Технологическая карта
Учебный предмет | Русский язык | |||||||||||
Учитель | Ершова Татьяна Юрьевна | |||||||||||
Школа, класс | МКОУ «Школа № 2» г.Пласта, 2 класс | |||||||||||
Тема урока | Правописание слов с разделительным мягким знаком | |||||||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний и видов учебных действий
| |||||||||||
Цель изучения (целевые установки урока): | Формировать у обучающихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком | |||||||||||
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные | |||||||||
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
| Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей; - формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий; - формирование умения интерпретировать информацию, заданную опорными символами; - развитие фонематического слуха. Коммуникативные: -готовность слушать собеседника и вести диалог; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -осуществление взаимного контроля совместной деятельности, адекватного оценивания собственного поведения и поведения окружающих. | - приобретение представлений о различиях разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости; - ознакомление с употреблением разделительного мягкого знака; - формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком. | ||||||||||
Материально-техническое обеспечение урока Для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, Для учащихся: тетрадь, учебник В. П. Канакина и др. «Русский язык». 2 класс. Часть 2, раздаточный материал для работы в паре, для самопроверки.
| ||||||||||||
Учебно-методическая литература | ЦОР | |||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий | ||||||||||||
Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
- Долгожданный дан звонок Начинается урок. Приходи старание К нам без опоздания!
| Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Чтобы урок пошёл вам на пользу, каким он должен быть? Откройте тетради. Запишите число. Напишите слова «Классная работа». -Сегодня мы вновь отправимся в увлекательный мир русского языка. Я уверена в том, что и на этом занятии вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете полученные знания применить на практике. | Слушают и осмысливают речь учителя. Настраиваются на работу. Поучительным, интересными т.д. Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы… | Личностные : осознание личностного смысла учения, необходимости получать новые знания, проявлять желание учиться. Регулятивные: уметь самостоятельно организовать свое рабочее место.
| |||||||||
2.Актуализация учебной деятельности | ||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
1.Минутка чистописания Отгадывание загадки о букве.
Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию проблемного вопроса урока. Словарная работа
Взаимопроверка по образцу. Прием «Корзина идей»
Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию вывода.
| 1.На уроке сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. А вот какой узнаете из загадки. Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать. (Это буква «ь»). Прописать в тетради букву –ьь…..
2.Учитель предлагает выполнить задание на листочках.
Внимательно прочитайте. Вставьте пропущенную букву в слова. (К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь) -Что это за слова? -Почему их так называют?
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
Во все слова вы вставили букву мягкий знак. Прием «Корзина идей» -Давайте вспомним всё, что мы знаем о букве мягкий знак:
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука. -Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие? -Хотите узнать? -Тогда за работу! В течение урока мы узнаем что-то новое о букве «ь» и пополним корзину идей. |
Отгадывают загадку. Работа в тетради.
Выполняют задание учителя.
Словарные слова. (Во всех словах есть непроверяемый безударный гласный звук ) Выполняют взаимопроверку.
Отвечают на вопросы учителя.
-пишется на конце слова после согласных; -пишется в середине слова между согласными; -орфограмма, которая называется «Буква – мягкий знак»; -при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку; -пишется в корне слова -не обозначает звука
| Регулятивные: способность осуществлять самоконтроль; умение прогнозировать необходимые действия и возможные результаты; Коммуникативные: способность слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные: актуализировать у детей имеющиеся знания, выяснить их уровень осведомленности по нужной теме, дать возможность обменяться мнениями друг с другом и с учителем.
| |||||||||
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий | ||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
Организация работы в паре
| У вас на столах лежат листочки розового цвета. Прочитайте слова. Жильё, письмо, ульи, лось, деревья, уменье, вьюга, коньки.
- Что их объединяет? (во всех пишется ь) - Подумайте, как можно их разделить на две группы?
-Простым карандашом подчеркните слова, где буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. Назовите.
-Назовите оставшиеся слова.
- Что характерно для этих слов? -Чем отличаются? - Знаете ли вы, для чего в этих словах нужен мягкий знак? Учитель предлагает варианты ответов : 1. Я знаю – ( ставят + ) 2. Нет, не знаю - ( ставят -). 3. Знаю, но не могу объяснить – ( V) 4. Затрудняюсь ответить – ( ? ). (На полях в тетради ставят знак) Учитель просит поднять руки тем, кто выбрал 2,3,4 ответы. (….)
Это значит, что вопрос вызвал затруднение. - Обратите внимание, где стоит эта буква? -Что слева от него? (Согласная буква)
-Что справа от него? ( Гласная буква) Получается, что эта буква разделяет эти две буквы. - Какое название в этом случае будет иметь буква ь знак?
О «ь» знаке- как о показателе мягкости мы знаем много, а о разделительном «ь»не знаем почти ничего. Назовите тему урока; «Разделительный мягкий знак» - Какова цель урока?
Это наши проблемные вопросы, на которые вы должны найти ответ. -Чему же будем учится?
Предлагает прочитать тему урока в учебнике |
Работа в паре Выполняют задание учителя.
Отвечают на вопросы учителя Дети высказывают своё мнение.
Письмо, лось, коньки. Жильё, ульи, деревья, уменье, вьюга. Буква «ь» стоит после мягкой согласной и перед гласной.
Отвечают на вопросы. Ученики определяют уровень своего знания-незнания, слушают инструкцию учителя.
Формулируют речевое высказывание (Я пока не могу сказать, зачем нужен в слове ь знак).
Разделительный.
Определяют тему урока. Ставят цели урока. Мы должны узнать в каких случаях пишется разделительный «ь», и какую роль он играет? Будем учиться писать слова с разделительным «ь». Проверяют по учебнику. | Личностные:. уметь проводить самооценку сохранять мотивацию к получению знаний. Познавательные: изучать информацию и находить нужные данные; контролировать и оценивать процесс своей деятельности; применять полученные знания в новой ситуации;. уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ и синтез над объектом; Представлять информацию в виде схемы; Коммуникативные: контролировать и корректировать действия партнера. уметь слышать и слушать говорящего. планировать учебное сотрудничество с одноклассником. формулировать собственные мысли, высказывать, обосновывать свою точку зрения Регулятивные: самостоятельно осуществлять адекватную проверку чужой работы. Уметь одновременно удерживать несколько видов деятельности
| |||||||||
Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление) | ||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
На доске план. 1. Где пишется? 2. Когда? 3.Какую роль?
Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию ответа на вопросы. На доску постепенно прикрепляются таблички В корне слова Отвечают на 2 вопрос. После мягких согласных перед гласными е, ё. ю .и .я Находят ответ на 3 вопрос. Разделяет согласную и гласную буквы, и указывает, что перед гласными есть звук(й) Подведение итога Работа с учебником Физкультурная минутка на развитие фонематического слуха
| Будем работать по плану. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вернёмся к словам 2 столбика. Подберите однокоренное слово к слову «жильё». Назовите общую часть. - Как называется? -Где пишется разделительный «ь» ? Подчеркните в этих словах букву до разделительного «ь» и после него. Сделайте вывод. -Назовите гласные буквы.
В тетрадях запишите слова Полю- полью- - Что обозначают слова? -Чем отличаются написания слов. - Произнесите эти слова. -Одинаково или по-разному они произносятся? Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам надо сделать краткий звуко- буквенный анализ слов и ответить на проблемный вопрос? - Так какую же роль играет разд. «ь»? Давайте подведём итог: При ответе пользуйтесь опрой на слайде и ответами на табличках . Предлагает оценить свою деятельность. Отвечая на главный вопрос урока мы открыли новое правило. Давайте прочитаем в учебнике (дети читают правило с.32) Что мы можем положить в корзину идей, что новое узнали о ь? Откройте в учебнике с.32.Давайте сравним наш ответ с правилом из учебника. Предлагает сделать физминутку. Я называю слог, если в нем есть разделительный мягкий знак- вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если нет- приседаете.. Зя- зья, ря- рья, бье- бе, лю- лью, сья- ся, те-тьё, ни- ньи.
| Выполняют задание учителя. Жильё – жил.
ж ил- корень Отвечают на вопросы. Дети выполняют задание учителя. После мягкого согласного перед гласными. (е, ё, и, ю, я) Запись в тетради слов. Уточняют лексическое значение слов.) Отвечают на вопрсы. (Наличием мягкого знака во втором слове.)
(Отличается произношением) Применяют знания на практике Оценивают свою деятельность Анализируют слова, делают вывод Полю -/ пал*у/, полью- / пал*Й у/. Оценивают свою деятельность Формулируют речевое высказывание. (Разделительный «ь» пишется после _____, перед гласными ____. Разделяет ____и _____буквы, указывает, что перед гласными есть звук_____. Выполняют физкультурные упражнения. | Личностные: уметь проводить самооценку сохранять мотивацию к получению знаний. Познавательные: изучать информацию и находить нужные данные; контролировать и оценивать процесс своей деятельности; применять полученные знания в новой ситуации; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ и синтез над объектом; представлять информацию в виде схемы; Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; Познавательные: умение осуществлять наблюдение, анализ. Личностный: формирование установки на здоровый образ жизни. | |||||||||
Выполнение пробного учебного действия | ||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
Самостоятельная работа
| Предлагает самостоятельно выполнить упр. 54 и познакомиться с правилом на стр.33 Предлагает оценить свою деятельность. | Выполняют самостоятельное задание знакомятся с правилом Оценивают свою деятельность | Личностные: уметь проводить самооценку сохранение мотивации к получению знаний. Познавательные: контролировать и оценивать процесс своей деятельности | |||||||||
Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий | ||||||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
Игра «Верю- не верю»
| Предлагает провести игру «Верю- не верю» Возьмите листочки с таблицей. Я буду вам читать высказывания, если вы согласны с ними, вы ставите в первой строчке под номером вопроса «+», если не согласны « – » . - Верите ли вы, что… •Разд. «ь» знак пишется в конце слова? •В слове «варенье» пишется разделительный «Ь»? • «ь» знак пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И •Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи] Самопроверка по образцу. | Выполняют самостоятельное задание Оценивают свою деятельность | Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; контролировать и оценивать процесс своей деятельности Коммуникативные:свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: уметь проводить самооценку сохранение мотивации к получению знаний. | |||||||||
Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий | ||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||||||||
«Корзина идей» Инструктаж по выполнению задания Учитель раздаёт листочки с правилом в стихах. | Предлагает вернуться к цели и задачам урока и пополнить « Корзину идей» новыми знаниями. Организует рефлексию своей деятельности. Итак, корзину идей мы пополнили, ответив на главный вопрос урока. Теперь каждый из вас пополнит корзину знаний своим настроением и работой на уроке. Приготовьте фишки (зелёные, жёлтые, красные) и оцените себя.
З - Мне всё понятно, могу объяснить товарищу. Ж - Многое понятно, но мне нужна ещё помощь. К - Мне трудно было на уроке. Учащимся предлагает закончить следующие предложения: "На сегодняшнем уроке я узнал …"; "На этом уроке меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "После урока мне захотелось…".
Предлагает выполнить упр. 52 на с. 32 и выучить стихотворение. Перед Е,Ё,И,Ю,Я Я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жилье- Перед Е,Ё,И,Ю,Я | Анализируют свою работу, вспоминают, со всеми ли поставленными задачами справились. Оценивают свою работу на уроке. | Личностные: развитие способности к самооценке; понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: оценивать результаты деятельности; адекватно оценивать собственную работу и работу класса; формулировать то, что усвоено на уроке; определять уровень своих знаний. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Личностные : сохранение мотивации. Познавательные: осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: умение работать с информацией. Регулятивные : планирование своих действий. | |||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: | |