«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока, презентация к уроку

На этом уроке мы знакомимся с детьми с новыми видеми разговоров.Делаем практические задания, чтобы лучше усвоить материал.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: Русский язык

Тема урока: Монолог и диалог

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить детей с разными видами передачи слов героев литературных произведений

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;

  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • Вспомнить изученные стили текстов

  • Изучить вид текста монолог и диалог

  • Научиться составлять монолог и диалог



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Мотивация к учебной деятельности




























Актуализация

Знаний












































































































Постановка учебной задачи












Словесное приветствие





.



Устный опрос.





Подведение к теме урока.
















 Устное упражнение.


















Работа с учебником










Работа над сходствами и различиями текстов.























Ответы на вопросы, рассуждение на тему.





















 



















Работа в парах









Ответы на вопросы, подведение итогов.

 Здравствуйте!

Сегодня мы с вами проведем урок русского языка.

- Ребята, прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что такое текст? (связанные по смыслу предложения).

- Какие стили текстов знаете?(типы)

- А как вы думаете, существуют ли ещё какие-нибудь виды текстов?

- Сегодня познакомимся с тем, какие ещё бывают тексты.











И так тема нашего сегодняшнего урока «Монолог и диалог».



- Ребята, как называется вид речи между двумя людьми? (диалог)

- Как называется вид речи одного человека? (монолог)

- Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этими видами речи (монолог- художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог-разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог)

-Давайте откроем учебник на странице 42 и прочитаем в рамочке определение, что же такое МОНОЛОГ, а во второй рамочке нам дано определение ДИАЛОГА



- Сейчас я прочитаю вам два текста, а ваша задача будет определить, чем они похожи и чем отличаются.

(- Ваня, ты кем хочешь стать?

- Я хочу быть военным, как мой папа. А ты?

- А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?

- Конечно, сможешь. Главное верить в себя!)

(Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией)

- Чем похожи эти 2 текста? (они оба о профессиях)

- Чем различны эти 2 текста? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал)

Сколько человек говорило в первом тексте? (два)

 - Сколько человек говорило во втором тексте? (один)

- Какой вид речи был в первом тексте? (диалог)

- Какой вид речи был во втором тексте? (монолог)

- Вам нужно дополнить мои предложения.

Мы обмениваемся высказываниями, … .  Это - … (диалог).

 - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).

- Давайте немного порассуждаем на эту тему.

- В каких ситуациях обычно возникает диалог?

- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?

 - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?









- Теперь потренируемся.

- Составьте 1 монолог самостоятельно и 1 диалог вместе с соседом по парте, после чего мы выборочно послушаем ваши монологи и диалоги.


-  Что узнали нового на уроке?

- С какими видами текста познакомились?

- Чем монолог отличается от диалога?


 Отвечают на вопросы, актуализируют

ранее полученные знания





















Отвечать на вопросы.




Работать над устным упражнением.








Читают определение в учебнике.











Слушают два текста.




















Отвечают на вопросы


Определяют сходства и различия текстов, их виды


















Дополняют предложения







Высказывать свои предположения, отвечать на вопросы, формулировать свои мысли.





Самостоятельно составлять монолог, в парах составлять диалог.





Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке.

  Л: настраиваться на работу.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.















П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

М: осмысляют учебный материал.

П.:  осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.




































П:различать два вида текста









































Л: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

 Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.




























Развивать речь детей.




Расширить знания детей о стилях текста


































































































Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее