«Зимний фестиваль знаний 2025»

Лабораторная работа. Наблюдение за передвижением животных.

Формирование умения объянять признаки животных.Группы животных. Влияние природы на животных. Загадки о животных. Признаки животных. Одноклеточные и многокллеточные животные. Влияние природы на животных. Лабораторная работа. Наблюдение за движением животных.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

-1-

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся- важное звено учебно воспитательного процесса.

Необходимость контроля объясняется прежде всего потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения.

От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности перед коллективом.

Зачеты – это особая форма организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Зачеты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить проблемы в знаниях и организовать корректировочное индивидуальное обучение, предотвращающее хроническую неуспеваемость.

Зачетная система обеспечивает систематичность учения и способствует выработке системы знаний как основы развития школьников.

Зачет, как и всякий контроль, выполняет функции, характерные для учебного процесса: образовательную, воспитательную и развивающую.

Обучающее влияние можно проследить на таком примере. При организации групповой деятельности учащихся привлекают к анализу ответов своих товарищей дополнению и исправлению их. Таким образом, продолжается процесс усвоения материала, совершенствование их знаний.

Воспитательные функции зачета проявляются в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности.

Развивающее воздействие на учащихся в процессе зачета выражается в формировании устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля и самооценки.

При проведении зачетов к методам контроля предъявляю следующие требования : полнота, всесторонность, систематичность, объективность; обеспечение обучающего, воспитывающего, развивающего влияния его в отдельных случаях- использование дифференцированного подхода к учащимся.

Полнота и всесторонность контроля могут быть достигнуты при включении в содержание его всех основных элементов учебного материала курса химии, а иногда и других дисциплин, проверки не только предметных, но и интегрированных знаний, мировоззренческих идей, а также специальных, обще учебных и интеллектуальных умений и навыков.

Системность контроля при проведении зачета обеспечивается получением нескольких оценок за разные виды деятельности школьников, а также их самооценок.

Наиболее распространенные типы зачетов: тематические, проводящиеся после изучения отдельных тем или нескольких тем программы, и итоговые, которые завершают изучение больших разделов курса химии.

Формы проведения зачетов могут быть самыми разнообразными, выбор их зависит от возрастных особенностей учащихся, степени подготовленности класса, от задач, которые ставит перед собой учитель, от его индивидуальных особенностей.

1 Зачет по типу экзамена.

Сдающие зачет отвечают членам комиссии по билетам, составленным из вопросов, предлагаемых для подготовки к зачету.

2 Трудовой зачет

Класс делят на группы учащихся с разным уровнем подготовленности. Каждый член группы получает карточки- задания и по очереди отвечает на свои вопросы , остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответ своего товарища.

3 Зачет-карусель


-2-

Членами комиссии оценивается только один вопрос. В итоге выставляют каждому ученику общую оценку за зачет.

4 Зачет по маршруту

Ставится три оценки. Первая за усвоение теоретического материала, вторая за решение задач, третья за умение планировать и проводить химический эксперимент.

Широко применяются и такие формы организации и проведения зачетов, как общественный смотр знаний, а также конкурсы по типу химического КВН, зачет-аукцион.

Элементы игры, например химическое лото, химический лабиринт и т.д., вводимые в зачеты делают их более интересными и увлекательными для учащихся.

Зачет- своеобразная форма смотра знаний, в процессе которого повышается ответственность учащихся за результаты учебного труда, как индивидуального, так и коллективного.

Задача зачета выявить уровень знаний и умений учащихся при устных ответах, решении задач, распознавании веществ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ

обучающее - контролирующего характера.

Основные задачи зачета: проверить качество усвоения учащимися таких основных химических понятий, как физические и химические явления, чистые вещества и смеси, простые и сложные вещества, химические уравнения, закон сохранения массы веществ; умения применять свои знания, составлять формулы бинарных соединений, решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций; продолжать формирование умение работать в коллективе, развивая чувства товарищества, требовательности к себе и к своим товарищам.

Средства обучения и контроля : магнитофон, графо проектор, карточки с заданием, кодо пленки у учащихся на партах копировальная бумага, ручки с пустыми стержнями, карандаши, резинки.

Зачет состоит из трех частей. Начинается с индивидуальной работы, цель которой- проверить знание учащихся основных химических понятий, умение составлять формулы бинарных соединений.

Самостоятельная работа проводится с использованием магнитофона, который воспроизводит следующий дикторский текст:

1 задание: К каким явлениям, физическим или химическим, относятся указанные процессы, вы должны записать в качестве ответа букву Ф, если речь идет о физическом явлении, если речь идет о химическом явлении- Х; испарение воды, помутнение известковой воды под действием углекислого газа, ковка металла, обугливание лучины, ржавление гвоздя.

2 задание: Приступаем к выполнению второго задания, в котором речь пойдет о чистых веществах и смесях веществ. Ответы записывайте в виде первой буквы В, если говорится о чистом веществе, С , если имеется в виду смесь веществ: дистиллированная вода, медная проволока, почва, сахар, фосфор.

3 задание: Отвечая на вопросы третьего задания «простое вещество- сложное вещество», вы ставите букву П, если вещество простое, С, если вещество сложное (читаются следующие формулы: H2 , CO2 , Cu, H2 SO4 , H2 O, S»

Эти 3 задания учащиеся выполняют в двух экземплярах, под копирку, ручкой с пустым стержнем. При такой организации работа идет по одному варианту; исключается возможность списывания и исправления во время самопроверки. Самопроверка осуществляется по копии работы при помощи кодопленки, на которой записаны следующие ответы: 1 задание- Ф, Х, Х, Ф, Х, Х; 2 задание – В, В, С, В, В; 3 задание- П, С, П, С, С, П.


-3-

4 задание: Выполняют по вариантам

ам обычной ручкой. « I в напишите формулу вещества, состоящего из элементов серы и водорода (сера II ).

II вариант Напишите формулу вещества, состоящего из элементов фосфора и кислорода (РV)

III вариант Напишите формулу вещества, состоящего из элементов натрия и кислорода (Nа I).

По окончании работы учащиеся сдают первый экземпляр выполненного задания на проверку учителю, а по второму проводят самопроверку. Сравнивая первый и второй экземпляры, учитель может оценить качество самопроверки.

Закончив проверку четвертого задания учащиеся оценивают выполненную работу. Диктор напоминает: « Ставим «5», если ошибок нет; «4», если допущена одна ошибка; «3», если сделаны две ошибки; « 2» , если работа содержит более двух ошибок.

II ч. Вторая часть зачета проводится в виде групповой работы, цель которой- проверить знание учащихся таких понятий, как химическое уравнение, закон сохранения массы веществ, умение расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Каждая группа получает карточку с заданием, состоящим из следующих вопросов:

1 Что называется химическим уравнением?

2 На основании какого закона составляются химические уравнения?

3 Как формируется закон сохранения массы веществ?

4 На примере реакции 2Са + О2 = 2Са О докажите справедливость закона сохранения массы веществ.

5 Проверьте умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях, выполнив следующее предварительное задание:

Cu(OH)2 → CuO + H2 O

Fe(OH)3 → Fe2 O3 + H2 O

Ca + Cl2 → CaCl2

CuO + H2 → Cu + H2 O


Во время беседы в группах учащиеся должны выявить уровень усвоения данного материала, объяснить непонятное тем, кто в этом нуждается. Учитель в это время может работать со слабоуспевающими.

В группах, справившись с предварительным заданием, учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы по вариантам. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

I вариант

KCl O3 → KCl + O2

CuO + C → CO2 + Cu

H2 + O2 → H2 O

II вариант

NaNO3 → NaNO2 + O2

Ca + O2 → CaO

SiO2 + Mg → MgO + Si


В целях экономии времени задания записаны на плашных карточках, на которых учащиеся карандашом расставляют коэффициенты. После коллективной проверки результаты работы и выставления оценок написанное карандашом стирается. Такие карточки можно использовать неоднократно.

III ч. Индивидуальная письменная самостоятельная работа, которую проверяет учитель. Задания четырех вариантов записаны на карточках, и каждое состоит из 3 вопросов. Пример: 1. Сложное вещество метан, состоящее из элементов углерода ( ) и водорода, при

-4-

сильном нагревании может разлагаться на простое вещество водород (молекула состоит из двух атомов) и простое вещество углерод атомарного строения. Рассчитайте массу углерода, который может быть получен из 320 т метана.

  1. Проведите эксперимент по окислению меди кислородом воздуха при нагревании. Запишите уравнение реакции, укажите ее признаки.

  2. Напишите химические формулы следующие соединения:

I

II

III

K O Zn O Cu Cl


Учитель собирает тетради, проверяет самостоятельную работу и на основании трех оценок выставляет итоговую, которую заносит в тематическую карточку и журнал.

Зачет по этой теме можно провести как Зачет – конкурс


Зачет – конкурс


Изобретается жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов. Заранее готовятся карточки с заданиями, текст для ведущего, оборудование для демонстрации опытов, а также ведомость по учету знаний, умений и навыков учащихся ( см. табл. 1)


Таблица 1

Фамилия, имя

Оценка за задания

Дополнительный балл

Итоговая оценка


1

2

3

4

5





Перед зачетом учащихся делят на две команды так, чтобы два человека, сидящие за одним столом входили в состав разных команд; выбирают капитанов.

Зачет начинается с разминки капитанов. Каждый из капитанов должен назвать фамилию ученого по портрету и ответить, связано ли его имя с открытием закона сохранения массы веществ.

Затем конкурс капитанов ( домашнее задание) в течении 5 мин. Предлагаем раскрыть темы « О зарождении великой волшебницы- химии и философском камне» ( капитан первой команды), « О крушении алхимии» ( капитан второй команды).

Продолжая конкурс капитанов, ведущий предлагает: кто быстрее расставит коэффициенты в схемах химических реакций и укажите тип реакции?

Для капитана первой команды

Zn + HClZnCl2 + H2

P + O2P2 O5

Al + O2 → Al2 O3

CaCO3 → CaO

Для капитана второй команды


HgOHg + O2

Mg + O2MgO

Al + Cl2AlCl3

Mg + CuCl2MgCl2 + Cu


-5-

Пока жюри подводит итоги конкурса капитанов, учащиеся в течении 5 мин. Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

Задания записаны по карточкам, на обратной стороне которых имеется образец выполнения задания другого варианта.


Задания для первой команды

Cu(OH)2 → CuO + H2 O

Ca + Cl2 → CaCl2

Na + H2 O → NaOH + H2

Задания для второй команды

P2 O5 + H2 OH3 PO4

H2 + O2H2 O

Fe + S →FeS

Zn(OH)2 → ZnO + H2 O

По окончании работы ведущий предлагает рядом сидящим учащимся проверить работы друг друга, пользуясь ответами, записанными на обратной стороне карточки проверяющего, и выставить оценки за выполнение задания 1 в ведомость учета знаний.

Жюри подсчитывают и объявляют общий счет.

Ведущий продолжает конкурс капитанов: « Отличить чистое вещество от смесей . Справа и слева на доске записаны слова: сахар, гранит, молоко, почва, водород, железо, воздух. Капитаны должны в течении 2 мин. Подчеркнуть одной чертой слова, обозначающие чистые вещества. Побеждает капитан, который первым правильно выполнил задание.

Учащиеся выполняют аналогичное задание, затем переходят к следующему конкурсу: отличить простое вещество от сложного по химической формуле вещества. Обе работы проверяются. Оценки всех членов одной команды суммируются и объявляется общий счет.

Ведущий задает вопросы командам: « О каком элементе идет речь?»

1. Этот элемент алхимики обозначали тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей, почетных знаков. Этот металл лучше других металлов проводит электрический ток, убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном стоянии, и ее называют святой водой.

2. Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Страницы китайских рукописей первых возвестили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок и косметических средств еще до II тысячелетия до н.э . Это одно из первых простых веществ, о котором знало человечество. Этот неметалл волшебная палочка, ведь с ее помощью натуральный каучук превращается в резину.

После оценки конкурса ведущий предлагает командам задавать друг другу вопросы из домашнего задания. Например:

  1. Какой элемент А.М.Горький назвал « желтым дьяволом»?

  2. Кому принадлежат слова ? « Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие», в каком труде было это написано?

  3. Определить, в какой из двух пробирок находится известковая вода?

  4. Назовите элементы, имеющие названия из трех букв?

Для участия в следующем конкурсе ведущий приглашает по одному ученику от каждой команды. Они должны решить предложенные им задачи в течении определенного времени. На карточках записаны условия нескольких задач разной трудности. Побеждает тот, кто решит правильно, более рациональным способом

-6-

большее число задач. Решение задач повышенной трудности оценивается большей суммой баллов.

После объявления общего счета все учащиеся решают следующие задачи:

  1. Какое количество вещества алюминия содержится в образце этого металла массой 10,8 г.? (3 балла)

  2. Определите массу иодида натрия NaJ количеством вещества 0,6 моль. (4 балла)

Затем они проверяют и оценивают работы друг друга. Члены жюри подводят итог этого конкурса.

Для проведения следующего конкурса- пантомимы ведущей к доске по два человека от команды. Они должны показать, что может произойти в случае: а) неправильного обращения со спиртовкой; б) неправильного определения запаха вещества- газа.

Следующий этап зачета- конкурса: ведущий читает каждой команде рассказ о кислороде и водороде (от первого лица), а участники команд должны назвать вещество, о котором идет речь.

Ведущий объявляет следующий конкурс: «Работая в парах, прочитайте и объясните друг другу в слух следующие записи:

Первая команда- CuO, SO2 , 2Al 2O3 , FeCl2 , H2, 2H , 2N2 , 3O2

Вторая команда- Cu(OH)2 , 2H2 O, 2Fe, 3N, 4H2 , 2O , 5O2, K

Оцените ответы друг друга, оценку внесите в ведомость

Заканчивается конкурс демонстрационным опытом, для выполнения которого ведущий приглашает по одному человеку от команды. Они должны провести заданный эксперимент, указать признаки реакции, записать уравнение реакции и указать ее тип.

После объявления общего счета и поздравления команды- победительницы учитель вместе с членами жюри оценивают работу каждого ученика.

По учетной ведомости выводит средний балл. Индивидуальная оценка представляет собой целую часть среднего балла команды.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее