Мастер класс на тему "Формирование толерантности подростков"

Мастер класс по формированию толерантного отношения к окружающим, коррекция поведения подростков, профилактика межличностных конфликтов.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Ярмарка социально – педагогических инноваций 2020г. при МАОУ «Саган – Нурская СОШ»   Мастер класс на тему «Формирование толерантности подростков»     В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым – Самое высшее в мире искусство.  С.А.Есенин

Ярмарка социально – педагогических инноваций 2020г. при МАОУ «Саган – Нурская СОШ» Мастер класс на тему «Формирование толерантности подростков»

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

С.А.Есенин

Об авторе: Калинина Светлана Ивановна - педагог – психолог МАОУ «Саган – Нурская СОШ», стаж работы 15 лет в должности социальный педагог, 9 лет в должности психолога по совместительству. Занимаюсь психолого – педагогическим сопровождением учащихся, диагностикой уровня развития, коррекцией поведения, на протяжении нескольких лет вела психологический курс Адаптация подростков.

Об авторе:

Калинина Светлана Ивановна - педагог – психолог МАОУ «Саган – Нурская СОШ», стаж работы 15 лет в должности социальный педагог, 9 лет в должности психолога по совместительству. Занимаюсь психолого – педагогическим сопровождением учащихся, диагностикой уровня развития, коррекцией поведения, на протяжении нескольких лет вела психологический курс Адаптация подростков.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность и интолерантность:

Толерантность и интолерантность:

  • Черты толерантной личности – снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, терпимость к различиям, уважение.
  • Черты интолерантной личности – непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, цинизм, агрессия, гнев, негативизм, осуждение.
Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)

Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)

  • 1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет.
  • 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
  • а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
  • 3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость? а) да; б) нет.
  • 4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
  • а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
  • б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
  • 5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
  • а) мне трудно было бы это сделать;
  • б) я не обращаю внимания на такие вещи.
  • 6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
  • а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
  • б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
  • 7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»? а) да; б) нет.
  • 8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
  • а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
  • б) я лишь радуюсь за него (нее).
  • 9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
  • а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
  • б) вступаете в спор.
Результаты теста: А теперь подсчитаем баллы. Запишите по два балла за ответы: 1б,2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. Суммируйте результат.

Результаты теста:

А теперь подсчитаем баллы. Запишите по два балла за ответы: 1б,2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. Суммируйте результат.

  • От 0 до 4 баллов. Вы непреклонны и даже упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете.
  • 6–12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
  • 14–18 баллов. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Упражнение «Пять добрых слов»  Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передается свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «добрая», «умная», «интересная», «отличный собеседник», «красивая», «энергичная» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передается свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «добрая», «умная», «интересная», «отличный собеседник», «красивая», «энергичная» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Советы учителю:

Советы учителю:

  • Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к этому
  • Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
  • Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
  • Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты.
  • Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
  • Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
  • Педагог, иногда смотри на мир глазами ребенка.
Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.  Познание себя, управление собой – забота каждого педагога. Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
  • Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.
  • Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
  • Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.
  • Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
  • Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее