Тема: «Корень слова. Родственные слова».
Цели урока: образовательная: формирование представления о корне слова и однокоренных словах; закрепление навыка применения полученных знаний на практике; воспитательная: воспитание интереса к учёбному предмету, самостоятельности; коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности: развитие речи, памяти, внимания обучающихся.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты урока.
Предметные:
-сформировать умение определять корень слова, подбирать родственные слова;
-расширить словарный запас учащихся.
Личностные:
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- уважительно относиться к людям труда
Формируемые БУД:
Личностные: самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы; умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации;
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.
Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; рефлексия способов и условий действия.
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа в тетрадях; работа в парах, работа в группах.
Оборудование: проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, учебник, видеоролик «Зарядка»
| Ход урока. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| 1.Организационно – подготовительный. Положительный настрой на урок. Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке: Пусть этот день несет нам Сообщение темы, постановка целей урока. Сегодня мы подробно остановимся на изучении и повторении корня слова. Поговорим о загадках родственных и однокоренных слов, сделаем несколько открытий и выводов. А сейчас запишите дату и тему урока Обучающие записывают в тетради дату, тему урока. | Слайд 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Прочитайте стихотворение Якова Акима Моя родня. Мама с папой – моя родня. Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи! | Слайд 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Пальчиковая гимнастика. Замок. На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок) Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны) Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук) Постучали… (пальцы сцеплены в замок, стучат ладошками друг об дружку) И открыли! (пальцы расцеплены)
| Слайд 3 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Минутка чистописания. Прочитайте пословицу. Грамоте учиться - всегда пригодится. Как вы понимаете смысл данной пословицы? Запишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. | Слайд 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
| К какому уроку подходит эта пословица? Почему? Какой сейчас урок? Чему мы учимся на уроке русского языка? (Мы учимся грамоте. А именно: грамотно говорить, писать. Продолжаем этому учиться.) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Составьте таблицу «Знаю. Умею. Хочу знать» -Что вы знаете о корне? (Общая часть родственных слов) -Что вы умеете? (Находить и выделять корень) -Что вы хотите узнать? (О родственных словах и однокоренных. Различать их). |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Составление кластера «Что такое корень» - Как найти корень? (Определить общую часть всех слов). -Почему эта часть слова так называется? Работа с толковым словарем *«Толковый словарь» дает несколько значений этого слова. -Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные) 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба. Корень зуба. 3. начало, источник чего-либо. Корень зла. 4. В математике: число, которое при возведении его в степень, дает исходное число. Корень из четырех. Корень уравнения. 5. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. *Изучая многозначные слова, мы говорили, что значения многозначных слов взаимосвязаны. -Что общего у корня дерева и корня слова? Ученые-фантазеры по-разному представляют себе корень. Одни говорят, что это мама, ведущая за руки детей – приставку и суффикс. Другие представляют его себе стволом дерева, на котором растут однокоренные слова. Третьи думают, что это океан, из которого вытекают разные речушки и ручейки. | Слайд 5 | ||||||||||||||||||||||||||||
| 3. Актуализация знаний. а). Дидактическая игра «Лестница». (Слайд) На экране - табличка. (работа с карточками в парах)
«Выпал первый снег. Ребята вышли во двор и увидели много снега. Решили поиграть в снежки. Но оказалось, что поиграть в снежки сможет только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо найти лишь конец» Какие слова называются родственными? Запись слов в тетрадь. | Слайд 6 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Проверь себя. Снег Снега. Снежок. Произошло чередование г – ж. Такое бывает в русском языке. | Слайд 7 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Итак, корень – это общая часть родственных слов, имеющих одно значение. Однокоренные слова – это не все родственные слова. | Слайд 8 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Самостоятельная работа. Карине, Максиму Сазонову списать и выделить корень. Остальным учащимся выписать родственные слова и выделить в них общую часть. Старая утка пошла по базару, детям своим накупила товару. Старшему сыну Купила корзину. Второму сыночку купила цепочку. Третьему сынишке купила штанишки. | Слайд 9 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Чтение и заучивание правила по учебнику. Работа в парах. 1 группа. Обучающиеся заучивают правило, рассказывают его друг другу. 2 группа. Обучающиеся заучивают правило при помощи учителя |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Закрепление устно (Если останется время) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Игра «Четвёртый лишний» Определить, являются ли слова одной группы родственными словами. Лето, леток, лететь, летящий Белый, белить, белка, побелеть Гора, пригорок, горка, горевать Вывод: корни звучат одинаково, но имеют разное значение.
| Слайд 10 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, с ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном! Е. Измайлов
| Слайд 11 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Прочитай сказку. Запомни, что корень объединяет родственные слова Встретились однажды корень куста и корень слова. | Слайд 12 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Проверить | Слайд 13-14 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Обобщение. Что называем корнем слова? Как графически выделяем корень? Какие слова называются родственными? Выставление оценок. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Инструктаж домашнего задания: стр. 39 выучить определения. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Итог урока. Рефлексия. Молодцы!!! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. А вам понравилось? - Мне понравилось…..- Мне было трудно….. - Мне было интересно…
| Слайд 15-16 |