«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Мастер-класс «Лингвистическая задача как прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я готова представить вашему вниманию мастер-класс «Лингвистическая задача как прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка».

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

























Мастер – класс


«Лингвистическая задача как прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»



Работу выполнила

Никитина Александра Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением предметов

гуманитарного профиля» г. Перми

























Пермь 2017

Цель мастер – класса: рассказать о возможностях применения лингвистической задачи на уроках русского языка, показать эффективность работы с ней для активизации мыслительной деятельности и для развития и познавательных способностей учащихся.

Необходимое время: 20 минут

Возраст участников: 5 класс

Оборудование: компьютер с проектором, флипчарт, маркеры.

Этап 1. Презентация педагогического опыта педагога – мастера.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я готова представить вашему вниманию мастер-класс «Лингвистическая задача как прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка».

Вероятно, у большинства понятие «задача» соотносится прежде всего с точными науками: математикой, физикой. Однако еще в начале 20 века русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ применил это понятие в языкознании. В 1912 году ученый выразил протест к механистическому подходу в обучении. Такой подход, по его мнению, основывается лишь на заучивании различных частностей и пересказе собственными словами содержания прочитанных книг и учебников. Альтернативой такому обучению Бодуэн ле Куртэне представил собственный «Сборник задач по «введению в языкознание». Задачи, придуманные лингвистом, содержали в себе научную проблему, до решения которой читатель должен дойти самостоятельно. Серьезным изучением и составлением лингвистических задач занимался А.А. Зализняк в 1960-е годы. Среди учителей-словесников популярны работы А. Н. Журинского и Б. Ю. Нормана.

В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимательности; активизировать мышление ребят; стимулировать развитие их познавательных и творческих способностей. Для этих целей и могут быть использованы разного рода лингвистические задачи. Кроме того, интерес к ним обусловлен и тем, что во многих образовательных учреждениях сильны традиции проведения и участия школьников в различных языковых олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два или более действий.

Лингвистическая задача может быть использована на любом этапе урока, на уроках любого вида. Принято выделять следующие виды лингвистических задач:

  1. На этапе изучения нового материала:

  • Задачи-размышления: важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом.

  • Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению.

  • Задачи-прогнозы: направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи.

  • Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию.

  • Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала.

2. На этапе закрепления и систематизации знаний:

  • Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми.

  • Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора.

3. На этапе закрепления и повторения:

  • Задачи с несформулированным вопросом: нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.

  • Задачи с меняющимся содержанием: необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.

  • Задачи на доказательство: требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.

  • Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения.

Этап 2. Представление урока.

На уроке русского языка я использую лингвистические задачи как прием активизации мыслительной деятельности. Отличие задачи от упражнений и её методическое преимущество можно сформулировать следующим образом:

  1. В основе лингвистической задачи (далее – ЛЗ) - проблемная ситуация, разрешение которой требует использования ряда логических операций;

  2. Ответ не лежит на поверхности, задача требует решения, нахождения истины;

  3. Решение представляет пошаговое выполнение нескольких действий (рассуждение, анализ, сравнение, выбор признаков…);

  4. Нестандартность формулировки привлекает внимание, активизирует мышление и стимулирует творческие способности;

  5. ЛЗ содержит внутренний смысл, сопряженный с опытом решающего, представлениями о мире;

  6. ЛЗ позволяет самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметных областей.


Внедрение данного приёма позволяет проследить положительную динамику в мыслительной деятельности и развитии универсальных навыков.

Этап 3. Имитационная игра со слушателями с демонстрацией использования лингвистических задач.

Уважаемые слушатели, представьте, что вы учащиеся 5 класса. Давайте попробуем решить с вами несколько лингвистических задач.

  1. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь­зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.

  1. Путешественница Морфология решила отправиться в поход. Рюкзак с вещами ей помогал собирать Незнайка. В него он положил существительные, синонимы, приставки, предлоги, орфограммы, знаки препинания, глаголы. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?

  2. В прибрежной гостинице “Фонетика”, расположенной в курортном городке, должны остановиться в одноместном, двухместном, трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Как администратору гостиницы расселить все эти звуки, чтобы нареканий на неудобства от гостей не последовало?

  3. Вернувшись из школы, отличник Коля обнаружил на столе записку, которую написала его младшая сестра:



коля мама вилела купить белый хлеб молоко сыр мороженое мясо.

люся











  • Сколько продуктов нужно купить мальчику? Чем расстроит его эта записка?

  1. Работникам рынка необходимо расфасовать продукты. Часть из них необходимо сложить в холщовый мешочек, другие – в берестяную кошёлку. Помогите сотрудникам разложить продукты:

Консервы из анч…усов, ш…колад, туш…нка, пакет с алыч…й, сгущ…нка, груш…вый сок, копч…ная колбаса, крыж…вник, петуш…к на палочке(леденец), пш…нник.

холщовый мешочек берестяная кошёлка









Этап 4. Моделирование.

Итак, уважаемые участники мастер-класса, я хочу пополнить копилку ваших и наших знаний, поэтому просим вас поделиться своим опытом.

  • Какие лингвистические задачи используете на уроках вы?

(примеры ЛЗ, приведенные участниками, записываем на флипчарт)

Этап 5. Рефлексия.

Огромное спасибо всем участникам нашего мастер-класса. Если вам понравился наш мастер-класс, то на флипчарте поставьте свои смайлики и сфотографируйте результат нашей совместной работы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее