Предмет: Русский язык
Тема урока: Монолог и диалог
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить детей с разными видами передачи слов героев литературных произведений
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
Вспомнить изученные стили текстов
Изучить вид текста монолог и диалог
Научиться составлять монолог и диалог
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация Знаний
Постановка учебной задачи
| Словесное приветствие
.
Устный опрос.
Подведение к теме урока.
Устное упражнение.
Работа с учебником
Работа над сходствами и различиями текстов.
Ответы на вопросы, рассуждение на тему.
Работа в парах
Ответы на вопросы, подведение итогов. | Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем урок русского языка. - Ребята, прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что такое текст? (связанные по смыслу предложения). - Какие стили текстов знаете?(типы) - А как вы думаете, существуют ли ещё какие-нибудь виды текстов? - Сегодня познакомимся с тем, какие ещё бывают тексты. И так тема нашего сегодняшнего урока «Монолог и диалог». - Ребята, как называется вид речи между двумя людьми? (диалог) - Как называется вид речи одного человека? (монолог) - Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этими видами речи (монолог- художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог-разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог) -Давайте откроем учебник на странице 42 и прочитаем в рамочке определение, что же такое МОНОЛОГ, а во второй рамочке нам дано определение ДИАЛОГА - Сейчас я прочитаю вам два текста, а ваша задача будет определить, чем они похожи и чем отличаются. (- Ваня, ты кем хочешь стать? - Я хочу быть военным, как мой папа. А ты? - А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу? - Конечно, сможешь. Главное верить в себя!) (Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией) - Чем похожи эти 2 текста? (они оба о профессиях) - Чем различны эти 2 текста? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал) Сколько человек говорило в первом тексте? (два) - Сколько человек говорило во втором тексте? (один) - Какой вид речи был в первом тексте? (диалог) - Какой вид речи был во втором тексте? (монолог) - Вам нужно дополнить мои предложения. - Мы обмениваемся высказываниями, … . Это - … (диалог). - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог). - Давайте немного порассуждаем на эту тему. - В каких ситуациях обычно возникает диалог? - С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы? - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень? - Теперь потренируемся. - Составьте 1 монолог самостоятельно и 1 диалог вместе с соседом по парте, после чего мы выборочно послушаем ваши монологи и диалоги.
- Что узнали нового на уроке? - С какими видами текста познакомились? - Чем монолог отличается от диалога?
| Отвечают на вопросы, актуализируют ранее полученные знания
Отвечать на вопросы.
Работать над устным упражнением.
Читают определение в учебнике.
Слушают два текста.
Отвечают на вопросы
Определяют сходства и различия текстов, их виды
Дополняют предложения
Высказывать свои предположения, отвечать на вопросы, формулировать свои мысли.
Самостоятельно составлять монолог, в парах составлять диалог.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. | Л: настраиваться на работу. Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. М: осмысляют учебный материал. П.: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
П:различать два вида текста
Л: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
Развивать речь детей.
Расширить знания детей о стилях текста
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |