Математический турнир "Знатоки"

Методическая разработка предназначена для повышения интереса к изучению математика среди студентов

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования Оренбургской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Бугурусланский нефтяной колледж»

г. Бугуруслана Оренбургской области













Математическое шоу «Знатоки»

Внеклассное мероприятие по математике

















Подготовила и провела Деревяшкина Е.И.

преподаватель математики









г. Бугуруслан

2017г.



Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие: «Математический турнир «Знатоки».

Форма проведения: игра.

Группы - участники: 1 БНГС А и 1 РЭНГМ У

Цели занятия:

  1. Образовательные:

-продолжить формирование общеучебных навыков и умений (умения обобщать, проводить аналогии, делать выводы; логически мыслить).

II. Развивающие:

-развивать познавательный интерес;

-развивать логическое мышление;

-развивать творческие коммуникативные способности.

III. Воспитательные:

-формировать навыки коллективной работы;

-формировать навыки культуры ведения дискуссии;

-воспитывать чувство ответственности.


Эпиграф:

В математике есть своя

красота, как в живописи и

поэзии.

Н.Е.Жуковский


Предварительная подготовка.

Для участия в мероприятии необходимо организовать 2 команды участников. Команды выбирают капитанов, название, эмблема, приветствие и готовят домашнее задание (математические буклеты).

Оборудование:мультимедийный проектор, презентация мероприятия, математические буклеты, выставка занимательной математической литературы, оценочный лист для жюри.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.


Ход занятия.

I.Вступительное слово преподавателя.

Я приветствую всех, кто сегодня собрался.

Кто готовился, думал и очень старался.

В наше время, чтоб нефть добывать и страною управлять,

Прежде нужно математику познать.

Приглашаю вас на математический турнир «Знатоки».


II.Представление жюри, команд , визитка каждой команды.

III. Основная часть.


Первый тур. «Разминка». (Каждой команде задается 12 вопросов (дюжина). Каждый правильный ответ 1 балл. Необходимо набрать максимальное число баллов)

1 команда


1. Какая цифра широко известна в мировой политике – да еще с эпитетом «большая»? («Большая восьмерка» - неформальный клуб президентов восьми государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Канады, России)


2. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом доме США? (Овальный кабинет)


3. Как называется военно-историческое кольцо? (Блокада)


4. Какая дуга вошла в историю 20 века? (Курская)


5. Какой многоугольник является высоким военным начальством? (Пятиугольник, по-гречески-«pentagonon»)


6. Ответственность всех за каждого и каждого за всех (Круговая порука)


7. Мера площади в 4 гектара (Круг)


8. Многогранник из Египта – это… (Пирамида)


9. Географический конус – это… (Вулкан )

10. Какую страну Европы ее жители называют «наш шестиугольник»? (Франция )

11. Найдите дробь, у которой числитель меньше знаменателя и которая не изменится, если ее перевернуть “вверх ногами”. (6/9)

12. В каких числах столько цифр, сколько букв. (сто=100; миллион=1000000)

2 команда


1. Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича? (Квадрат. Картина «Черный квадрат» )


2. Какой музыкальный инструмент носит название геометрической фигуры? (Треугольник )


3. Назовите «математическое» направление в изобразительном искусстве начала 20 века. (Кубизм)


4. Геометрический вид тополя (Пирамидальный )


5. Какие животные имеют ось? (осьминог, лось)


6. Назовите число, которое без остатка делится на любое число, отличное от нуля. (нуль)


7. Поставьте между цифрами знак так, чтобы получилось число больше 7, но меньше 8. (запятая 7,8)


8. Величина угла 30 градусов, чему она будет равна, если рассмотрим в лупу с двукратным увеличением? (30 градусов)


9.Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате? (90 градусов)


10. Чтобы распилить бревно на 3 части, требуется 12 минут. Сколько потребуется минут, чтобы распилить бревно на 4 части? (18минут)


11. Может ли четное число делиться на 3? (да, например 6)


12. Какая дробь больше правильная или неправильная? (неправильная)


Игра со зрителями

- Команды отдохнут, пусть поработают болельщики (Заработанный балл присуждается команде)


Вопрос №1( слайд)

В каких местах необходимо поставить скобки:

21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16

Вопрос №2( слайд)

Решите уравнение:х2 +1=0

Вопрос №3( слайд)

Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса.

Сколько весит рыба?

Вопрос №4( слайд)

Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за

1 час 40 мин. Как это объяснить?

Вопрос №5( слайд)

Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?


Второй тур. тур. « МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

(Кто быстрее угадает, о чем идет речь, той команде присуждается балл).

1. В эту игру умеют играть все. Это одна из древнейших игр. Для того, чтобы играть в нее, достаточно иметь лист бумаги и ручку. Наверное, поэтому в нее играют на уроках тайком от учителя. Ответ: крестики, нолики


2. Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Что это за игра? Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи (тот был в восторге от новой игры) незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615). Этого количества не могло быть на всей планете. Ответ: Шахматы


3. Жил – был игрок, он был далек от всякой науки

Любой урок ему не впрок, ему б монетку в руки

Что в жертву рок его обрек не мог он знать заранее

Один бросок, другой бросок – и выигрыш в кармане!

Приходит срок и наутек пускается удача…

Один бросок, другой бросок – и выигрыша нету!”

Какова вероятность выигрыша при игре “Орлянка" ?

Ответ: 0,5 Орлянка — старинная азартная игра, распространённая во многих странах.

Смысл игры заключается в следующем: бросают монету любого номинала и тот, кто угадает, какой стороной она упадёт, выигрывает её.

Так как вероятность выпадения одного из двух вариантов одинакова, похожим способом иногда пользуются, когда нужно принять решение. Например, перед началом футбольного матча судья подкидывает монетку и таким образом определяется, на какой половине поля начнёт игру та или иная команда.


4. В эту игру играли еще египетские фараоны, правда, она несколько отличалась от современной. Затем игра проникла в Грецию и в Древний Рим. Предметы этой игры были найдены в гробнице Тутанхамона. Появление этой игры на Руси связано с именем Владимира Мономаха.

Ответ: Шашки — одна из самых древних игр. Известно, что ими увлекались еще египетские фараоны.


5. В 2004 году исполнилось 30 лет с тех пор, как весь мир развлекается этой игрой головоломкой. Конечно, пик популярности ее прошел, но если предмет этой игры попадет в руки думающего человека, он не откажется привести его в порядок. Назовите профессию и родину изобретателя этой игры.

Ответ: Эрно Рубик (Эрнё Рубик; венг. Rubik Erno, род. 13 июля 1944, Будапешт, Венгрия) — венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. Всемирно известен благодаря своим объемным головоломкам и игрушкам, к числу которых принадлежит Кубик Рубика (1974). Кубик Рубика

Но рекорды популярности из всех головоломок побил "Кубик Рубика", изобретенный в 1974 году венгром Эрне Рубиком. Пластмассовый куб из 26 малых кубиков, вращающихся вокруг невидимых осей, нужно было привести в состояние, когда каждая грань состоит из одноцветных квадратов. Число состояний куба равнялось, при этом игрушку можно было собрать всего за 29 ходов. Внутри кубика поместили цилиндрический механизм, скрепляющий кубики, но позволяющий им вращаться. Побочным эффектом компромисса между плотностью скрепления и свободной кручения стал характерный хруст. "Кубик Рубика" стал лидером по количеству продаж. По всему миру было продано 300 млн. штук. Популярность "кубик Рубика" была так велика, что в 1982 году в Будапеште прошло первое мировое первенство по сборке, а в Кноксвилле кубику даже соорудили памятник.


Преподаватель: Математика не настолько строгая и серьёзная наука, она иногда бывает и весёлая.

В начале предлагаю вам музыку числа π. Музыкант Дэвид Макдональд записал как звучит число π с точностью до 122 цифр. Звучит музыка числа ПИ



Третий тур. Конкурс «Эрудиты».


В этом сражении команды получат одинаковые задачи, на решение которых отводится 7-10 минут.

№1. Решите неравенство.

№2. При каких значениях a неравенство

выполняется при любых x?

№3. Найдите корень уравнения 4х-7=64.

№4. Найдите значение выражения


Преподаватель: Болельщики вы можете еще раз додержать свои команды. Для этого можно собрать кубик Рубика.

А остальные болельшики, пока игроки решают задания посмотрите видеосюжет: «Как используются знания математики в вашей будущей профессии».

Фрагмент видео


Четвертый тур. Литературно-математический салон «Фразеологическая математика».


Задание: замените фразеологизмом или крылатым выражением высказывания (ответы пишите на одном листе)

  • Очень умён- «семи пядей во лбу», видеть на два аршина по землей

  • Прочно обосноваться где-то - пустить корни

  • Очень маленького роста –метр с кепкой, от горшка два вершка

  • Куда угодно, куда захочется – на все четыре стороны


Преподаватель: И снова работают зрители.

Вопрос для болельщиков. (Назовите фильмы, в названиях которых встречаются числа)

Конкурс капитанов. Математический тир. «Проверь свой глазомер»

Задание: Определить на глаз, сколько конфет находится в кулёчке?


IV.Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей.


V.Заключительное слово учителя.

Коль каждый день и каждый час

Вам знания добудет.

То будет добрым УМ у Вас,

А сердце умным будет!

(С.Я. Маршак)





Приложение 1.


Конкурс «Эрудиты».


В этом сражении команды получат одинаковые задачи, на решение которых отводится 5-7минут.

№1. Решите неравенство.

№2. При каких значениях a неравенство

выполняется при любых x?

№3. Найдите корень уравнения 4х-7=64.

№4. Найдите значение выражения



Приложение 2.

Оценочный лист для жюри


Этапы мероприятия

Названия команд




Визитка команды (название, эмблема, девиз, представление-4 балла)






Тур I. Разминка «Дюжина 12 * 12» (правильный ответ – 1 балл)





Игра со зрителями «Шевели мозгами» (правильный ответ болельщиков – 1 балл, присваивается команде)



Тур II. Математические развлечения «Угадай игру» (правильный ответ-1 балл)





Тур III. «Эрудиты» (правильный ответ -1 балл, за неаккуратность минус 1 балл)



Тур IV. Литературно-математический «Фразеологическая математика» (правильный ответ -1 балл)





Игра со зрителями «Кинематограф и математика» (за каждый фильм- 1 балл, который присваивается команде болельщика)





Тур V Конкурс капитанов «Математический тир «Проверь свой глазомер»



Итоги




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее