«Осенний фестиваль знаний 2024»

Координация и регуляция прцессов жизнедеятельности живых организмов

Основные процессы, регулирующие и координирующие жинедеятельность жиых организмов: раздражимость, чувствительность,регуляция, координация.Работа всех органов, их связь с окружающей средой у сложно органихованных животных. Регуляция нервной и эндокринной системы.Эволюция нервной системы. Основа нервной системы: Рефлексы: условные и безусловные.Эндокринная система человека и ее железы.Регуляция у растений. Ростовые вещества.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ     биология 6 класс   Автор Кузьмина Валентина Георгиевна учитель химии и биологии  МБОУ Сортовская оош

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ биология 6 класс

Автор Кузьмина Валентина Георгиевна

учитель химии и биологии

МБОУ Сортовская оош

Цели урока 1 : познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;  Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;  раскрыть особенности строения нервной системы беспозвоночных, позвоночных;  сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

Цели урока 1 :

  • познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;

  • Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;

  • раскрыть особенности строения нервной системы беспозвоночных, позвоночных;

  • сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.
Решите биологические задачи Задача №1 Рис. 1 Рис. 2 Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?

Решите биологические задачи

Задача №1

Рис. 1

Рис. 2

Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног.

Какие из них более древние?

Почему так считаете?

Задача №2 Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?   Рис. 3

Задача №2

Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?

Рис. 3

Задача №3  Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните. Рис. 4

Задача №3

Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.

Рис. 4

Задача №4 Тело рыб очень разнообразно по форме: Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 у лещей высокое и сильно сжатое у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении у акул - торпедообразное с боков В связи с чем могли развиться такие особенности строения?

Задача №4

Тело рыб очень разнообразно по форме:

Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7

у лещей высокое и сильно сжатое

у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении

у акул - торпедообразное

с боков

В связи с чем могли развиться такие особенности строения?

Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов раздражимость чувствительность регуляция координация

Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов

раздражимость

чувствительность

регуляция

координация

РАЗДРАЖИМОСТЬ

РАЗДРАЖИМОСТЬ

  • ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ;
  • СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

  • СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.
РЕГУЛЯЦИЯ

РЕГУЛЯЦИЯ

  • НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.
КООРДИНАЦИЯ

КООРДИНАЦИЯ

  • СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.
Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов.  Изучите рисунки на стр. 114 и 115 учебника.

Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов.

Изучите рисунки на стр. 114 и 115 учебника.

Рис. 8 Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения

Рис. 8

Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения

Рис. 9 Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным.

Рис. 9

Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным.

Движения простейших Та́ксисы Тропизмы

Движения простейших

Та́ксисы Тропизмы

Та́ксис 
  • Та́ксис  (от древнегреческого  τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.
Тропизмы  (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Тропизмы  (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: 1-й этап  – диффузная, или сетчатая система (гидра); 2-й этап  – узловая нервная система (дождевой червь); 3-й этап  – нервная трубка (человек).  Рис.14

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:

1-й этап  – диффузная, или сетчатая система (гидра);

2-й этап  – узловая нервная система (дождевой червь);

3-й этап  – нервная трубка (человек).

Рис.14

Диффузная нервная система  — представлена у  кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело.   Рис. 12 Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11

Диффузная нервная система  — представлена у  кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело.

Рис. 12

Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11

Узловая нервная система ,  или сложная ганглионарная система — представлена у  членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы —  ганглии . У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). Рис. 13

Узловая нервная система ,

или сложная ганглионарная система — представлена у  членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы —  ганглии . У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков).

Рис. 13

Нервная трубка зачаток центральной нервной системы у хордовых; в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг.    Рис. 14

Нервная трубка

  • зачаток центральной нервной системы у хордовых;
  • в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг.

Рис. 14

РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ Рис. 15

РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Рис. 15

Работа с учебником: В учебнике на стр.118 изучите рисунок «строение головного мозга позвоночных животных», определите:  отделы головного мозга;  размеры отделов головного мозга разных животных;  предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке.  Найдите в учебнике (§17) информацию о коре больших полушарий головного мозга.

Работа с учебником:

  • В учебнике на стр.118 изучите рисунок «строение головного мозга позвоночных животных», определите:
  • отделы головного мозга;
  • размеры отделов головного мозга разных животных;
  • предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке.

  • Найдите в учебнике (§17) информацию о коре больших полушарий головного мозга.

В основе нервной деятельности лежат  РЕФЛЕКСЫ БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС -  НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ; - ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.

В основе нервной деятельности лежат РЕФЛЕКСЫ

БЕЗУСЛОВНЫЙ

РЕФЛЕКС

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

- НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ;

- ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.

Рефлекс  – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.   Вопрос:  Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Рефлекс 

это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Вопрос:  Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Цели урока 2 : ПРОДОЛЖИТЬ ЗнакомСТВО с регуляцией процессов жизнедеятельности;  Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов С ПОМОЩЬЮ ЭНДОКРИННОГО АППАРАТА;  Раскрыть ПОНЯТИЕ ГОРМОНЫ;  сформировать представление о роли ЭНДОКРИННОЙ системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

Цели урока 2 :

  • ПРОДОЛЖИТЬ ЗнакомСТВО с регуляцией процессов жизнедеятельности;

  • Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов С ПОМОЩЬЮ ЭНДОКРИННОГО АППАРАТА;

  • Раскрыть ПОНЯТИЕ ГОРМОНЫ;

  • сформировать представление о роли ЭНДОКРИННОЙ системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.
Эндокринная система (греч. endon внутри + krino отделять, выделять) — система желез внутренней секреции. Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами. Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени. Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.

Эндокринная система (греч. endon внутри + krino отделять,

выделять) — система желез внутренней секреции.

Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами.

Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени. Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.

Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека Рис 16

Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека

Рис 16

Гипофиз Гипофиз выделяет гормоны , регулирующие деятельность других желез, так же он влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку. Рис. 17

Гипофиз

Гипофиз выделяет гормоны , регулирующие деятельность других желез, так же он влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку.

Рис. 17

Регуляция у растений  Химическая координация у растений осуществляется так называемыми   ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных.  Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Рис. 18

Регуляция у растений

Химическая координация у растений осуществляется так называемыми 

ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных.

Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе.

Рис. 18

Изучите рисунки в учебнике на стр. 122 и 123 Ответьте на вопрос:

Изучите рисунки в учебнике на стр. 122 и 123

Ответьте на вопрос:

  • Наблюдали ли вы такие явления у растений?
  • Приведите примеры.
Запомните:  Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.

Запомните:

Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.

Работаем в рабочей тетради по вопросам № 14, 15 учебника на стр. 126. УДАЧИ!

Работаем в рабочей тетради по вопросам

14, 15 учебника на стр. 126.

УДАЧИ!

Информационные источники Учебник Биология 6 класс. «Живой организм»/Н.И. Сонин.- М.:Дрофа, 2009г. Сайты: http://www.ebio.ru http://atletizm.com.ua Рисунки: Рис. 1 http://floranimal.ru/families/2316.html Рис. 2 http://zooclub.ru/rept/vidy/vidy/50.shtml Рис. 3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2420/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AF Рис. 4 http://go.mail.ru/search_images?q=Kimps%20%7C Рис. 7 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&Ftopics%2Fakula-mako Рис.6 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=% Рис. 5 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BB%D0%B5%D1%89 Рис.8 http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/000003b2-1000-4ddd-d8fa-390046bb2fe0/?fullView=1&from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&&rubric_id%5B%5D=103920 Рис.9 http://biologyshi.blogspot.com/2012/10/blog-post_8.html Рис.10 http://www.knowbiology.ru/bezpozvonochnie/kishechnopolostnye.html Рис.11 http://medusy.ru/presnovod/index.shtm Рис 12 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0& Рис 14http://www.ejonok.ru/nature Рис.15http://www.google.ru/imgres?  Рис 16, Рис. 17 http://atletizm.com.ua/zdorove/stroenie-cheloveka/198-gormony Рис. 18 http://www.ebio.ru/org17.html

Информационные источники

Учебник Биология 6 класс. «Живой организм»/Н.И. Сонин.- М.:Дрофа, 2009г.

Сайты:

http://www.ebio.ru

http://atletizm.com.ua

Рисунки:

Рис. 1 http://floranimal.ru/families/2316.html

Рис. 2 http://zooclub.ru/rept/vidy/vidy/50.shtml

Рис. 3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2420/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AF

Рис. 4 http://go.mail.ru/search_images?q=Kimps%20%7C

Рис. 7 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&Ftopics%2Fakula-mako

Рис.6 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%

Рис. 5 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BB%D0%B5%D1%89

Рис.8 http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/000003b2-1000-4ddd-d8fa-390046bb2fe0/?fullView=1&from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&&rubric_id%5B%5D=103920

Рис.9 http://biologyshi.blogspot.com/2012/10/blog-post_8.html

Рис.10 http://www.knowbiology.ru/bezpozvonochnie/kishechnopolostnye.html

Рис.11 http://medusy.ru/presnovod/index.shtm

Рис 12 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&

Рис 14http://www.ejonok.ru/nature

Рис.15http://www.google.ru/imgres?

Рис 16, Рис. 17 http://atletizm.com.ua/zdorove/stroenie-cheloveka/198-gormony

Рис. 18 http://www.ebio.ru/org17.html

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее