«Зимний фестиваль знаний 2025»

Масса. Килограмм

Цель урока: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Величины. Масса. Килограмм.



Цель урока: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).



Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

  • Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук.

  • Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного

задания;

– принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

– оценивать результаты индивидуальной работы.

Личностные:

– работать в команде;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные:

– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью

рисунков, схематических рисунков и схем;

– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий)

при работе с конкретным заданием;

– читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на

схемы.



Коммуникативные:

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках

материалу;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

– ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении

задания;

– работать консультантом и помощником для других ребят.



Оборудование: полоски разных цветов и длин, две одинаковые коробки, весы, презентация.



Ход урока



I. Организационный момент: (1 слайд)

- Итак, друзья, внимание –

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Сейчас начнем урок!

- Проверьте готовность к уроку. Начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.



II. Актуализация знаний:

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?(Полоски цветной бумаги)

- Что можно о них сказать? (Одинаковая форма, одинаковый материал)

- А что можно сказать про цвет? (Цвет одинаковый)

- Хорошо. А теперь попробуйте сравнить полоски по длине с соседом по парте.

- Получается? (Нет)

-Почему же не получается? Кто догадался? (Разная длина)

- Правильно. Теперь измерьте каждый свою полоску.

- Какова длина синей полоски? (7 см)

- А зеленой? (10 см)

- Какая полоска длиннее?

- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)

- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)

- Что такое длина? (Это величина)

- Почему это величина? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).

- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)

- А сантиметр является величиной? (Нет, это мерка)

- Какие еще меры длины вы знаете? (Дециметр)



III. Открытие нового знания и формулирование темы урока:

1. Знакомство с массой.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).

– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Предположения детей)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Выходят 2-3 ученика)

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

- Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор.

- Как он называется? (Весы)

- Вы встречались с этим прибором прежде? Где?

- Весы — один из древнейших приборов.

– Какие весы вы знаете? (Предположения)

-Правильно. Весы бывают разные. (2 слайд)

Коробки ставятся на весы.

- Почему одна чашечка опустилась вниз? (Эта коробка тяжелее)

- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? (Масса)

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? (Удвоенная буква"с")

-Прочтите это слово.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

(3 слайд)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете? (Предположения).

- Сейчас мы проверим наши предположения на практике.



2. Работа по учебнику стр. 78.

Задание № 1. (4 слайд) - Сравните массу яблока с массой лимона.

- Что легче, что тяжелее или они равны? (Масса яблока равна массе лимона)

- Теперь сравните массу яблока с массой груши. (5 слайд)

- Что легче, что тяжелее или они равны? (Масса яблока меньше массы груши)

- Теперь сравниваем массу яблока и с массой клубники. (6 слайд)

- Что легче, что тяжелее или они равны ? (Масса яблока больше массы клубники.

- Прочтите текст в оранжевой рамке. (7 слайд)

3. Задание № 2. (8 слайд) - Рассмотрите рисунок. Что видите? (Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии)

- Что это значит?(Массы одинаковые)

- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось? (Масса яблока равна массе 5 клубник)

Учитель записывает на доске: ябл. - 5 к.

- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае? (Мерка – клубника)

- Откройте тетради пропустите 4 клетки вниз, нарисуйте солнышко, запишите задание №1 и запишите выражение, написанное на доске.

- Прочтите текст в оранжевой рамке после этого задания.

- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной? (Да)

- Правильно. Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. 

- В данном задании мы измеряли массу яблока в чем? (В клубниках)

- Значит, масса одной клубники – мерка, масса 5 клубник– мера массы одного яблока.



IV. Физкультминутка: (9 слайд)

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять









4. Работа по учебнику стр. 78.

Задание № 3. (10 слайд) - Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках. Что получилось? (Масса яблока равна массе двух шоколадок)

-Запишите выражение в тетрадях.

Проверка (учитель вызывает одного ученика к доске).

Правильное выражение: ябл. – 2 ш.

- Какая мерка в этом случае? (шоколадка – мерка).

- Смотрите, яблоко одно и тот же, значит 5 кл. – 2 ш., так?

- Но ведь мы знаем, что 5 2. Нет ли здесь ошибки? (Нет, мы измеряли разными мерками)

- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка)

- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.



5. Введение единицы измерения массы 1 килограмм.

Работа по учебнику стр. 79.

Задание № 4. (11 слайд) -Посмотрите на рисунок. Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (Мерка – яблоко)

(12 слайд) - А при измерении массы пакета с рисом? (Мерка – банан)

(13 слайд) - Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

- Правильно. Массу дыни и массу упаковки риса сейчас сравнить нельзя – они измерены разными мерками. (14 слайд)

(15 слайд) - Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.

- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?

- Сокращенно записывают - кг.

- Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку в тетрадях. Запишите 1 кг и 2 кг. (Дети прописывают)

- Прочтите текст в оранжевой рамке.

- Под правилом нарисована гиря весом 1 кг. С помощью таких гирь и измеряют массу какого-либо продукта. (16 слайд)









V. Закрепление знаний:

Задание № 5. (17 слайд) - Теперь, когда мы узнали, что одна из общепринятых единиц измерения массы - килограмм, можем ли сравнить массу дыни и массу риса? (Да.)

- Почему? (Будем измерять одинаковой меркой.)

- Правильно.

(18 слайд) - Посмотрите на рисунок и скажите, какова масса дыни? (3 кг.)

(19 слайд) - А теперь скажите, какова масса риса? (2 кг)

- Запишите полученные выражения в тетрадях. (20 слайд)

- Сравните их массы. Что получилось? (21 слайд)

(Масса дыни больше массы пакета риса)



VI. Итог урока: (22 слайд)

Попросить одного ученика прочитать правила, рассмотренные на уроке.

- Ребята, о чем говорили на сегодняшнем уроке?

- Что нового мы сегодня узнали?

- Какое за­дание показалось наиболее интересным?

- Чему научились на уроке?

- Ребята, вам понравился наш урок?



Похвалить активных учеников.



- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее