«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Лексика лозоплетения в вадских говорах

Искусство плетения из лозы уходит в глубокую древность. Лозоплетением занимались уже в каменном веке, когда из веток делали емкости, а затем обмазывали их глиной.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Искусство плетения из лозы уходит в глубокую древность. Лозоплетением занимались уже в каменном веке, когда из веток делали емкости, а затем обмазывали их глиной. Плетеная мебель, утварь использовалась в Древнем Риме в домах патрициев. Два плетеных стула были обнаружены в гробнице Тутанхамона. На полотнах известных художников эпохи Возрождения запечатлены изделия из лозы. В конце XIX – начале XX века французские мастера покрывали изделия из прута позолотой, серебром, разными красителями. В конце XIX века лозоплетение начало развиваться в России. Крупные центры плетения лозы были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской и других губерниях. Из лозы делали стулья, столы, вазы, кресла, диваны, коляски, корзинки, игрушки, а также рыболовные ловушки (верши, нереды, мережи). Для плетения в целом использовалась ива в виде прута, палок, лент.

Лозоплетением занимались и занимаются в Вадском районе Нижегородской области. Здесь когда-то делали даже жилье из лозы. На это указывает, в частности, название части села Елховки этого района – Плетнево, где «из хвороста плели плетни, обмазывали их глиной и жили в этих мазанках» [Шеронов 1966, 10].

При интерпретации предметов, явлений внешнего мира через внутреннюю форму слова сознание человека не только дублирует с помощью знаковых средств отражаемую реальность, но и выделяет в ней значимые для субъекта признаки и свойства, конструирует их в идеальной обобщённой модели действительности. [См.: Вендина 1998: 12; Тимофеев 1975: 29-34; ср.: Климкова 1969: 15-18]. Словообразовательный анализ позволяет понять, «какие элементы внеязыковой действительности и как словообразовательно маркируются, почему именно они удерживаются сознанием, ибо уже сам выбор того или иного явления действительности в качестве объекта словообразовательной детерминации свидетельствует о его жизненной и социальной актуальности в языковом сознании народа» [Вендина: 1998, 9].

В лексике лозоплетения продуктивным является морфологический способ словообразования. Многочисленны суффиксальные образования, созданные по типам: основа глагола + общее словообразовательное значение «предмет по действию» + суффиксы:

1) -к-: в'арка – вар'ить, ср'езка – ср'езать, загот'овка – загот'овить,

зач'истка – зач'истить, расп'арка – расп'арить, пров'арка – пров'арить зат'очка – заточ'ить, с'ушка – суш'ить и др.;

2) -ниj- / -ениj-: нарез'ание – нар'езать, подрез'ание – подрез'ать,

ошк'уривание – ошк'уривать, в'яление – в'ялить, вар'ение – вар'ить, плет'ение – плест'и и др.;

3) нулевая суффиксация: стр'уг – строг'ать, ср'ез – срез'ать, заг'иб –

загиб'ать, нар'ез – нарез'ать, подр'ез – подрез'ать, пр'опуск – пропуск'ать

и др.;

4) -ец-: рез'ец – р'езать и др.;

5) -лк-: щем'илка – щем'ить и др.

Продуктивными являются типы с суффиксами -ниj- / -ениj-, -к-, нулевым.

В качестве производящей базы лексем этой парадигмы представлены

также основы имён существительных, а в качестве второй словообразующей

величины используются суффиксы:

1) -к-: р'амка – р'ама, сп'инка – спин'а, корз'инка – корз'ина, с'анки –

с'ани, вер'ёвка – вер'ёвочка и др.;

2) -очк-: л'ента – л'енточка, корз'ина – корз'иночка, в'аза – в'азочка и др.

При этом типы имеют модификационное значение, именно значение субъективной оценки. В ряде производных это значение затухает, поскольку производные терминологизируются.

В области глаголов-профессионализмов, называющих процесс подготовки изделий со всеми его этапами*, продуктивным является префиксальный способ образования слов, представленный типами со значением результативности действия и префиксами:

про-: прораст'и – раст'и, пропуст'ить – пуст'ить, провар'ить – вар'ить и др.;

за-: заплест'и – плест'и, зач'истить – ч'истить и др.;

под-: подр'езать – р'езать, подсуш'ить – суш'ить, подгот'овить – гот'овить и др.;

о-: оплест'и – плест'и, , ошк'урить – шк'урить, оч'истить – ч'истить и др.;

рас-: расп'арить – п'арить, распр'авить – пр'авить и др.;

с-: ср'езать – р'езать и др.;

на-: нар'езать р'езать, навар'ить - вар'ить и др.

Наиболее представлены производными типы с префиксами про-, под-.

В данной парадигме глаголы объединяются в словообразовательные парадигмы и цепочки:

Варить – наварить - наваривать

проварить – проваривать

Резать – нар'езать – нарез'ать

подр'езать – подрез'ать

разр'езать – разрез'ать

ср'езать – срез'ать

Сушить – насушить

подсушить – подсушивать; а также др.

* Глаголами и отглагольными существительными отражаются различные этапы изготовления изделий из прута: 1. начальный (подготовительный): ср'ез'ать, ср'езка, нар'ез'ать, подр'ез'ать, загиб'ать и др.; 2. этапы процесса обработки прута: а) ошк'уривать, ошк'уривание, б) вар'ение, вар'ить, в'арка, в'ялить, в) суш'ить, с'ушка, г) зач'истить, зач'истка, очищ'ать, д) лакиров'ать и др.; 3. процесс, предваряющий получение изделия: а) плест'и, плет'ение, вяз'ать б) загиб'ать, в) пропуск'ать, г) завод'ить, д) оплет'ать, заплет'ать, е) скр'учивать и др.

Этапы производственного процесса называются и отвлечёнными существительными с суффиксом -ниj- / -ениj- и особенно -к- .

В лексике лозоплетения вадских говоров активна и атрибуция, или синтагматический способ словообразования. Производные этим способом единицы являются составными, двусловными, в форме атрибутивно-субстантивных словосочетаний и используются для обозначения разновидностей корзин, прутов, причём главное слово выражает родовое понятие, а зависимое – видовое, индивидуальный признак. В этих случаях основную смысловую нагрузку несёт именно грамматически зависимый компонент: двухвед'ёрная корзина; трёхвед'ёрная корзина, квадр'атная корзина, грибн'ая корзина, ов'альная корзина, одногодичный прут, двухгодичный прут, кормов'ая корзина, годов'ой прут, сад'овый нож и др.

Составные, двусловные, единицы-словосочетания как результат атрибуции могут вовлекаться в дальнейший словообразовательный процесс, и на их базе происходит конверсия, субстантивация прилагательных. Возникает вариативность наименований в виде словосочетаний и субстантивированных прилагательных. Лексемы-конверсивы же обозначают не признак, а являются названиями предметов: двухвед'ёрная, трёхвед'ёрная, квадр'атная, грибн'ая, ов'альная, одногодичный, двухгодичный, кормов'ая, годов'ой и др.

Таким образом, в лексике лозоплетения действенны в основном морфологический способ, суффиксация и префиксация, а также и синтагматический (атрибуция). [Ср.: Русская грамматика I, 1980: 142 – 166, 166 – 177, 183 – 200, 249 – 250, 333 – 390]. Универбация представлена немногими производными: одногодка – одногодичный прут, двухгодка – двухгодичный прут и др.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). – М.: Индрик, 1998.

  2. Климкова Л. А. Суффиксальное словообразование в говорах южных

районов Горьковской области: автореферат дис. … канд. фил. наук:

10.02.01. – М., 1969.

  1. Тимофеев К. А. Смысловая структура слова и его словообразовательное значение (заметки и наблюдения) // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования: сборник научных трудов. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 1975.

  2. Русская грамматика. Т. 1. – М.: Наука, 1980.

  3. Шеронов Л. А. Исторический очерк села Елховка Вадского района

Горьковской области в далеком прошлом и теперь. Рукопись. – Вад,

1966.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее