«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Лабораторная работа "СТРОЕНИЕ КЛУБНЯ КАРТОФЕЛЯ И ЛУКОВИЦЫ РЕПЧАТОГО ЛУКА КАК ВИДОИЗМЕНЕННЫХ ПОБЕГОВ"

СТРОЕНИЕ КЛУБНЯ КАРТОФЕЛЯ И ЛУКОВИЦЫ РЕПЧАТОГО ЛУКА КАК ВИДОИЗМЕНЕННЫХ ПОБЕГОВ

Цель работы: изучить строение клубня картофеля, луковицы репча­того лука; доказать, что клубень и луковица — это видоизмененные побеги.

Материалы и оборудование: клубни картофеля, луковицы репчатого лука, раствор Люголя, скальпель, препаровальная игла, пипетка, лупа.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«_____» ______________ 20_____г.

Лабораторная работа № 8

Практическая

СТРОЕНИЕ КЛУБНЯ КАРТОФЕЛЯ И ЛУКОВИЦЫ РЕПЧАТОГО ЛУКА КАК ВИДОИЗМЕНЕННЫХ ПОБЕГОВ


Цель работы: изучить строение клубня картофеля, луковицы репча­того лука; доказать, что клубень и луковица — это видоизмененные побеги.

Материалы и оборудование: клубни картофеля, луковицы репчатого лука, раствор Люголя, скальпель, препаровальная игла, пипетка, лупа.


Ход работы


  1. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите углу­бления с почками (глазки), рубцы от листочков (бровки), след от столона. Определите, где почек больше: у основания (со стороны столона) или на верхушке. Найдите верхушечную и пазушные почки. Имеются ли у клубня придаточные корни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сравните внешнее строение клубня с внешним строением типичного побега. Сделайте обозначения, отметьте общие признаки.


Б








Внешнее строение типичного побега (А) и клубня (Б)


1) ___________________________________________________________________________

2(а) __________________________________________________________________________

2(6) _________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

4) ___________________________________________________________________________

5) ___________________________________________________________________________



  1. Разрежьте клубень поперек и сделайте тонкий (2—4 мм) срез. Рассмо­трите его на свет. Сравните расположенные на срезе клубня слои со схемой внутреннего строения стебля. Укажите и подпишите общие для них части







Внутреннее строение типичного побега (А) и клубня (Б)

1)

2)

3)

4)


  1. На срез клубня картофеля нанесите каплю раствора йода. Отметьте, как изменилась его окраска. Сделайте вывод о содержащихся в клубне веществах и о том, какую функцию в связи с этим выполняет клубень.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рассмотрите внешнее строение луковицы репчатого лука. Чем она покрыта снаружи? Какое значение имеют эти образования?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Снимите наружные сухие чешуи, установите, что расположено под ними. Разрежьте луковицу вдоль. Сравните внутренние чешуи с наружными. Каково значение этих видоизмененных листьев?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Найдите на срезе укороченный стебель — донце, верхушечну и пазушные почки. Рассмотрите корни, отрастающие от донца, определите, как они называются и какую корневую систему образуют.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сравните строение луковицы со строением побега. На схеме укажите и подпишите общие для них признаки.



  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________



Строение луковицы репчатого лука















  1. Занесите полученные результаты в таблицу (отметьте знаком «+» или «-»).


Признаки побега, присущие клубням и луковицам


Признак

Клубень

Луковица

Морфологические:

• узлы



• междоузлия



• листья



• почки



• стебель



• придаточные корни



Анатомические:

• кора



• древесина



• сердцевина



Функции:

• запас веществ



• вегетативного размножения





  1. Сравните строение клубня и луковицы и сделайте вывод о том, какой орган растения они представляют и какие функции выполняют.

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте краткие ответы на вопросы

  1. Сравните строение корневища и корня. По каким признакам их можно различить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В ботанических справочниках указывается, что подземные органы многих дикорастущих травянистых растений можно употреблять в пищу, но только если собрать их ранней весной или, наоборот, поздней осенью. Как вы думаете, почему они становятся съедобными именно в это время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Приведите примеры растений, выращиваемых в вашей местности, для которых характерны видоизменённые побеги. С какой целью их выращивают?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Выполните задание



Поместите луковицу репчатого лука в банку или неширокий стакан таким образом, чтобы луковица не проваливалась, а только касалась донцем воды, налитой в сосуд.

Через несколько дней у луковицы появятся придаточные корни и зеленые листья. Попытайтесь объяснить, почему у луковицы растут корни и листья, хотя она находится не в почве, а в воде.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее