Урок безопасности во 2 классе.
Учитель начальных классов : Темергалиева С.М.
Тема: «Берегись незнакомца на улице и дома».
Цель: - Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
Задачи: -Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
- Воспитать бережное отношение к своему здоровью и жизни.
Оборудование : Презентация, карточки с игровыми ролями и репликами, индивидуальные карты «Да», «Нет».
План – конспект урока.
- Организация, начало урока.
- Работа по освоению нового материала.
- Вступительная беседа с детьми.
Примерное содержание беседы:
-Какие опасности подстерегают человека на его жизненном пути?
-Может ли взрослый человек обидеть ребенка?
Очень часто приходится детям вашего возраста оставаться одним на улице и дома. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Узнав, что ребёнок один, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом или похитить ребенка. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными. Учитель беседует с детьми, обобщает ответы.
Формулирование темы урока.
- Разыгрывание игровой ситуации.
Игра 1. Большое и маленькое «нет». Маленькое нет сидит на скамейке и ест шоколадку. Подходит незнакомая женщина и спрашивает «Могу ли я сесть рядом с тобой?» Маленькое «Нет » тихо шепчет : «Нет. Мне было бы лучше побыть одному.» Незнакомая женщина даже не услышала его и села на скамейку. Тут подходит мальчишка и спрашивает :«Могу ли я получить твою шоколадку?» Маленькое «Нет» опять тихо шепчет : « Нет, я бы охотно съел ее сам.» Но мальчишка так же не услышал и забрал у маленького «нет» шоколадку и начал есть. Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое «нет» в парке и сказал: «Привет, малыш, можно мне поиграть с тобой?» Маленькое «нет» в третий раз прошептало : «Нет, я не хочу с тобой играть.» Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому «нет» и хотел с ним поиграть. Тут, наконец, терпение маленького нет лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: «Нет, Нет,Нет! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу играть с Вами. Сейчас же оставьте меня в покое!» Незнакомая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза : «Почему же ты так не сказал сразу?» И пошли дальше своей дорогой. А кто же остался сидеть на скамейке? Маленькое «Нет»? Нет! На скамейке сейчас сидит большое, громкое и сильное «НЕТ». Оно громко говорит: «Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить «Нет», люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить «НЕТ».
Детям предлагаются роли. «Маленькое нет», «Незнакомая женщина», «Мальчишка». Учитель читает текст игровой ситуации, дети проигрывают выбранные роли. Остальные наблюдают. После инсценировки происходит обсуждение. Дети делают выводы, о том как правильно нужно говорить «Нет», о том, какие опасности за собой несет тихое нет.
После проигрывания ситуации дети проигрывают различные варианты «НЕТ» в парах и находят «громкое нет».
Слайд № 2.
2.3 Работа в группах.
Класс делится на 5 групп. Каждой группе предлагается ситуация. Задача – инсценировать ситуацию с позитивным и негативным исходом.
Ситуации к инсценировкам:
- Незнакомец предлагает подвести ребенка домой.
- Незнакомка предлагает угостить ребенка сладостями.
- Незнакомец представляется знакомым родителей и просит впустить его в дом.
- Незнакомка зовет в ребенка в гости поиграть в видео-игру.
- Незнакомец просит поискать убежавшего котенка.
Слайды № 3-7
Дети распределяют с помощью учителя роли и карточки с репликами. После инсценировки каждой сцены с двумя исходами, дети выбирают верную модель поведения с помощью карточек да/нет.
После каждой сценки дети репетируют «громкое НЕТ».
Слайд № 8
- Закрепление полученных знаний.
- Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).Слайд № 4
Учитель: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:
– Какое настроение вызывает у вас эта история?
- : «Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
- «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
- : «Папы с мамой дома нет!»
- : Дима произнёс в ответ.
- : «А зовут меня – Димон!»
- : Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй.
В дверь звонок:
- : «Димон, открой!»
- Прибегает Дима к двери:
- «Кто там?»
- «Папа!»
- «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
- «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
- : Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»
Вопросы по содержанию:
- В чём проявилась его находчивость?
Назовите телефоны служб, которые
могут вам помочь в трудную минуту.
3.2 Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери…(открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)!
4. Итог урока:
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какое слово поможет нам остаться в безопасности?
– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?
– Что надо делать, если вы одни дома?