Конспект урока русского языка в 5 классе «Корень слова. Родственные слова».

Цели урока: образовательная: формирование представления о корне слова и однокоренных словах; закрепление навыка применения полученных знаний на практике; воспитательная: воспитание интереса к учёбному предмету, самостоятельности; коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности: развитие речи, памяти, внимания обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты урока.

Предметные:

-сформировать умение определять корень слова, подбирать родственные слова;

-расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уважительно относиться к людям труда

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Корень слова. Родственные слова».

Цели урока: образовательная: формирование представления о корне слова и однокоренных словах; закрепление навыка применения полученных знаний на практике; воспитательная: воспитание интереса к учёбному предмету, самостоятельности; коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности: развитие речи, памяти, внимания обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты урока.

Предметные:

-сформировать умение определять корень слова, подбирать родственные слова;

-расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уважительно относиться к людям труда

Формируемые БУД:

Личностные: самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы; умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации;

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; рефлексия способов и условий действия.

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа в тетрадях; работа в парах, работа в группах.


Оборудование:  проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, учебник, видеоролик «Зарядка»


















Ход урока.



1.Организационно – подготовительный.

Положительный настрой на урок.

Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке:

Пусть этот день несет нам 
Радость общения, 
Наполнит сердце 
Благородными чувствами. 

Сообщение темы, постановка целей урока.

Сегодня мы подробно остановимся на изучении и повторении корня слова. Поговорим о загадках родственных и однокоренных слов, сделаем несколько открытий и выводов.

А сейчас запишите дату и тему урока

Обучающие записывают в тетради дату, тему урока.

Слайд 1


Прочитайте стихотворение Якова Акима

Моя родня.

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю …

Оказывается, не только у людей, но и у слов

тоже есть родственные связи!

Слайд 2


Пальчиковая гимнастика.

Замок.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, стучат ладошками друг об дружку)

И открыли! (пальцы расцеплены)


Слайд 3


Минутка чистописания.

Прочитайте пословицу.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Запишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

Слайд 4


К какому уроку подходит эта пословица?

Почему?

Какой сейчас урок?

Чему мы учимся на уроке русского языка?

(Мы учимся грамоте. А именно: грамотно говорить, писать. Продолжаем этому учиться.)



Составьте таблицу «Знаю. Умею. Хочу знать»

-Что вы знаете о корне? (Общая часть родственных слов)

-Что вы умеете? (Находить и выделять корень)

-Что вы хотите узнать? (О родственных словах и однокоренных. Различать их).



Составление кластера «Что такое корень»

- Как найти корень? (Определить общую часть всех слов).

-Почему эта часть слова так называется?

Работа с толковым словарем

*«Толковый словарь» дает несколько значений этого слова.

-Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба. Корень зуба.

3. начало, источник чего-либо. Корень зла.

4. В математике: число, которое при возведении его в степень, дает исходное число. Корень из четырех. Корень уравнения.

5. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.

*Изучая многозначные слова, мы говорили, что значения многозначных слов взаимосвязаны.

-Что общего у корня дерева и корня слова?

Ученые-фантазеры по-разному представляют себе корень.

Одни говорят, что это мама, ведущая за руки детей – приставку и суффикс.

Другие представляют его себе стволом дерева, на котором растут однокоренные слова.

Третьи думают, что это океан, из которого вытекают разные речушки и ручейки.

Слайд 5


3. Актуализация знаний.

а). Дидактическая игра «Лестница». (Слайд)

На экране - табличка. (работа с карточками в парах)

с

н

е

г

с

н

е

г



с

н

е

ж



с

н

е

ж




«Выпал первый снег. Ребята вышли во двор и увидели много снега. Решили поиграть в снежки. Но оказалось, что поиграть в снежки сможет только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо найти лишь конец»

Какие слова называются родственными? Запись слов в тетрадь.

Слайд 6


Проверь себя.

Снег

Снега.

Снежок.

Произошло чередование г – ж. Такое бывает в русском языке.

Слайд 7


Итак, корень – это общая часть родственных слов, имеющих одно значение. Однокоренные слова – это не все родственные слова.

Слайд 8


Самостоятельная работа.

Карине, Максиму Сазонову списать и выделить корень.

Остальным учащимся выписать родственные слова и выделить в них общую часть.

Старая утка пошла по базару, детям своим накупила товару.

Старшему сыну

Купила корзину.

Второму сыночку купила цепочку.

Третьему сынишке купила штанишки.

Слайд 9


Чтение и заучивание правила по учебнику.

Работа в парах.

1 группа. Обучающиеся заучивают правило, рассказывают его друг другу.

2 группа. Обучающиеся заучивают правило при помощи учителя



Закрепление устно (Если останется время)



Игра «Четвёртый лишний»

Определить, являются ли слова одной группы родственными словами.

  1. Лето, леток, лететь, летящий

  2. Белый, белить, белка, побелеть

  3. Гора, пригорок, горка, горевать

  • Вывод: корни звучат одинаково, но имеют разное значение.


Слайд 10


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

Е. Измайлов


Слайд 11


Прочитай сказку. Запомни, что корень объединяет родственные слова

Встретились однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:
ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК
– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
- Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Слайд 12


Проверить

Слайд 13-14


Обобщение.

Что называем корнем слова?

Как графически выделяем корень?

Какие слова называются родственными?

Выставление оценок.



Инструктаж домашнего задания: стр. 39 выучить определения.



Итог урока.

Рефлексия.

Молодцы!!! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке.

А вам понравилось?

- Мне понравилось…..- Мне было трудно….. - Мне было интересно…


Слайд 15-16



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее