Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Звуки и буквы. Орфограмма»
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Звуки и буквы. Орфограмма»
Учебник: Русский язык. 5 класс. ФГОС. Ладыженская Т.А. и др.
Провела учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Черкасское Вольского района Саратовской области»
Гребенина Людмила Анатольевна.
ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: повторить тему «Звуки и буквы», познакомить с понятиями «транскрипция», «орфограмма»; мотивировать к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к языку.
ЭТАПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
Организац.
Приветствует. Настраивает на работу
Демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
- учебно-познавательный интерес- умение слушать- формирование волевого качества
Языковая разминка
Показывает слова на доске: МАГ, ЛУК, СТОК, РОГ1: какой звук есть во всех этих словах?
2: подберите к этим словам пары, которые отличаются по написанию, а звучат одинаково.
Слушают условия. Выполняют задания. Отвечают (отвечает один человек, из тех, кто справился раньше; если ответ не полный или есть ошибки, возможность ответить получает другой учащийся)
Фронтальная
- формирование положительного отношения к учению- планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей
Постановка учебной цели
«Запишите число, слова «классная работа», тему.Попробуйте сформулировать цель урока сами. Название темы вам должно помочь в этом. Вспомните, с чем вы уже знакомились в начальной школе. Подумайте»Обобщает, корректирует ответы учащихся
Начинают оформление классной записи.Формулируют цель.
Фронтальная
- учебно-познавательный интерес- умение формулировать свои мысли
Актуализац. знаний и повторение
«Сейчас мы говорили о звуках. А какой раздел русского языка изучает звуки? На доске подсказки - однокоренные слова: телефон, магнитофон, фонограмма, диктофон, микрофон…*Правильно, фонетика, а корень «фон» значит «звук»…. Для чего существуют звуки речи? А буквы? Как они связаны?»Корректирует ответы. Объясняет термин «транскрипция» (на примере слова «река» или др.).Даёт задание одному из учащихся выполнить транскрипцию слов «дуб» и «дубы».
«Как вы убедились, написание иногда не соответствует произношению. Чтобы не ошибаться в таких случаях, надо знать орфограммы…»
Отвечают на вопросы.Находят корень в однокоренных словах. Вспоминают название раздела русского языка, пользуясь подсказкой.
Записывают слова с доски и транскрибируют их
Фронтальная
Индивидуальная
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками- способность принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение- ответственность за свои действия*- вносить коррективы в действие после его завершения
Самост. работа и ее проверка
Предлагает познакомиться с темой «Орфограмма» самостоятельно (теоретический материал, стр.16-17). Задания:Прочитать. Сформулировать, озвучить и записать термин «орфограмма».«Что такое орфограмма-буква?… Какие они бывают?…В каких частях слова могут быть орфограммы?»
Убеждается, что материал понятен, или отвечает на возникшие вопросы.
Слушают учителя. Читают материал учебника. Формулируют определение и записывают его. Отвечают на вопросы.
Индивидуальная. Фронтальная
- способность организовать самостоятельную учебную деятельность- планировать свое действие в соответствии с задачей- пользоваться различными видами чтения- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Практич. работа
[на доске слова: КУБ, ШИПЫ, КОТЯТА, ГАРАЖ, РОГА, КРАБ, КОСА, КОД, ГРУСТНЫЙ, ЛУЖИ. Задания: 1) разделить слова на два столбика (1 - орфограмма-гласная буква, 2 - орфограмма-согласная буква), 2) выделить часть слова, в которой находится орфограмма] объясняет задание устно.Напоминает, что писать надо аккуратно.Проверяет задание
Слушают объяснение. Читают. Выполняют задание письменно.
Отвечают. Слушают друг друга. Исправляют ошибки (если есть)
Индивидуальная. Фронтальная
- способность организовать самостоятельную учебную деятельность- планировать свое действие в соответствии с задачей- контролировать процесс и результаты деятельности- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
- формировать стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, проявлению уважения к ним
Рефлексия
Подводит итог урока.Просит оценить свою работу на уроке
Оценивают свою деятельность на уроке
Фронтальная
- способность оценивать свою деятельность
Учитель благодарит учащихся за урок, объявляет оценки.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: читать параграфы 6 и 7, составить упражнение из 10 слов на орфограммы-буквы гласные и согласные (как в классной работе)