми клетками она образована?
Какую ткань мы изучили?
+ Мы изучили механическую ткань.
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 60, рассмотрите рисунки 3.8, 3.9, 3.10
Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы.
Инструктивная карточка №2
Микролаборатория
1 группа
Цель: доказать передвижение воды с растворенными минеральными солями по стеблю
Оборудование: продольный разрез ветки липы, поперечный разрез ветки липы, предварительно поставленной в подкрашенную воду
Ход работы:
Рассмотрите продольный и поперечный разрез ветки липы.
Отметьте, какая часть стебля окрашена. Почему?
Как называется окрашенная часть стебля? Чем она образована?
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12,
Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку
Инструктивная карточка №2
Микролаборатория
2 группа
Цель: доказать передвижение органических веществ
Оборудование: медиотека
Ход работы:
1.Выясните, что такое луб?
2. Какие вещества передвигаются по лубу?
3.Каким образом происходит передвижение органических веществ?
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12,
Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку
Инструктивная карточка №2
Микролаборатория
3 группа
Цель: выяснить, что такое сосуды и ситовидные трубки.
Оборудование: медиотека
Ход работы:
1.Что такое сосуды?
2.Какую роль они играют в жизни растения?
3.Какие трубки называют ситовидными, почему?
Подсказка: прочитайте текст учебника на с. 61, рассмотрите рисунки 3.11, 3.12,
Подготовьте устный отчет о проделанной работе согласно пунктам хода работы, сделайте подписи к рисунку
Выполняем тестовые задания.
1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:
а) покровная б) проводящая в) механическая
2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:
а) по древесине б) по лубу
3. Передвижение органических веществ в растении происходит:
а) по древесине б) по лубу
4. Стеблю растения придают прочность:
а) ситовидные трубки проводящей ткани б) волокна механической ткани
в) сосуды проводящей ткани
5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:
а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки
Самопроверка. Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.
Лист самооценки. Ф.И. класс_______________________
Оцени свою работу на уроке. «Как я работал на уроке»
Критерии оценки
| Результат работы на уроке | |
отличная работа на уроке |
|
|
хорошая работа на уроке |
|
|
удовлетворительно поработал |
|
|
стоит задуматься над изменением отношения к учебе |
|
|
Домашнее задание. Тет. тренажер стр 59 задание 1, п 22 стр 60-61.
20