Тема: Величины. Масса. Килограмм.
Цель урока: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного
задания;
– принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
– оценивать результаты индивидуальной работы.
Личностные:
– работать в команде;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные:
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью
рисунков, схематических рисунков и схем;
– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным заданием;
– читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на
схемы.
Коммуникативные:
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках
материалу;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
– ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении
задания;
– работать консультантом и помощником для других ребят.
Оборудование: полоски разных цветов и длин, две одинаковые коробки, весы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент: (1 слайд)
- Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок!
- Проверьте готовность к уроку. Начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.
II. Актуализация знаний:
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?(Полоски цветной бумаги)
- Что можно о них сказать? (Одинаковая форма, одинаковый материал)
- А что можно сказать про цвет? (Цвет одинаковый)
- Хорошо. А теперь попробуйте сравнить полоски по длине с соседом по парте.
- Получается? (Нет)
-Почему же не получается? Кто догадался? (Разная длина)
- Правильно. Теперь измерьте каждый свою полоску.
- Какова длина синей полоски? (7 см)
- А зеленой? (10 см)
- Какая полоска длиннее?
- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Что такое длина? (Это величина)
- Почему это величина? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).
- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)
- А сантиметр является величиной? (Нет, это мерка)
- Какие еще меры длины вы знаете? (Дециметр)
III. Открытие нового знания и формулирование темы урока:
1. Знакомство с массой.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).
– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Предположения детей)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Выходят 2-3 ученика)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор.
- Как он называется? (Весы)
- Вы встречались с этим прибором прежде? Где?
- Весы — один из древнейших приборов.
– Какие весы вы знаете? (Предположения)
-Правильно. Весы бывают разные. (2 слайд)
Коробки ставятся на весы.
- Почему одна чашечка опустилась вниз? (Эта коробка тяжелее)
- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? (Масса)
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? (Удвоенная буква"с")
-Прочтите это слово.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
(3 слайд)
- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?
- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?
- Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете? (Предположения).
- Сейчас мы проверим наши предположения на практике.
2. Работа по учебнику стр. 78.
Задание № 1. (4 слайд) - Сравните массу яблока с массой лимона.
- Что легче, что тяжелее или они равны? (Масса яблока равна массе лимона)
- Теперь сравните массу яблока с массой груши. (5 слайд)
- Что легче, что тяжелее или они равны? (Масса яблока меньше массы груши)
- Теперь сравниваем массу яблока и с массой клубники. (6 слайд)
- Что легче, что тяжелее или они равны ? (Масса яблока больше массы клубники.
- Прочтите текст в оранжевой рамке. (7 слайд)
3. Задание № 2. (8 слайд) - Рассмотрите рисунок. Что видите? (Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии)
- Что это значит?(Массы одинаковые)
- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось? (Масса яблока равна массе 5 клубник)
Учитель записывает на доске: ябл. - 5 к.
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае? (Мерка – клубника)
- Откройте тетради пропустите 4 клетки вниз, нарисуйте солнышко, запишите задание №1 и запишите выражение, написанное на доске.
- Прочтите текст в оранжевой рамке после этого задания.
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной? (Да)
- Правильно. Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина.
- В данном задании мы измеряли массу яблока в чем? (В клубниках)
- Значит, масса одной клубники – мерка, масса 5 клубник– мера массы одного яблока.
IV. Физкультминутка: (9 слайд)
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять
4. Работа по учебнику стр. 78.
Задание № 3. (10 слайд) - Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках. Что получилось? (Масса яблока равна массе двух шоколадок)
-Запишите выражение в тетрадях.
Проверка (учитель вызывает одного ученика к доске).
Правильное выражение: ябл. – 2 ш.
- Какая мерка в этом случае? (шоколадка – мерка).
- Смотрите, яблоко одно и тот же, значит 5 кл. – 2 ш., так?
- Но ведь мы знаем, что 5 2. Нет ли здесь ошибки? (Нет, мы измеряли разными мерками)
- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка)
- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.
5. Введение единицы измерения массы 1 килограмм.
Работа по учебнику стр. 79.
Задание № 4. (11 слайд) -Посмотрите на рисунок. Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (Мерка – яблоко)
(12 слайд) - А при измерении массы пакета с рисом? (Мерка – банан)
(13 слайд) - Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)
- Правильно. Массу дыни и массу упаковки риса сейчас сравнить нельзя – они измерены разными мерками. (14 слайд)
(15 слайд) - Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.
- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?
- Сокращенно записывают - кг.
- Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку в тетрадях. Запишите 1 кг и 2 кг. (Дети прописывают)
- Прочтите текст в оранжевой рамке.
- Под правилом нарисована гиря весом 1 кг. С помощью таких гирь и измеряют массу какого-либо продукта. (16 слайд)
V. Закрепление знаний:
Задание № 5. (17 слайд) - Теперь, когда мы узнали, что одна из общепринятых единиц измерения массы - килограмм, можем ли сравнить массу дыни и массу риса? (Да.)
- Почему? (Будем измерять одинаковой меркой.)
- Правильно.
(18 слайд) - Посмотрите на рисунок и скажите, какова масса дыни? (3 кг.)
(19 слайд) - А теперь скажите, какова масса риса? (2 кг)
- Запишите полученные выражения в тетрадях. (20 слайд)
- Сравните их массы. Что получилось? (21 слайд)
(Масса дыни больше массы пакета риса)
VI. Итог урока: (22 слайд)
Попросить одного ученика прочитать правила, рассмотренные на уроке.
- Ребята, о чем говорили на сегодняшнем уроке?
- Что нового мы сегодня узнали?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- Чему научились на уроке?
- Ребята, вам понравился наш урок?
Похвалить активных учеников.
- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!