Ярмарка социально – педагогических инноваций 2020г. при МАОУ «Саган – Нурская СОШ» Мастер класс на тему «Формирование толерантности подростков»
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство.
С.А.Есенин
Об авторе:
Калинина Светлана Ивановна - педагог – психолог МАОУ «Саган – Нурская СОШ», стаж работы 15 лет в должности социальный педагог, 9 лет в должности психолога по совместительству. Занимаюсь психолого – педагогическим сопровождением учащихся, диагностикой уровня развития, коррекцией поведения, на протяжении нескольких лет вела психологический курс Адаптация подростков.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность и интолерантность:
- Черты толерантной личности – снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, терпимость к различиям, уважение.
- Черты интолерантной личности – непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, цинизм, агрессия, гнев, негативизм, осуждение.
Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)
- 1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет.
- 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
- а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
- 3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость? а) да; б) нет.
- 4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
- а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
- б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
- 5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
- а) мне трудно было бы это сделать;
- б) я не обращаю внимания на такие вещи.
- 6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
- а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
- б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
- 7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»? а) да; б) нет.
- 8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
- а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
- б) я лишь радуюсь за него (нее).
- 9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
- а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
- б) вступаете в спор.
Результаты теста:
А теперь подсчитаем баллы. Запишите по два балла за ответы: 1б,2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. Суммируйте результат.
- От 0 до 4 баллов. Вы непреклонны и даже упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете.
- 6–12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
- 14–18 баллов. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передается свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «добрая», «умная», «интересная», «отличный собеседник», «красивая», «энергичная» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Советы учителю:
- Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к этому
- Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
- Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
- Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты.
- Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
- Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
- Педагог, иногда смотри на мир глазами ребенка.
- Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
- Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.
- Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
- Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.
- Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
- Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
- Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
Благодарю за внимание!