«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча – ща, чу-щу.
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение; расширение словарного запаса

Воспитание интереса к урокам русского языка.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Гимназия №1»

г. Липецка

ФИО учителя

Менская Марина Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

2

Автор учебника

Р.Н.Бунеев «Русский язык»

Тема урока

Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих

Тип урока

Урок закрепления изученного

Технология

Технология проблемно-развивающего обучения

Технологическая карта урока

Тема урока

Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих

Цели урока

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча – ща, чу-щу.

  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение; расширение словарного запаса

  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Планируемый результат обучения

Раскрыть базовые национальные ценности:

патриотизм, искусство и литература, природа.

Личностный результат

- формировать способность к самооценке;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Познавательные УУД

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

- формировать собственное мнение,

умение вести диалог и работать в группах.

Регулятивные УУД

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Ресурсы

Н.А. Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс», В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры 2 класс», фонограмма песни «Музыка» для физкультминутки


Этапы урока

Формируе-

мые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

Самоопре-деление к деятельнос-ти

Личностные (Л),

Регулятивные (Р)

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.

Слушают и проговаривают вместе с учителем рифмовку.

Актуализа-ция знаний

Познаватель-ные (П), Р, Л

Запишите дату.

Напишите «Классная работа».


- Что обычно мы делаем в начале урока?

Сегодня мы пишем гласные ы я ю простым карандашом.


После каких согласных эти буквы писать нельзя?

Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока. Озвучьте тему нашего урока.



Дети пишут.



- Минутку чистописания


Дети пишут.





Ж, ш, ч, щ.


Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Дети пишут: жи ши ча ща чу щу

Объявление темы урока , постановка учебной задачи, планирова-ние деятельнос-ти

Личностные

(Л),

познаватель-ные (П), регулятивные

(Р)

Что мы с вами повторим на уроке?


Это цель урока.


Что для этого надо делать?


Верно.










Составим план работы для достижения цели. (Выставляем карточки)

- С чего начнем работу?

( С повторения)


Следующий этап – тренировочные упражнения.


Дальше нам надо определить, как часто встречается эта орфограмма в русском языке. Какой метод поможет?

( Наблюдение).

Последний – подведём итог урока.




Написание слов с буквосочетания-ми жи-ши,ча-ща.-щу:


1.Воспринимать на слух слова с буквосочетания-ми жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Находить в словах эти орфограммы.

3. Обозначать графически буквосочетания.


  1. ПОВТОРЯЕМ

  2. УПРАЖНЯ-ЕМСЯ

  3. НАБЛЮДАЕМ


Повторение























Наблюдение

П, Р, К























П, Р

- Приступаем. Первый пункт нашего плана – ПОВТОРЯЕМ.

Чтобы повторять было не скучно, мы отправимся на рыбалку. Возьмите удочку, наживку, свои знания и попробуйте всех удивить необыкновенным уловом. За каждую пойманную рыбку поставьте + на полях.

(В тетради записывайте только гласные буквы, которые нужно вставить)

(Самооценка работы ученика:

-Мне надо было написать пропущенные буквы…)

Подведем итог (озвучивание правила).




Приступаем ко 2 пункту нашего плана – УПРАЖНЯЕМСЯ.


Орфографический диктант:

- Если услышите слово с орфограммой, запишите его:


Машина, мачта, угощу,

ребятишки, мчатся, шустрый, расскажи,

подвижный, прощать

(Выслушать запись1 ученика)


- Проверьте свою работу (на экране слова, которые дети должны были записать).

- У кого всё без ошибок, поставьте на полях +

-(Самооценка по алгоритму)




Продолжим упражняться

- Назовите фамилию известного писателя, путешественника, мореплавателя. Многие его рассказы посвящены животным Индии – слонам, обезьянам.

Какая орфограмма есть в его фамилии?

(Учитель записывает на доске фамилии авторов)




А этот автор не только писал о животных, но и сопровождал свои рассказы замечательными рисунками.



Кто автор Мухи- Цокотухи и доктора Айболита?


Кто из вас видел эту картину?

Она называется «Утро в сосновом лесу», а написал её русский художник И.И. Шишкин.


Видео балета «Лебединое озеро». А вы знаете, как называется этот балет и кто автор музыки?


ВЫВОД: Эти орфограммы могут встречаться в фамилиях людей. А если это - фамилии, значит, надо не забыть и ещё об одной орфограмме …



А что такое орфограмма?


Этап упражнений плавно переходит в этап наблюдения



Где наглядно можно проследить расхождение между произношением и написанием?

Выполним звуко-буквенный анализ слова Житков. Какое несоответствие звук/буква вы заметили? (2 орфо-граммы: заглавная буква, сочетание жи. Да, есть оглушение на конце слова – это особенность правописания фамилий).


Дети определяют пропущенную букву в словах и записывают её. Сверяясь с доской, дети оценивают правильность своей работы и ставят на полях +.



Один ученик даёт самооценку выполненному упражнению.























Дети записывают только слова машина, угощу, мчатся, расскажи, прощать.

В остальных словах сочетания букв не являются орфограммой.


Вызванный ученик даёт самооценку выполненному упражнению.











Дети называют фамилии, учитель записывает на доске, а дети в тетрадях Вызванный ученик подчёркивает орфограмму.

Б. С. Житков


Е.И. Чарушин

В этой фамилии две орфограммы: ча , ши




К. И. Чуковский.



И.И. Шишкин


«Лебединое озеро»

П.И. Чайковский






…заглавной букве!




Орфограмма – это написание по правилу.




В звуко-буквенном анализе слова.


Житков –

[ж ы т к о ф]-

2 слога, 6 букв,

6 звуков

Наблюде-ние, исследова-ние

К, П,

Дифференцированная работа в парах


-Откройте рабочие тетради на с.53.

Выполните любые 3 задания

(Проверка)


На с.56 выполните задание 10 в паре.

Проверка задания 10 является ВЫВОДОМ для этого этапа урока











Дети в парах выполняют

10 задание.





Л, Р,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Пришло время отдохнуть

Дети поют песню «Музыка (Мы такие разные)»,

свободно двигаются под музыку, смотрят презентацию со своими фотографиями

Самостоя-тельная работа, включение в систему знаний

К, Р, П

Приступаем в третьему этапу – НАБЛЮДАЕМ, Работа в группах с текстовыми тренажёрами.

Класс делится на группы по 4 человека.

Детям каждой группы предлагается исследовать текст и найти слова с изучаемыми орфограммами.






Как видим, в каждом тексте нашлись слова с изучаемыми орфограммами.


-Выпишите одно предложение по выбору и подчеркните грамматическую основу.

Учащиеся находят и выписывают слова из текста, графически обозначают орфограммы.


С. 76 (сначала, чудесница, малыши, щебечут)-4 предл.

С.86(ночуют, ищут, вершине, распушили, тишина)-последн.

С. 102 (опавшим, промчался, съёжился, тишина, ожило, запищали)-8 предложение


ВЫВОД: орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ часто встречаются. Нужно хорошо помнить правило и не допускать ошибок.

Учащиеся самостоятельно выписывают предложения.

По вызову учителя дети называют грамматическую основу.


П, Л

- Думаю, многие из вас встречались с этими орфограммами в названиях географических объектов.

Взгляните на карту Липецкой области:

Недалеко от г.Липецка деревня Частая Дубрава;

к северо-западу от областного центра (рядом с Ельцом)—деревня Пищулино;

к югу село Пружинки; на юго-востоке деревня Даньшино;

через нашу область протекает река Красивая Меча;

(Учитель показывает на карте названные объекты)

Ребята, в ВПР есть задание: назовите реку или озеро вашего региона. Какую реку вы можете назвать?




Дети рассматривают карту Липецкой области.







Дети называют орфограмму, которую услышали.

ВЫВОД: орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ часто встречаются в жизни. Необходимо помнить правило о написании этих орфограмм.


- Воронеж, Дон, Быстрая Сосна, Красивая Меча.



Сообщение подготовленного ученика об историческом событии на берегу реки Красивая Меча.


Дети записывают предложение:

Рефлексия

Р, Л

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(На слайде вопросы алгоритма самооценки деятельности:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты делал всё сам или с чьей-то помощью?)

Учитель даёт оценку отвечавшим ученикам и выставляет отметки.

Ответы детей по алгоритму самооценки

Я узнал…

Я научился…

Меня обрадовало…

Меня огорчило…


Домашнее задание

Л, К

Найти на карте России названия географических объектов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу









































Диктант.

Удача.

Наступило тёплое утро. У Алёши новые удочки. Он бежит к пруду. Мальчик закинул удочку. Вот удача! На крючке была щука, а потом лещ. Бабушка Люда сварила уху.









Комментарии:


УУД можно  рассматривать  как  способы  усвоения  знаний  и  овладения  информацией. 


В  начальной  школе  стоит  одна  из  проблем  —  научить  учащихся  работать  с  источниками  информации.  Значительная  роль  в  овладении  умением  осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий. 


Особое  место  уделяется  работе  с  тестом.  Просмотровое,  изучающее  чтение,  работа  после  чтения  должны  включать  задания  к  тексту  и  носить  поисковый  характер,  быть  направлены  на  применение  знаний  в  практической  деятельности  и  в  новых  учебных  ситуациях.


Школьники  лучше  понимают  слышимое  чтение,  при  работе  с  текстом   необходимо  применять  выборочное  целенаправленное  чтение.  Следует  перед  чтением  поставить  вопрос,  который  помогает  ученикам  извлечь  информацию. 


Учитель  может  предложить  ученикам  прочитать  текст  и  выполнить  дифференцированные  (разноуровневые)  задания  в  ходе  самостоятельной  работы,  организуя  парную,  дифференцированно-групповую  форму  учебной  работы. 

При  формировании  умения  работать  с  информацией  дифференцированные  задания  должны  включать  учебные  действия,  необходимые  для  выполнения.  По  способам  действий  они  могут  быть  на  воспроизведение  информации,  применение  в  практической  деятельности  и  в  новых  учебных  ситуациях.


Задания  на  применение  знаний,  умений  в  новых  учебных  ситуациях

На этапе включения в систему знаний учитель

делит класс на группы по 4 человека.

Детям каждой группы предлагается исследовать текст и найти слова с изучаемыми орфограммами.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее