«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по теме: "Синтаксис и пунктуация"

Цель данного урока: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении, отработать навыки вычленения словосочетания из предложений. На уроке используются активные формы и методы обучения: ромашка Блума. В конце урока проводится рефлексия.
Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

6 класс Дата ___________

Тема: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение.

Цель: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении, отработать навыки вычленения словосочетания из предложений.

Задачи:

1.повторить и закрепить знания по разделу «Синтаксис»;

2.развивать навык и умение вычленять синтаксическую единицу из предложения, текста;

3.культура речи.

Ожидаемый результат:

1)научатся видеть и вычленять синтаксическую единицу

2)учатся вести диалог

3)уметь сравнивать и сопоставлять, находить альтернативные решения.

1. Оргмомент. Проверка домашнего задания. (упр.6, 41)

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации.

2. Вопросы «Ромашка Блума» (повторение теоретического материала).

  1. Что изучается в синтаксисе?

  2. Вспомните определение СС?

  3. Из каких частей состоит СС?

  4. Что не является СС?

  5. Грамматическая связь? (Грамматическая связь  слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога)

  6. Виды СС? (именные, глагольные, наречные)

  7. Типы СС? (управление, согласование, примыкание)

  8. Что изучает пунктуация?

  9. Какие знаки препинания вам известны?

3. Задания для повторения.

Задание 1. Словарная диктовка. (по одному человеку от каждого ряда).

Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, беседовать., издалека, восклицательный, увлекаться, потому что, до свидания, извините, благодарю.

Задание 2. Работа самостоятельно. Упр.11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ученики встают со своих мест, руки на поясе.

Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.

Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.

Задание 3. Работа в парах. Упр. 10

Задание 4. Цифровой диктант.

Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.

В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 

1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.

Задание 5. «Кто быстрее» На рабочих листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже. Кто быстрее и без ошибок?

1 группа

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

2 группа

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Прочитали) книга
Вкусный (книга)


3 группа

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)



– Проверка. 

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

Задание 6. Работа в парах. Упр.9 (синтаксический разбор предложения).

4. Рефлексия. 

1. Что я повторил(а).

2. Изобрази настроение

Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

















































Задание 4. Цифровой диктант.

Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.


Задание 4. Цифровой диктант.

Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.


Задание 4. Цифровой диктант.

Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.


Задание 4. Цифровой диктант.

Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.




1 группа

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)















































2 группа

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Прочитали) книга
Вкусный (книга)













































3 группа

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)












































Дата:

Тема: Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, интонации. Главные и второстепенные члены предложения.

Цель:

  • Изучение особенностей простого предложения, повторение главных и второстепенных членов предложения;

  • Воспитание любви к предмету;

  • Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий.

Задачи:

  1. Повторить что такое простое предложение. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.

  2. Способствовать развитию критического мышления, умения обмениваться знаниями, взаимопомощи, оценивать свою работу и работу других, через работу в группе и диалоговое обучение.

  3. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Результат обучения: ученики повторяют, что такое простое предложение, типы предложений по цели высказывания.

Критерии успеха:

Я знаю, что такое простое предложение.

Я умею отличать типы предложений по цели высказывания.

Я могу анализировать русский язык.

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

"Верные – неверные  утверждения”

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест "Верные – неверные утверждения”. Вы слушаете утверждения, в тетрадях ставите номер и слово "ДА” или "НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки - знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании торжественный марш главное слово - существительное марш.

6. У доски - словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово - прилагательное.

8. Грамматическая связь в словосочетании отвечать на уроке выражена только с помощью предлога на.

9. Смысловая связь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложений.

ответы: 1-да, 2-да, 3-да, 4-нет,5- да,6- нет, 7-нет, 8- нет, 9-да, 10-да.

  1. Стадия осмысления. Изучение нового материала.

Ведение "Бортового журнала”

  •  Начертите в тетради таблицу. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.

  •  Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.

  •  Работа с  материалом "Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?”. Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?

  • Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах. Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.

4. Закрепление.

Спишите, охарактеризуйте данные предложения.

1. Ребята. Купите веселых утят! Утята на полке стоять не хотят!

2. Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка.

  1. Что такое Новый год? Новый год-мороз и лед!

5. Физкультминутка.

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).

  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).

  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).

  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

  • Убежали мышки вон (бег на месте).



  1. Выполнение упр. 4

- Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.

 8 Тест

1.Подлежащее и сказуемое – это …

         1)Части речи.

         2) Главные члены предложения.

    3) Второстепенные члены предложения.

2.Укажи нераспространённые  предложения:

1) Подул холодный ветер.            4) На небе сияла луна.

2) Наступила зима.                        5) Кругом глубокая тишь.

3) Улетают птицы.                         6)  Сгущались сумерки.

3. Подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

      1) солнце;      2) утром;        3) поляну;       4) освещает.

4. Второстепенные члены в предложении:  На небе сияет яркое солнце.

      1) на небе;     2) солнце;      3) сияет;       4) яркое.

5. На какие вопросы отвечает   дополнение? 

  1)  куда?    2)  какой?  3) косвенные падежи

Ответы:
       1.  2) 2.  2)       3.  1)

6. Стадия рефлексии.

Создание "синквейна”.

  • Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.

Примеры синквейнов:

Подлежащее,

  • Главное, необходимое,

  • Говорит, называет, указывает.

  • Без него обойтись трудно.

  • Предмет.

 Сказуемое,

  • Главное, необходимое,

  • Сообщает, открывает, сказывает.

  • Без него как-то скучно.

  • Действие.

7. Подведение итогов. Запись домашнего задания.

  • §2  Упр. 12





















"Верные – неверные  утверждения”

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки - знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании торжественный марш главное слово - существительное марш.

6. У доски - словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово - прилагательное.

8. Грамматическая связь в словосочетании отвечать на уроке выражена только с помощью предлога на.

9. Смысловая связь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложений.

Спишите, охарактеризуйте данные предложения.

1. Ребята. Купите веселых утят! Утята на полке стоять не хотят!

2. Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка.

3. Что такое Новый год? Новый год-мороз и лед!

Тест

1.Подлежащее и сказуемое – это …

1)Части речи. 2) Главные члены предложения. 3) Второстепенные члены предложения.

2.Укажи нераспространённые  предложения:

1) Подул холодный ветер.            3) Улетают птицы.                         5) Кругом глубокая тишь.

2) Наступила зима.                        4) На небе сияла луна. 6)  Сгущались сумерки.

3. Подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

      1) солнце;      2) утром;        3) поляну;       4) освещает.

4. Второстепенные члены в предложении:  На небе сияет яркое солнце.

      1) на небе;     2) солнце;      3) сияет;       4) яркое.

5. На какие вопросы отвечает   дополнение? 

  1)  куда?    2)  какой?  3) косвенные падежи


"Верные – неверные  утверждения”

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки - знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании торжественный марш главное слово - существительное марш.

6. У доски - словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово - прилагательное.

8. Грамматическая связь в словосочетании отвечать на уроке выражена только с помощью предлога на.

9. Смысловая связь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложений.

Спишите, охарактеризуйте данные предложения.

1. Ребята. Купите веселых утят! Утята на полке стоять не хотят!

2. Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка.

3. Что такое Новый год? Новый год-мороз и лед!

Тест

1.Подлежащее и сказуемое – это …

1)Части речи. 2) Главные члены предложения.   3) Второстепенные члены предложения.

2.Укажи нераспространённые  предложения:

1) Подул холодный ветер.            3) Улетают птицы.                         5) Кругом глубокая тишь.

2) Наступила зима.                        4) На небе сияла луна. 6)  Сгущались сумерки.

3. Подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

      1) солнце;      2) утром;        3) поляну;       4) освещает.

4. Второстепенные члены в предложении:  На небе сияет яркое солнце.

      1) на небе;     2) солнце;      3) сияет;       4) яркое.

5. На какие вопросы отвечает   дополнение? 

  1)  куда?    2)  какой?  3) косвенные падежи




Способы выражения подлежащего


Форма

Примеры

ИМЯ

  • Существительное

  • Местоимение

  • Прилагательное

  • Причастие

  • Числительное

 

  • Старший сын уехал в столицу.

  • Он уехал в столицу.

  • Старший уехал в столиц

  • Поднявший меч от меча и погибнет.

  • Двое ехали в столицу.

ИНФИНИТИВ

Любить – это прекрасно.

Жить – родине служить.

НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

  • Наречие

  • Предлог

  • Союз

  • Частица

  • Междометие

 

 

  • Настало и роковое послезавтра.

  • «В» - является предлогом

  • «Л» - противительный союз

  • «НЕ» с глаголами пишется раздельно

  • неслось со всех сторон «Ау».

КОСВЕННАЯ ФОРМА ИМЕНИ, СПРЯГАЕМАЯ ФОРМАГЛАГОЛА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

«Брату» - форма Д.п. существительного

«Читаю» - форма 1-го лица, гл настоящего времени

Не забывай себя, не волнуйся – было его девизом.

Типы сказуемых. Способы выражения.

Тип сказуемого

Грамматическое значение – накл., время, лицо

[вспомогательная часть]

Вещественное значение

[основная часть]

Простое глагольное

Сказуемое

(ПГС)

грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове

Обед будет.

Снег таял. Снег тает. Снег будет таять.

Брат поможет. Брат окажет помощь.

Составное глагольное

сказуемое

(СГС)

Вспомогательный глагол инфинитив

Снег начал (продолжил, закончил)

Брат хочет (может, решил, рад, готов, в силах)

Брат был рад

Брат будет готов

таять.

помочь.

оказать помощь.


глагол-связка + именная часть

Составное именное

сказуемое (СИС)

Обед

Обед будет

Обед оказался (стал, представлялся)

вкусный

вкусный.

вкусней.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее