Мастер – класс
«Лингвистическая задача как прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»
Работу выполнила
Никитина Александра Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением предметов
гуманитарного профиля» г. Перми
Пермь 2017
Цель мастер – класса: рассказать о возможностях применения лингвистической задачи на уроках русского языка, показать эффективность работы с ней для активизации мыслительной деятельности и для развития и познавательных способностей учащихся.
Необходимое время: 20 минут
Возраст участников: 5 класс
Оборудование: компьютер с проектором, флипчарт, маркеры.
Этап 1. Презентация педагогического опыта педагога – мастера.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я готова представить вашему вниманию мастер-класс «Лингвистическая задача как прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка».
Вероятно, у большинства понятие «задача» соотносится прежде всего с точными науками: математикой, физикой. Однако еще в начале 20 века русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ применил это понятие в языкознании. В 1912 году ученый выразил протест к механистическому подходу в обучении. Такой подход, по его мнению, основывается лишь на заучивании различных частностей и пересказе собственными словами содержания прочитанных книг и учебников. Альтернативой такому обучению Бодуэн ле Куртэне представил собственный «Сборник задач по «введению в языкознание». Задачи, придуманные лингвистом, содержали в себе научную проблему, до решения которой читатель должен дойти самостоятельно. Серьезным изучением и составлением лингвистических задач занимался А.А. Зализняк в 1960-е годы. Среди учителей-словесников популярны работы А. Н. Журинского и Б. Ю. Нормана.
В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимательности; активизировать мышление ребят; стимулировать развитие их познавательных и творческих способностей. Для этих целей и могут быть использованы разного рода лингвистические задачи. Кроме того, интерес к ним обусловлен и тем, что во многих образовательных учреждениях сильны традиции проведения и участия школьников в различных языковых олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два или более действий.
Лингвистическая задача может быть использована на любом этапе урока, на уроках любого вида. Принято выделять следующие виды лингвистических задач:
На этапе изучения нового материала:
Задачи-размышления: важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом.
Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению.
Задачи-прогнозы: направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи.
Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию.
Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала.
2. На этапе закрепления и систематизации знаний:
Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми.
Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора.
3. На этапе закрепления и повторения:
Задачи с несформулированным вопросом: нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.
Задачи с меняющимся содержанием: необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.
Задачи на доказательство: требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.
Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения.
Этап 2. Представление урока.
На уроке русского языка я использую лингвистические задачи как прием активизации мыслительной деятельности. Отличие задачи от упражнений и её методическое преимущество можно сформулировать следующим образом:
В основе лингвистической задачи (далее – ЛЗ) - проблемная ситуация, разрешение которой требует использования ряда логических операций;
Ответ не лежит на поверхности, задача требует решения, нахождения истины;
Решение представляет пошаговое выполнение нескольких действий (рассуждение, анализ, сравнение, выбор признаков…);
Нестандартность формулировки привлекает внимание, активизирует мышление и стимулирует творческие способности;
ЛЗ содержит внутренний смысл, сопряженный с опытом решающего, представлениями о мире;
ЛЗ позволяет самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметных областей.
Внедрение данного приёма позволяет проследить положительную динамику в мыслительной деятельности и развитии универсальных навыков.
Этап 3. Имитационная игра со слушателями с демонстрацией использования лингвистических задач.
Уважаемые слушатели, представьте, что вы учащиеся 5 класса. Давайте попробуем решить с вами несколько лингвистических задач.
Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?
(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.
Путешественница Морфология решила отправиться в поход. Рюкзак с вещами ей помогал собирать Незнайка. В него он положил существительные, синонимы, приставки, предлоги, орфограммы, знаки препинания, глаголы. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?
В прибрежной гостинице “Фонетика”, расположенной в курортном городке, должны остановиться в одноместном, двухместном, трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Как администратору гостиницы расселить все эти звуки, чтобы нареканий на неудобства от гостей не последовало?
Вернувшись из школы, отличник Коля обнаружил на столе записку, которую написала его младшая сестра:
коля мама вилела купить белый хлеб молоко сыр мороженое мясо. люся
Сколько продуктов нужно купить мальчику? Чем расстроит его эта записка?
Работникам рынка необходимо расфасовать продукты. Часть из них необходимо сложить в холщовый мешочек, другие – в берестяную кошёлку. Помогите сотрудникам разложить продукты:
Консервы из анч…усов, ш…колад, туш…нка, пакет с алыч…й, сгущ…нка, груш…вый сок, копч…ная колбаса, крыж…вник, петуш…к на палочке(леденец), пш…нник.
холщовый мешочек берестяная кошёлка
Этап 4. Моделирование.
Итак, уважаемые участники мастер-класса, я хочу пополнить копилку ваших и наших знаний, поэтому просим вас поделиться своим опытом.
Какие лингвистические задачи используете на уроках вы?
(примеры ЛЗ, приведенные участниками, записываем на флипчарт)
Этап 5. Рефлексия.
Огромное спасибо всем участникам нашего мастер-класса. Если вам понравился наш мастер-класс, то на флипчарте поставьте свои смайлики и сфотографируйте результат нашей совместной работы.