«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Мастер-класс "Использование приёма технологии критического мышления «Кластер»

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Мастер-класс

«Использование приёма технологии критического мышления «Кластер»


Докладчик: Шунина И.В.


Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Прием кластера может применяться на любой из стадий критического мышления (слайд 2):

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» – графический прием систематизации материала.

Этапы работы при составлении кластера (слайд 3)

Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники.

1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап – учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила (слайд 4):

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами (слайд 5):

  • Составление нового кластера.

  • Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

  • Коррекция и совершенствование готового кластера.

  • Анализ и завершение неполного кластера:

  • без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

  • без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Со своими учащимися первый кластер мы составляем на тему «Праздник». После этого, кода ребята уяснили основные этапы и правила построения кластеров, переходим к составлению кластеров по предмету.

Итак, давайте и мы с вами построим кластер. (слайд 6)

Звезда – «Праздники»

Этап вызова. Назовите известные вам праздники. (Записывают на листе).

Участники: Народные, День рождение, день свадьбы, день учителя, Рождество, Семейные, День Победы (планеты и спутники).

Этап осмысления. Какие бывают праздники. (раздаточный материал).

Этап рефлексии. Исходя из полученной информации, давай объединим их в группы. (Ответы участников, строят кластер на листах).

Пример того, что должно получиться показан на слайде.

Что нам удалось лучше всего? (ответы участников) Какую новую информацию мы получили? (Задание: сообщение о неофициальных праздниках). Стало интересно, а у наших соседей, живущих в других странах, сколько у них необычных праздников? (Задание: сообщение праздниках других стран).

Мы смогли систематизировать наши знания и убедились, что еще много интересного нам неизвестно, есть над чем работать.

Я преподаю информатику, математику и изобразительное искусство. Приведу несколько примеров кластеров по предметам. (слайд 7-9).

Формы работы с кластерами (слайд 10):

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы;

  • Самостоятельно на практическом занятии;

  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину;

  • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер;

  • При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Достоинства и результаты применения приема (слайд 11):

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение;

  • развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения;

  • учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний;

  • развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.




Какие бывают праздники?

Праздниками мы называем дни, в которые веселимся, отдыхаем, устраиваем застолье. Происходит это в соответствии с традициями, религиозными или народными. Праздник – это день, выделенный из череды серых будней, вызванный каким-то событием. В календаре праздничных дней присутствуют и выходные дни, и профессиональные праздники, и религиозные, и международные, и государственные, и неофициальные, и те праздники, которые касаются индивидуально какой-то семьи или человека, так называемые, личные праздники. Наиболее популярные международные праздники, они более известны, и в разных странах мира могут иметь различный приоритет.

В нашей стране международные праздники, получившие наибольшее распространение, являются – 8 марта, 1 июня, 5 октября (день учителя). Кроме того, у нас очень любят профессиональные праздники – они отмечаются повсеместно, и очень широко, например, день радио, день космонавтики, день милиции. К ним же можно отнести и те профессиональные праздники, которые относятся к каждой конкретной профессии – день маркетолога, день банковских работников. Что касается редких, малоизвестных профессиональных праздников, то к ним можно отнести, например, международный день стоматолога, отмечаемый 9 февраля.

У наших соседей, живущих в других странах, сколько у них необычных праздников! Вот, например, у поляков есть любимый зимний праздник – Кулиг. Кулиг – это, прежде всего, катание на лошадях с музыкой, песнями, танцами у костров. И непременно в лесу. На праздничный обед должны быть «бигос» и «схаба» – традиционные свиные отбивные. Собственно, польский Кулиг – это праздник прощания с морозами, метелями, с большим снегом, значит, с зимой.

Любопытно, но «предметом» (идеей) праздника может быть что угодно. У замечательного педагога В. Сухомлинского в Павлышской школе было 5 праздников цветов. В середине августа 10 числа в школьном зале собирались все, кто хотел. На столах стояли домашние цветы в красочно оформленных горшках и кашпо. Главной частью праздника было одарение учителей, друзей цветами. Если учесть, что у цветов есть скрытый язык, то понятен особый интерес к букетам, составленным со смыслом. Фиолетовые цветы в таких букетах означали обиду детей на учителей. Белые – благодарность за обогащение чем-то новым. Алые – любовь к учителю.

Наша страна является православным государством, в связи с чем, религиозные праздники почитаются особым образом, причем не только теми, кто верит в Бога – об этом свидетельствует и то, что все в нашей стране знают такие праздники, как Рождество, Пасха. Также праздники бывают личными – это день рождения, свадьба, юбилей, годовщина свадьбы, все те торжества, которые мы отмечаем в кругу родных и друзей, а также праздники, касающиеся определенной группы людей. Поэтому у всех, кому мало праздников в жизни, есть возможность сделать свою жизнь интереснее, добавив в нее праздники личного характера – например, торжество в честь новорожденного. Государственные праздники – это официальные праздники, которые объявляются выходными днями, в их числе, 9 Мая, 12 июня, а также официальные праздничные дни, остающиеся рабочими – 1 сентября, например. Что касается неофициальных праздников, то мы их все очень любим, и празднуем – по традиции, всеми любимой и широко распространенной. К ним относятся день смеха и Старый Новый год, отмечаемый 14 января.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее