«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен

Конспект открытого урока по экономике, учебник И. В. Липсица "Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен", с использованием QR-кодов. Урок проводился в 10 классе в рамках школьного МО учителей истории и обществознания.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по экономике: «Рыночное равновесие»

Учитель: Воронина Наталья Ивановна

Тема урока: «Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен».

Класс: 10 класс

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с формированием рыночных цен разными способами.

Задачи урока:

Образовательная: актуализация имеющихся знаний о законах спроса и предложения, о кривых спроса и предложения; формирование новых знаний о рыночном равновесии, понятия равновесной цены, равновесного количества; формирование умений критически анализировать информацию, уточнение собственных представлений с учетом новых знаний.

Развивающая: развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, речи, активизация мышления(синтез, анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей), умений определять цели, делать выводы, осуществлять саморегуляцию, рефлексию собственной деятельности.

Воспитательная: воспитание внимательности, организованности, коммуникативных навыков, воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, презентация учащегося, телефон с программой для считывания QR-кодов для каждой группы, раздаточный материал.

Литература: Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных организаций. – 21-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2016

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 минута)

  2. Актуализация знаний (6 минут)

  3. Постановка целей и темы урока (3 мин)

  4. Объяснение нового материала (23 мин)

  5. Первичное закрепление знаний (3 мин)

  6. Подведение итогов, рефлексия (2 мин)

  7. Домашнее задание (1 мин)



Ход урока:

I Организационный момент (приветствую учащихся, выявляю кто отсутствует, обращаю внимание на то, что на уроке присутствуют гости).

II Актуализация знаний.

Мы с вами изучаем тему «Спрос и предложение». Давайте с вами повторим основные термины, которые нам пригодятся для дальнейшей работы.

Термины зашифрованы в виде QR – кодов. Нужно считать информацию с помощью камеры на телефоне и найти верный ответ. (Приложение 1)

Величина спроса - объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Кривая спроса - зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Закон спроса - количество товаров, которые готовы приобрести на рынке покупатели, находится в обратной зависимости от цены этого товара, т.е. повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.

Величина предложения - объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величины предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровня цены, по которой этот товар может быть продан.

Кривая предложения - зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

Закон предложения - количество товаров, которое продавцы готовы предложить на рынок, находится в прямой зависимости от цен на эти товары, т.е. повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению.

III Постановка темы и целей урока.

Скажите, как вы понимаете пословицу: «На торгу два дурака – один дешево дает, а другой дорого просит». СЛАЙД 1.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке? (ответы учащихся)

Запишем тему урока «Формирование рыночных цен».

Какова цель сегодняшнего урока? (ответы учащихся)

На уроке нам надо выяснить, что такое рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество, избыток товаров, дефицит товаров

IV Изучение нового материала.

1. Вступление учителя: «На предыдущих уроках мы выясняли, что мотивы, которыми руководствуются на рынке продавцы и покупатели, совершенно различны. Но чтобы остались довольны и те, и другие, им надо договориться и заключить между собой сделку купли – продажи товара. Главное условие этой сделки – величина цены, по которой продавцы готовы обменять товар на деньги, а покупатели – оплатить покупку желанного блага.

Как найти обоюдно приемлемую цену в механизме рыночной деятельности?» (ответы учащихся)

2. Работа в группах.

Как вы думаете, какими способами мы сможем определить равновесную цену, равновесное количество товара? (Способ определения – табличный, графический, аналитический)

С помощью табличного, графического и аналитического способа мы будем определять как достигается рыночное равновесие.

Задания группам:

Первая группа – табличный способ определения рыночного равновесия (приложение 2)

Вторая группа – графический способ определения рыночного равновесия (приложение 3)

Третья группа – аналитический способ определения рыночного равновесия (приложение 4)

Четвертая группа – механизм цен (приложение 5)

Учащиеся работают в группах, делают выводы, готовят отчет о проделанной работе.

В целях экономии времени использую презентацию.

Слайд 2

Табличный способ определения рыночного равновесия

Слайд 3

Избыток – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.

Дефицит – ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.

Слайд 4

Равновесие рынка – ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения.

Q(d) = Q(s)

Равновесная цена – цена, позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители(продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.

Слайд 5

Дана таблица, нужно построить графики спроса и предложения и определить равновесную точку.

Слайд 6

Графический способ определения рыночного равновесия.

Слайд 7

Аналитический способ определения рыночного равновесия.

Допустим, функция спроса равна Q(D) = 100 – P, а функция предложения Q(S) = 2*P – 50, где Р – это цена товара в рублях, а величина спроса Q(D) и предложения Q(S) в тысячах штук.

  1. Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

  2. Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?

Слайд 8 Решение: Рыночное равновесие наступает, когда Q(d) = Q(s)

100 – Р = 2Р – 50

- 3Р = - 150

Р = 50(равновесная цена)

Q(d) = 50, Q(s) = 50

При цене товара 40 рублей, Q(d) = 60, Q(s) = 30, возникает дефицит товара.

Слайд 9

  • Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения из вне.

  • Если цены повышаются, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;

  • Если цены снижаются, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;

  • Если цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.

  • Механизм цен играет центральную роль в рыночной экономике.

  1. Страницы экономической истории человечества.

Показ презентации «Тюльпаномания по-голландски», подготовленная учеником.

V Первичное закрепление пройденного материала.

Слайд 10

Закончите предложение

  1. Согласование интересов продавцов и покупателей в ходе рыночного торга приводит к формированию компромисса в виде равновесной цены.

  2. При такой цене удается продать все количество товаров. Этот объем товаров называется равновесным.

  3. Продавцам не выгоден избыток товаров.

  4. Покупателям не выгоден дефицит товаров.

VI Рефлексия

VII Домашнее задание ( в виде QR-кода заранее вывешено на доске)

  1. Стр. 55 – 61

  2. Написать эссе на тему «Почему на рынке выигрывает тот, кто лучше информирован».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 2 3 4





5 6



7 8

Величина спроса Величина предложения

Спрос Предложение

Кривая спроса Кривая предложения

Закон спроса Закон предложения



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Проанализируйте имеющуюся у вас информацию о величинах спроса и предложения при различных уровнях цен.

  2. Определите тип рыночной ситуации (И – избыток, Д – дефицит, Р – равновесие).

  3. Сделайте вывод о том, что такое избыток, дефицит. Когда наступает равновесие?

Цена

ден. ед.

Величина спроса

Величина предложения

Превышение предложения над спросом

Тип рыночной ситуации

3500

0

130



3000

12

122



2400

27

108



2000

38

97



1650

50

85



1300

66

70



1150

60

60



1000

88

56



750

120

42





ИЗБЫТОК –





ДЕФИЦИТ –







РАВНОВЕСИЕ –



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В таблице приведены цены, по которым покупатели готовы приобрести, а продавцы согласны продать товар:

Цена ден. ед.

Величина спроса

(тыс. шт.)

Величина предложения

(тыс. шт.)

500

0

60

400

10

50

300

20

40

250

30

30

200

40

20

150

50

10

100

60

0

а) Постройте графики спроса и предложения.

б) Пользуясь графиками, найдите равновесную цену товара.

в) Определите равновесное количество товара.





В таблице приведены цены, по которым покупатели готовы приобрести, а продавцы согласны продать товар:

Цена ден. ед.

Величина спроса

(тыс. шт.)

Величина предложения

(тыс. шт.)

500

0

60

400

10

50

300

20

40

250

30

30

200

40

20

150

50

10

100

60

0

а) Постройте графики спроса и предложения.

б) Пользуясь графиками, найдите равновесную цену товара.

в) Определите равновесное количество товара.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Допустим, функция спроса равна Q(D) = 100 – P, а функция предложения Q(S) = 2*P – 50, где Р – это цена товара в рублях, а величина спроса Q(D) и предложения Q(S) в тысячах штук.

  1. Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

  2. Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?











Допустим, функция спроса равна Q(D) = 100 – P, а функция предложения Q(S) = 2*P – 50, где Р – это цена товара в рублях, а величина спроса Q(D) и предложения Q(S) в тысячах штук.

  1. Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

  2. Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?









Допустим, функция спроса равна Q(D) = 100 – P, а функция предложения Q(S) = 2*P – 50, где Р – это цена товара в рублях, а величина спроса Q(D) и предложения Q(S) в тысячах штук.

  1. Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

  2. Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Как достигается рыночное равновесие.

Можно ли управлять формированием рыночного равновесия? Конечно. Для этого в практике бизнеса есть масса различных инструментов, и один из них – реклама.

Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776году: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».

Что же это за «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей и добиваться результатов лучших, чем при планово-командной системе?

Этим термином со времен Адама Смита экономисты называют механизмом цен, который в рыночной экономике играет центральную роль. Именно цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них.

МЕХАНИЗМ ЦЕН – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.

Информация эта может быть троякого рода:

- если цены повышаются, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;

- если цены снижаются, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;

- если цены остаются почти неизменными, значит, товаров на рынок поступает примерно столько, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен. Поскольку от уровня цены прямо зависят как величина выручки продавцов (а значит, и их собственные доходы в форме прибыли), так и расходы покупателей, то цены превращаются в своеобразные «светофоры» для всех участников рынка.

Изготовителям и продавцам они подают сигналы о том, стоит ли производить тот или иной товар и торговать им, насколько это выгодно при сложившемся уровне цен. Покупателям они дают информацию для принятия осознанного решения: по карману ли им приобретение данного товара. Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно – по результатам торга между продавцами и покупателями, - постоянно заставляет всех его участников действовать так, чтобы возникло состояние равновесия.

Рынок в состоянии равновесия – лучший из возможных компромиссов между интересами продавцов и покупателей.

  1. Проанализируйте текст, сделайте вывод, как достигается рыночное равновесие.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее