КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ биология 6 класс
Автор Кузьмина Валентина Георгиевна
учитель химии и биологии
МБОУ Сортовская оош
Цели урока 1 :
- познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;
- Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;
- раскрыть особенности строения нервной системы беспозвоночных, позвоночных;
- сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.
Решите биологические задачи
Задача №1
Рис. 1
Рис. 2
Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног.
Какие из них более древние?
Почему так считаете?
Задача №2
Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?
Рис. 3
Задача №3
Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.
Рис. 4
Задача №4
Тело рыб очень разнообразно по форме:
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
у лещей высокое и сильно сжатое
у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении
у акул - торпедообразное
с боков
В связи с чем могли развиться такие особенности строения?
Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов
раздражимость
чувствительность
регуляция
координация
РАЗДРАЖИМОСТЬ
- ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ;
- СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
- СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.
РЕГУЛЯЦИЯ
- НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.
КООРДИНАЦИЯ
- СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.
Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов.
Изучите рисунки на стр. 114 и 115 учебника.
Рис. 8
Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения
Рис. 9
Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным.
Движения простейших
Та́ксисы Тропизмы
- Та́ксис (от древнегреческого τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.
Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).
Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.
В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:
1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра);
2-й этап – узловая нервная система (дождевой червь);
3-й этап – нервная трубка (человек).
Рис.14
Диффузная нервная система — представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело.
Рис. 12
Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11
Узловая нервная система ,
или сложная ганглионарная система — представлена у членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии . У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков).
Рис. 13
Нервная трубка
- зачаток центральной нервной системы у хордовых;
- в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг.
Рис. 14
РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
Рис. 15
Работа с учебником:
- В учебнике на стр.118 изучите рисунок «строение головного мозга позвоночных животных», определите:
- отделы головного мозга;
- размеры отделов головного мозга разных животных;
- предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке.
- Найдите в учебнике (§17) информацию о коре больших полушарий головного мозга.
В основе нервной деятельности лежат РЕФЛЕКСЫ
БЕЗУСЛОВНЫЙ
РЕФЛЕКС
УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
- НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ;
- ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.
Рефлекс
– это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
Вопрос: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?
Цели урока 2 :
- ПРОДОЛЖИТЬ ЗнакомСТВО с регуляцией процессов жизнедеятельности;
- Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов С ПОМОЩЬЮ ЭНДОКРИННОГО АППАРАТА;
- Раскрыть ПОНЯТИЕ ГОРМОНЫ;
- сформировать представление о роли ЭНДОКРИННОЙ системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.
Эндокринная система (греч. endon внутри + krino отделять,
выделять) — система желез внутренней секреции.
Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами.
Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени. Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.
Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека
Рис 16
Гипофиз
Гипофиз выделяет гормоны , регулирующие деятельность других желез, так же он влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку.
Рис. 17
Регуляция у растений
Химическая координация у растений осуществляется так называемыми
ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных.
Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе.
Рис. 18
Изучите рисунки в учебнике на стр. 122 и 123
Ответьте на вопрос:
- Наблюдали ли вы такие явления у растений?
- Приведите примеры.
Запомните:
Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.
Работаем в рабочей тетради по вопросам
№ 14, 15 учебника на стр. 126.
УДАЧИ!
Информационные источники
Учебник Биология 6 класс. «Живой организм»/Н.И. Сонин.- М.:Дрофа, 2009г.
Сайты:
http://www.ebio.ru
http://atletizm.com.ua
Рисунки:
Рис. 1 http://floranimal.ru/families/2316.html
Рис. 2 http://zooclub.ru/rept/vidy/vidy/50.shtml
Рис. 3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2420/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AF
Рис. 4 http://go.mail.ru/search_images?q=Kimps%20%7C
Рис. 7 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&Ftopics%2Fakula-mako
Рис.6 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%
Рис. 5 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BB%D0%B5%D1%89
Рис.8 http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/000003b2-1000-4ddd-d8fa-390046bb2fe0/?fullView=1&from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&&rubric_id%5B%5D=103920
Рис.9 http://biologyshi.blogspot.com/2012/10/blog-post_8.html
Рис.10 http://www.knowbiology.ru/bezpozvonochnie/kishechnopolostnye.html
Рис.11 http://medusy.ru/presnovod/index.shtm
Рис 12 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&
Рис 14http://www.ejonok.ru/nature
Рис.15http://www.google.ru/imgres?
Рис 16, Рис. 17 http://atletizm.com.ua/zdorove/stroenie-cheloveka/198-gormony
Рис. 18 http://www.ebio.ru/org17.html