Марафон профессий.
Занятие по профориентации для 6 класса.
ЦЕЛЬ:
• Расширение знаний о различных профессиях, показывая значимость каждой для общества.
ЗАДАЧИ:
• Дать представление о разнообразии профессий и их важности для людей;
• Воспитывать любовь к труду
• Привить уважение к людям разных профессий;
• Развивать творческий потенциал личности, создавая условия для формирования коммуникативных навыков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
А давайте для начала выясним значения слова «марафон».
Значение слова марафон – состязание, соревнование. А посостязаемся мы в наших знаниях, знаниях о профессиях.
Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей.
Сегодня мы узнаем много интересного о профессиях: вы расскажете о профессиях ваших родителей, познакомитесь с множеством различных профессий..
Ребята, что такое профессия? (ответы детей)
В толковом словаре ( показываю) есть такое толкование этого слова.
Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
- Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии.
Вы учитесь в 5 классе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.
А для этого нам нужно хорошо учиться, овладевать знаниями.
Как вы думаете, почему дети должны знать о профессии родителей? (Ответы детей.) Может быть, кому-то понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет, заниматься этим же делом.
II. Знакомство с профессиями родителей
Учитель: Вот так и ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.
Каждый из вас готовит рассказ о профессиях родителей и сейчас нам расскажет, какие же профессии у наших родителей.
(дети по очереди выходят к доске и обыгрывают профессию родителя)
– Молодцы! Вы много знаете о труде и профессиях своих родителей.
Профессий в мире много, и все они удивительно интересны. Есть профессии, которыми владеют и папы и мамы, но бывают только мужские или только женские профессии.
Послушайте стихотворения о папиных и маминых профессиях.
Папины профессии
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа-пилот.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа-шахтёр.
Искры летят, из котла валит пар –
То варит сталь наш отец-сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук,
В детской больнице папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» –
Учит нас с детства папа-поэт.
Мамины профессии
Тёплые вещи быстро и тихо,
Шьёт для детишек мама-портниха.
Зубки больные без всяких уколов,
Вылечит мама – врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка.
III. Игровые ситуации
Учитель: Давайте с вами немного поиграем.
Игра “Волшебный мешочек”. Я вам покажу инструменты, а вы мне ответите: кто забыл эти вещи.
В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (жезл, указка, молоток, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.
Игра «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения
Игра « Доскажи словечко»
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать ?
Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).
Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Доску выстрогал - ……. (столяр)
В доме свет провел - ……. (электрик)
В шахте трудится - ……. (шахтер)
В жаркой кузнеце - ……. (кузнец)
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
Трактор водит - ……. (тракторист)
Электричку - ………. (машинист)
Стены выкрасил - ……. (маляр)
Служит на море … ( моряк ).
Кто все знает……. (молодец)
Конкурс «Аукцион профессий»
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
1. Кисть, краски (художник)
Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хорошим художником?
Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.
2. Парик, костюм (актер)
3. Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
4. Овощи, кастрюля (повар)
Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.
5. Расческа, ножницы (парикмахер)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
8. Ножницы, сантиметр, ткань (швея)
9. Кирпич, мастерок (строитель)
Загадки о профессиях
Угадать сейчас нам надо:
Кто на луг выводит стадо?
Он уколет- ты не плач.
Так болезни лечит…
По арене он бежит-
Цирк от хохота дрожит!
Расходам он ведѐт учѐт,
Зарплату людям выдаѐт.
И в кино он, и на сцене,
За талант его мы ценим.
Кто двор наш содержит в порядке?
А ну-ка ответьте, ребятки!
Из кирпичей возвожу этажи.
Как называют меня, подскажи?
Кто создаѐт и дома, и ракеты?
Думай, какая профессия это?
Я вам вопрос задать спешу:
Кто сделал чѐлку малышу?
Кто закинул в море сети?
Поскорей ответьте, дети!
Кем отчизны рубежи
Охраняются, скажи?
Кто летает на ракете,
К звѐздам ближе всех на свете?
Игра. Соедини верное
Кинолог
Специалист по исследованию космического пространства.
Ювелир
Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.
Эколог
Человек, который лечит животных.
Космонавт
Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.
Ветеринар
Человек, который занимается изучением и разведением собак.
.Сейчас проверим, какие профессии вы запомнили.
Игра.Разгадайте кроссворд
Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто в дни болезней
Будет всех полезней? (Доктор.)
Наведёт стеклянный глаз.
Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф.)
Работает на мельнице. (Мельник.)
Играет на пианино. (Пианист.)
Он не лётчик, не пилот
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите, это? (Космонавт)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Преграждая путь врагу. (Пограничник.)
Кто учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине
Пусть труд его не легок и не прост
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
11. Кто рано встает и коров выгоняет,
Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)
12.Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы идем сегодня в гости! (Сапожник)
Учитель.
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать
Ну, а ты кем хочешь стать?
Ребята, у вас наверное тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (дети рассказывают о своих профессиях)
Надо 11 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы-
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).
Молодцы! А сейчас я вам расскажу сказку.
Жили – были на свете два молотка:
Цок – цок и Стук – бряк. Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них, ребята! Какие же они разные. Один блестит, другой ржавый, вместо рукоятки палка.
- Скажите, ребята, если бы вам нужно было бы что-нибудь приколотить, какой молоток вы бы взяли?
- Почему? (ответы ребят)
- Верно. Цок – цок – всегда аккуратный, прямо блестит! И рукоятка у него гладенькая, словно отполированная – таким приятно работать. А Стук – бряк …? (ответы детей)
Цок – цок вставал рано – рано и сразу принимался за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда очень старался. И люди любили его.
А Стук – бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шёл работать. У него ничего не получалось и он злился и ворчал.
Цок – цок всегда говорил ему, чтобы тот не злился, а старался, тогда и выйдет как надо.
Но Стук – бряк не умел стараться. Потому его и прозвали Стук – бряк. Никому он добра не делал. Зато хвастаться очень любил.
-Нравится вам этот молоток Стук-бряк?
И вот однажды сорвался Стук-бряк с рукоятки и вылетел в окно. Долго так валялся, никому не нужный. Но однажды увидел его мастер: подобрал, стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и Стук-бряк вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел как-то раз Цок-цок прогуляться и вдруг слышит... Цок-цок! Видит – блестящий молоточек ловко гвозди забивает. Кто же это? Был когда-то Стук-бряк! А теперь – посмотри-ка и послушай, превратился Стук-бряк в братца Цок-цок! С тех пор стали они удалой и дружной бригадой работать вместе на радость себе и людям.
-Понравилась вам сказка?
-Кто помог Стук-бряку стать умелым молоточком? (мастер и его умелые руки)
-Что значит умелые руки?
-Как ещё можно назвать такие руки? («золотые» руки)
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением - выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность.
Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.
Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих.
- Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?
- Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?
- Кто хочет, чтобы автобус, идущий по дороге, подбрасывало на ухабах?
- Кто хочет, чтобы на наших дорогах валялся мусор?
- Кто хочет жить в красивом и прочном доме?
То есть, ребята, хорошая работа приносит людям радость!
Заключение
Если главный, ведущий предмет вашего труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек — природа».
Если главный, ведущий предмет вашего труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» - «человек - техника».
Тип «3» - «человек — знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
«Ч» - «человек — человек». Для этого типа профессии главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей, т.е. общение с людьми.
Тип «X» - «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
Итак, начнем тестирование. Если соглашаетесь, пишете единицу, если нет – ноль.
Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми (Ч)
Охотно ли помогу что-нибудь мастерить (Т)
Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (Х)
Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (П)
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить (З)
Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь.(Ч)
Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).(П)
Делаю мало ошибок в письменных работах. (З)
Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. (Т)
Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства. (Х)
Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П)
Активно участвую в художественной самодеятельности (Х)
Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. (Т)
Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. (З)
Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч)
Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т)
Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х)
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными). (П)
Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч)
Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч)
Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т)
Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З)
Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч)
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием (Х)
Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.(П)
Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т)
Мне обычно удается убедить сверстников или младших
в целесообразности того или иного плана действий.(Ч)
Охотно наблюдаю за животными или растениями.(П)
Люблю читать литературу, которую многие считают
скучной (научно-популярную, литературно-критическую, публицистику).(З)
Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они (Х)
Теперь давайте, ребята, подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны.
«П» - агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомолог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод.
«Т» - электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот.
«3» - лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгалтер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон.
«X» - архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед.
«Ч» - учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, администратор.
Этот тест всего лишь показывает ту профессию, к которой учащийся наиболее склонен. Но как вы считаете, ребята, тест вам помог разобраться хотя бы с направлением будущей профессии? Вы согласны с результатами теста? (Обсуждение с учащимися результатов теста).
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом
Без работы, без труда
Не построить города1
Профессий много на Земле
И каждая важна!
Решай, мой друг, кем быть тебе
Ведь жизнь у нас одна.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя
Решай, мой друг, кем быть тебе
Ведь каждая из них важна!
У: Наше занятие подходит к концу.
-Какие моменты остались в вашей памяти?
-Какие мысли запомнились?
-Над чем хочется задуматься?
-Ответы ребят.
Хочется сказать, что выбор профессии - жизненно важный вопрос. Он сравним со вторым рождением. Обдумывать и обсуждать вопрос будущей профессии нужно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
Какие вы знаете пословицы о труде?
Уменье и труд а в одном отличись
Готовь сани летом созреет - само упадет
За много дел не берись, а говори, что сделал
Не говори, что делал, а телегу - зимой Поспешишь пока горячо Без труда не вынешь и рыбки из пруда Не тряси яблоко пока зелено: людей насмешишь Кто рано встает, все грибы соберет, а начавши - делай Куй железо, а сонливый пойдет за крапивой
Ответы: Уменье и труд все перетрут. За много дел не берись, а в одном отличись. Готовь сани летом, а телегу - зимой. Не говори, что делал, а говори, что сделал. Поспешишь - людей насмешишь. Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет. Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой. Куй железо, пока горячо. Не начавши - думай, а начавши - делай.