МБОУ «Гимназия №1»
г. Липецка
ФИО учителя | Менская Марина Александровна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Автор учебника | Р.Н.Бунеев «Русский язык» |
Тема урока | Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих |
Тип урока | Урок закрепления изученного |
Технология | Технология проблемно-развивающего обучения |
Технологическая карта урока
Тема урока | Упражнения в написании слов с буквами и, а, у после шипящих |
Цели урока |
|
Планируемый результат обучения | Раскрыть базовые национальные ценности: патриотизм, искусство и литература, природа. Личностный результат - формировать способность к самооценке; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Познавательные УУД - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Коммуникативные УУД - формировать собственное мнение, умение вести диалог и работать в группах. Регулятивные УУД - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, музыка. |
Ресурсы | Н.А. Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс», В.Т. Голубь «Текстовые тренажёры 2 класс», фонограмма песни «Музыка» для физкультминутки |
Этапы урока | Формируе- мые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, предполагаемые ответы |
Самоопре-деление к деятельнос-ти | Личностные (Л), Регулятивные (Р) | Прозвенел для нас звонок. | Слушают и проговаривают вместе с учителем рифмовку. |
Актуализа-ция знаний | Познаватель-ные (П), Р, Л | Запишите дату. Напишите «Классная работа». - Что обычно мы делаем в начале урока? Сегодня мы пишем гласные ы я ю простым карандашом. После каких согласных эти буквы писать нельзя? Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока. Озвучьте тему нашего урока.
| Дети пишут. - Минутку чистописания Дети пишут. Ж, ш, ч, щ. Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу. Дети пишут: жи ши ча ща чу щу |
Объявление темы урока , постановка учебной задачи, планирова-ние деятельнос-ти | Личностные (Л), познаватель-ные (П), регулятивные (Р) | Что мы с вами повторим на уроке? Это цель урока. Что для этого надо делать? Верно.
Составим план работы для достижения цели. (Выставляем карточки) - С чего начнем работу? ( С повторения)
Следующий этап – тренировочные упражнения.
Дальше нам надо определить, как часто встречается эта орфограмма в русском языке. Какой метод поможет? ( Наблюдение). Последний – подведём итог урока.
| Написание слов с буквосочетания-ми жи-ши,ча-ща.-щу:
1.Воспринимать на слух слова с буквосочетания-ми жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2. Находить в словах эти орфограммы. 3. Обозначать графически буквосочетания.
|
Повторение
Наблюдение | П, Р, К П, Р | - Приступаем. Первый пункт нашего плана – ПОВТОРЯЕМ. Чтобы повторять было не скучно, мы отправимся на рыбалку. Возьмите удочку, наживку, свои знания и попробуйте всех удивить необыкновенным уловом. За каждую пойманную рыбку поставьте + на полях. (В тетради записывайте только гласные буквы, которые нужно вставить) (Самооценка работы ученика: -Мне надо было написать пропущенные буквы…) Подведем итог (озвучивание правила).
Приступаем ко 2 пункту нашего плана – УПРАЖНЯЕМСЯ. Орфографический диктант: - Если услышите слово с орфограммой, запишите его: Машина, мачта, угощу, ребятишки, мчатся, шустрый, расскажи, подвижный, прощать (Выслушать запись1 ученика)
- Проверьте свою работу (на экране слова, которые дети должны были записать). - У кого всё без ошибок, поставьте на полях + -(Самооценка по алгоритму)
Продолжим упражняться - Назовите фамилию известного писателя, путешественника, мореплавателя. Многие его рассказы посвящены животным Индии – слонам, обезьянам. Какая орфограмма есть в его фамилии? (Учитель записывает на доске фамилии авторов)
А этот автор не только писал о животных, но и сопровождал свои рассказы замечательными рисунками.
Кто автор Мухи- Цокотухи и доктора Айболита?
Кто из вас видел эту картину? Она называется «Утро в сосновом лесу», а написал её русский художник И.И. Шишкин.
Видео балета «Лебединое озеро». А вы знаете, как называется этот балет и кто автор музыки? ВЫВОД: Эти орфограммы могут встречаться в фамилиях людей. А если это - фамилии, значит, надо не забыть и ещё об одной орфограмме … А что такое орфограмма? Этап упражнений плавно переходит в этап наблюдения Где наглядно можно проследить расхождение между произношением и написанием? Выполним звуко-буквенный анализ слова Житков. Какое несоответствие звук/буква вы заметили? (2 орфо-граммы: заглавная буква, сочетание жи. Да, есть оглушение на конце слова – это особенность правописания фамилий).
| Дети определяют пропущенную букву в словах и записывают её. Сверяясь с доской, дети оценивают правильность своей работы и ставят на полях +.
Один ученик даёт самооценку выполненному упражнению.
Дети записывают только слова машина, угощу, мчатся, расскажи, прощать. В остальных словах сочетания букв не являются орфограммой.
Вызванный ученик даёт самооценку выполненному упражнению.
Дети называют фамилии, учитель записывает на доске, а дети в тетрадях Вызванный ученик подчёркивает орфограмму. Б. С. Житков
Е.И. Чарушин В этой фамилии две орфограммы: ча , ши
К. И. Чуковский.
И.И. Шишкин
«Лебединое озеро» П.И. Чайковский
…заглавной букве!
Орфограмма – это написание по правилу.
В звуко-буквенном анализе слова.
Житков – [ж ы т к о ф]- 2 слога, 6 букв, 6 звуков |
Наблюде-ние, исследова-ние | К, П, | Дифференцированная работа в парах
-Откройте рабочие тетради на с.53.
Выполните любые 3 задания (Проверка)
На с.56 выполните задание 10 в паре. Проверка задания 10 является ВЫВОДОМ для этого этапа урока
|
Дети в парах выполняют 10 задание.
|
| Л, Р, | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Пришло время отдохнуть | Дети поют песню «Музыка (Мы такие разные)», свободно двигаются под музыку, смотрят презентацию со своими фотографиями |
Самостоя-тельная работа, включение в систему знаний | К, Р, П | Приступаем в третьему этапу – НАБЛЮДАЕМ, Работа в группах с текстовыми тренажёрами. Класс делится на группы по 4 человека. Детям каждой группы предлагается исследовать текст и найти слова с изучаемыми орфограммами.
Как видим, в каждом тексте нашлись слова с изучаемыми орфограммами.
-Выпишите одно предложение по выбору и подчеркните грамматическую основу. | Учащиеся находят и выписывают слова из текста, графически обозначают орфограммы.
С. 76 (сначала, чудесница, малыши, щебечут)-4 предл. С.86(ночуют, ищут, вершине, распушили, тишина)-последн. С. 102 (опавшим, промчался, съёжился, тишина, ожило, запищали)-8 предложение
ВЫВОД: орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ часто встречаются. Нужно хорошо помнить правило и не допускать ошибок. Учащиеся самостоятельно выписывают предложения. По вызову учителя дети называют грамматическую основу. |
| П, Л | - Думаю, многие из вас встречались с этими орфограммами в названиях географических объектов. Взгляните на карту Липецкой области: Недалеко от г.Липецка деревня Частая Дубрава; к северо-западу от областного центра (рядом с Ельцом)—деревня Пищулино; к югу село Пружинки; на юго-востоке деревня Даньшино; через нашу область протекает река Красивая Меча; (Учитель показывает на карте названные объекты) Ребята, в ВПР есть задание: назовите реку или озеро вашего региона. Какую реку вы можете назвать?
|
Дети рассматривают карту Липецкой области.
Дети называют орфограмму, которую услышали. ВЫВОД: орфограммы ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ часто встречаются в жизни. Необходимо помнить правило о написании этих орфограмм.
- Воронеж, Дон, Быстрая Сосна, Красивая Меча. |
|
| Сообщение подготовленного ученика об историческом событии на берегу реки Красивая Меча.
| Дети записывают предложение: |
Рефлексия | Р, Л | Как вы оцениваете свою работу на уроке? (На слайде вопросы алгоритма самооценки деятельности: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты делал всё сам или с чьей-то помощью?) Учитель даёт оценку отвечавшим ученикам и выставляет отметки. | Ответы детей по алгоритму самооценки Я узнал… Я научился… Меня обрадовало… Меня огорчило…
|
Домашнее задание | Л, К | Найти на карте России названия географических объектов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу |
|
Диктант.
Удача.
Наступило тёплое утро. У Алёши новые удочки. Он бежит к пруду. Мальчик закинул удочку. Вот удача! На крючке была щука, а потом лещ. Бабушка Люда сварила уху.
Комментарии:
УУД можно рассматривать как способы усвоения знаний и овладения информацией.
В начальной школе стоит одна из проблем — научить учащихся работать с источниками информации. Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Особое место уделяется работе с тестом. Просмотровое, изучающее чтение, работа после чтения должны включать задания к тексту и носить поисковый характер, быть направлены на применение знаний в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.
Школьники лучше понимают слышимое чтение, при работе с текстом необходимо применять выборочное целенаправленное чтение. Следует перед чтением поставить вопрос, который помогает ученикам извлечь информацию.
Учитель может предложить ученикам прочитать текст и выполнить дифференцированные (разноуровневые) задания в ходе самостоятельной работы, организуя парную, дифференцированно-групповую форму учебной работы.
При формировании умения работать с информацией дифференцированные задания должны включать учебные действия, необходимые для выполнения. По способам действий они могут быть на воспроизведение информации, применение в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.
Задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях:
На этапе включения в систему знаний учитель
делит класс на группы по 4 человека.
Детям каждой группы предлагается исследовать текст и найти слова с изучаемыми орфограммами.