Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.
Тема урока. Многообразие и распространение покрытосеменных растений.
Урок обобщения и систематизации
Имя урока: Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Расул Гамзатов.
Цель:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепить умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Уметь объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.
Развивающая: формирование умений работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации, уметь выполнять различные типы тестовых заданий.
Воспитательная: создать условия, способствующие развитию экологической грамотности, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, учебники, рабочие тетради, лист фронтальной работы.
Ход урока
Вводное слово учителя. На нашей планете Земля огромное количество живых организмов. Какие отличительные признаки есть у представителей царства Растений? (слайд 1-2). Обратимся к листу фронтальной работы
Организация работа учащихся с листом фронтальной работы
Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений. Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы
Проверка выполнения задания. (слайд 3)
Учитель. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.
Ученики по желанию называют растения
Учитель. Посмотрите, какие растения вы назвали, большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? (слайд -4)
Ответы учащихся
Учитель Мы уже знаем, что наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений.
Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ
Давайте повторим признаки покрытосеменных
(слайд 5)
Ответы учащихся
Признаки Покрытосеменных растений.
Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
Семяпочка защищена завязью
Образуют плод
Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
Быстрый обмен веществ
Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка
Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
Образуют ярусы леса
Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Учитель. Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. Давайте повторим признаки Однодольных и Двудольных растении
Работа с листом фронтальной работы. Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7)Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный. (слайд 6)
Класс Однодольные |
|
Класс Двудольные |
|
Проверка работы (слайд 7)
Класс Однодольные | 2, 3, 6, 7,10,11. |
Класс Двудольные | 1, 4, 5, 8, 9,12. |
Учитель. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс и семейство, к которому относятся предложенные вам растения, назовите основные признаки семейства.
Учащиеся работают в парах, а потом рассказывают краткую характеристику семейства, к которому принадлежит растение растения по плану. Перед ответом загадка о семействе.
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Масло из одного из растений этого семейства очень популярно. (сложноцветные)
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)
По описанию определить, о каком семействе идет речь:
- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)
Ответы учащихся о признаках семейств покрытосеменных растений.
Закрепление идет по слайдам 8 - 14
Учитель Какое значение растений в природе? Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?
Сообщения учащихся о значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.
Значение растений в жизни человека.
В жизни человека растения имеют очень большое значение. Из пищевых растений особенно важны хлебные злаки. По значению для питания человека на первом месте нужно поставить пшеницу и за ней - рис. Из овощей на первом месте по мировой продукции стоит картофель, и остальные овощи (в средних широтах главным образом капуста, репа, морковь, свекла и др.)
Немалую роль в питании человека играют и плодовые растения. Как плоды, так и овощи, особенно если они поедаются в сыром виде, имеют не только пищевое, но и особое значение в пищевом режиме ввиду содержания в них различных специальных веществ, главным образом витаминов, вырабатываемых только растениями и необходимых для жизни человека.
Как наиболее важные из разводимых плодовых растений можно указать некоторые ягодники (смородина, крыжовник, малина), плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и персики).
Из других пищевых растений нужно указать на некоторые зернобобовые, как горох, фасоль, соя и др. В отличие от большинства других пищевых продуктов растительного происхождения, они богаты белками и поэтому могут иметь особое значение в белковом питании человека
Довольно широко используются человеком масличные растения. например, оливковое дерево в нашей местности это в основном подсолнечник.
Далее нужно указать на сахароносы. Важнейшие из них - сахарная свекла, культивируемая в областях умеренного климата, и сахарный тростник, разводимый в субтропиках и тропиках.
Наконец нужно упомянуть растения, дающие пряности (перец, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, ваниль и др.).
Материал для одежды дают так называемые прядильные или волокнистые растения. Из них получают волокна (лен, хлопчатник, конопля).
Очень большое значение в жизни человека имеет древесина. Древесина используется не только в натуральном виде, но и после специальных обработок, вследствие которых она приобретает более высокие технические свойства.
Эфиромасличные и декоративные растения очень многочисленны, разнообразны и широко культивируются. Первые, благодаря содержанию в них душистых эфирных масел, находят большое применение в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности
Лекарственные растения применялись человеком для лечения болезней с глубокой древности и в медицине имели исключительно большое значение. Собственно, даже самое развитие ботаники начиная с древности происходило в значительной степени на почве выявления и изучения именно лекарственных растений. У разных народов в совокупности применялось до 12 000 видов таких растений. В настоящее время значение их далеко не так велико, так как многие лекарственные вещества готовятся сейчас синтетически.
Эстетическое значение комнатные растения, для украшения садов и парков. Великолепных клумб, радующих глаз горожан много у на в Липецке. В этом году на класс работает над проектом клумб гимназии.
Значение в природе
Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая кислород, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Благодаря кислороду образовался озоновый слой, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения все живое. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Покрытосеменные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
Учитель. У каждого урока есть тема, я хочу вам предложить имя нашего урока (слайд 15) Рассказ учителя об охране растений и Красной книге Липецкой области и растениях занесенных в неё (слайд 16-17), о красоте города Липецка (слайд 18)
Закрепление.
Тест
1 основной признак покрытосеменных – наличие семени.
2 у двудольных стержневая корневая система
3 злаки и лилейные семейства класса однодольных растений
4 отдел покрытосеменные делится на 4 класса
5 шиповник и горох представители семейства бобовых
6 пшеница имеет одну семядолю в зародыше
7 все покрытосеменные имеют плод и цветок
8 у двудольных листья могут быть и простые и сложные
9 у однодольных сетчатое жилкование листьев
Проверка теста (слайд 19)
Обращается внимание на ошибки
Взять на проверку выборочно листы фронтальной работы
Домашнее задание : повторить страницы учебника 78-85, рабочая тетрадь № 39
Лист фронтальной работы ученика(цы) 7« » класса _______________________________________________
Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений.
Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы.
Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7) Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный.
Класс Однодольные |
|
Класс Двудольные |
|
Задание 3. Рассмотрите предложенный вам гербарный экземпляр. К какому семейству он относится дайте краткую характеристику семейства.
Тест
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3. 6. 9.