Дополнительное образование как средство
развития творческой личности ребенка
дошкольного возраста
Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 « Колокольчик», г. Серпухов
Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования. Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.
Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).
Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста.
О непрерывном образовании говорили еще древние мудрецы, а основателем современных представлений о непрерывном образовании принято считать Яна Амоса Коменского. Однако термин «непрерывное образование» активно вошел в практику только в 70-е гг. XX в. с момента опубликования доклада комиссии ЮНЕСКО под руководством Э. Фора (1972).
Согласно определению Р.Даве «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса .
Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования:
принцип многоуровневости образовательных программ
принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования
принцип базового образования
принцип маневренности образовательных программ
принцип преемственности образовательных программ основывается на единых целях всей системы непрерывного образования;
принцип интеграции образовательных структур предполагает многопрофильность, многоуровневость и многоступенчатость образовательных организаций и программ.
Непрерывное образование начинается со «свободного выбора» и определяется как процесс образовательной деятельности человека, его развития и роста как личности на протяжении всей жизни. Обеспечить этот выбор, рост и целостное развитие на протяжении всей жизни каждого гражданина общества призваны самые разные образовательные структуры — основного и дополнительного образования, для детей и взрослых, государственных и общественных организаций, формальных и неформальных общественных институтов.
Современное дополнительное образование детей представляет собой открытую систему, обеспечивающую среду возможностей для самореализации и саморазвития человека, его профессионального и личностного роста, что позволяет дополнительному образованию стать кластером развития непрерывного образования. Содержание, организация,
методы образовательной деятельности, цели и задачи соподчинены общей направленности на улучшение качества жизни детей и общества в целом.
Дополнительное образование детей, его содержание, организационная форма и результаты свободно выбираются. С накоплением опыта занятости в дополнительном образовании и по мере взросления каждый ребенок или подросток начинает осознавать, сколько ему вкладывать сил в свою образованность, какие способности развивать для своего будущего (благополучия, счастья, конкурентоспособности, успешности и пр.). Дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Дополнительное образование детей характеризуется следующими качественными признаками:
открытость конкретным образовательным ожиданиям, интересам и потребностям детей и подростков; запросам семьи, различным социальным и профессиональным группам населения, заинтересованным в дополнительном образовании;
обеспечение доступного пути к образованию всем и каждому, независимо от материального положения, социального происхождения, уровня развития, культурных, национальных особенностей;
ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самоопределении, в обретении конкретных жизненных смыслов как средства противостояния негативным воздействиям социума (повышении способности личности к позитивной самореализации и успешной социализации);
приоритетность в образовательных отношениях с детьми права добровольного, свободного выбора вида деятельности, образовательной области и профиля подготовки, содержания своего образования, объема и темпа его освоения; педагога, образовательной программы объединения, результатов ее освоения и результатом своей деятельности;
опора образовательной деятельности на совместное проектирование образовательной программы педагогом и детьми (группа, объединенная общностью интересов, образовательных отношений и совместной деятельностью) как основными участниками;
признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка и подростка и соответственно обеспечение его через разнообразие и вариативность образовательных программ;
отсутствие единых, стандартизированных требований к содержанию и результатам освоения детьми и подростками образовательных программ, к результатам учебной и иной деятельное (участия) в образовательном процессе объединения, но подчиненность всех параметров содержания образовательной программы и деятельности по ее реализации природе ребенка, естественному росту, культурному и личностному становлению;
содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксируются в его собственной образовательной программе с учетом принципов партнерства и сотрудничества;
признание результатов рассматривается как процесс, ведущий к достижению и накоплению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.
Важным социальным фактором развития дополнительного образования детей в условиях напряженной современной жизни является то, что современное общество, где знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную.
В соответствии с этим к дополнительному образованию детей предъявляют определенные требования:
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;
личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно - ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка.