«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Консультация для педагогов "Дополнительное образование как средство развития творческой личности ребенка дошкольного возраста"

Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования. Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Дополнительное образование как средство
развития творческой личности ребенка
дошкольного возраста

Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 « Колокольчик», г. Серпухов 

Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования. Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обра­зовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).

Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расши­рение знаний у людей разного возраста.

О непрерывном образовании говорили еще древние мудрецы, а основателем современных представлений о непрерывном обра­зовании принято считать Яна Амоса Коменского. Однако тер­мин «непрерывное образование» активно вошел в практику толь­ко в 70-е гг. XX в. с момента опубликования доклада комиссии ЮНЕСКО под руководством Э. Фора (1972).

Согласно определению Р.Даве «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса .

Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования:

  • принцип многоуровневости образовательных программ

  • принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования

  • принцип базового образования

  • принцип маневренности образовательных программ

  • принцип преемственности образовательных программ основывается на единых целях всей системы непрерывного образования;

  • принцип интеграции образовательных структур предполагает многопрофильность, многоуровневость и многоступенчатость образовательных организаций и программ.

Непрерывное образование начинается со «свободного выбора» и определяется как процесс образователь­ной деятельности человека, его развития и роста как личности на протяжении всей жизни. Обеспечить этот выбор, рост и целост­ное развитие на протяжении всей жизни каждого гражданина об­щества призваны самые разные образовательные структуры — ос­новного и дополнительного образования, для детей и взрослых, государственных и общественных организаций, формальных и неформальных общественных институтов.

Современное дополнительное образование детей представляет собой открытую систему, обеспечивающую среду возможностей для самореализации и саморазвития человека, его профессионального и личностного роста, что позволяет дополнительному образованию стать кластером развития непрерывного образования. Содержание, организация,

методы образовательной деятельности, цели и задачи соподчинены общей направленности на улучшение качества жизни детей и общества в целом.

Дополнительное образование детей, его содержание, организа­ционная форма и результаты свободно выбираются. С накоплением опыта занятости в дополнительном образовании и по мере взросления каждый ребенок или подросток начинает осознавать, сколько ему вкладывать сил в свою образованность, какие способности развивать для своего будущего (благополучия, счастья, конкурентоспособности, успешности и пр.). Дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Дополнительное образование детей характеризуется следующими качественными признаками:

  • открытость конкретным образовательным ожиданиям, ин­тересам и потребностям детей и подростков; запросам семьи, раз­личным социальным и профессиональным группам населения, за­интересованным в дополнительном образовании;

  • обеспечение доступного пути к образованию всем и каждому, независимо от материального положения, социального происхож­дения, уровня развития, культурных, национальных особенностей;

  • ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самооп­ределении, в обретении конкретных жизненных смыслов как средства противостояния негативным воздействиям социума (повышении способности личности к позитивной самореализации и успешной социализации);

  • приоритетность в образовательных отношениях с детьми пра­ва добровольного, свободного выбора вида деятельности, образова­тельной области и профиля подготовки, содержания своего обра­зования, объема и темпа его освоения; педагога, образовательной программы объединения, результатов ее освоения и результатом своей деятельности;

  • опора образовательной деятельности на совместное проектирование образовательной программы педагогом и детьми (группа, объединенная общностью интересов, образовательных отношений и совместной деятельностью) как основными участниками;

  • признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка и подростка и соответственно обеспечение его через разнообразие и вариативность образовательных программ;

  • отсутствие единых, стандартизированных требований к содержанию и результатам освоения детьми и подростками образовательных программ, к результатам учебной и иной деятельное (участия) в образовательном процессе объединения, но подчиненность всех параметров содержания образовательной программы и деятельности по ее реализации природе ребенка, естественному росту, культур­ному и личностному становлению;

  • содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксируются в его собственной образовательной програм­ме с учетом принципов партнерства и сотрудничества;

  • признание результатов рассматривается как процесс, ведущий к достижению и накоплению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.

Важным социальным фактором развития дополнительного образования детей в условиях напряженной современной жизни является то, что современное общество, где знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную.

В соответствии с этим к дополнительному образованию детей предъявляют определенные требования:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;

  • личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

  • личностно - ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее