«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта


Учебный предмет

Русский язык

Учитель

Ершова Татьяна Юрьевна

Школа, класс

МКОУ «Школа № 2» г.Пласта, 2 класс

Тема урока

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Тип урока

Урок открытия новых знаний и видов учебных действий


Цель изучения (целевые установки урока):

Формировать у обучающихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.










Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

- формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий;

- формирование умения интерпретировать информацию, заданную опорными символами;

- развитие фонематического слуха.

Коммуникативные:

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-осуществление взаимного контроля совместной деятельности, адекватного оценивания собственного поведения и поведения окружающих.

- приобретение представлений о различиях разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости;

- ознакомление с употреблением разделительного мягкого знака;

- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Материально-техническое обеспечение урока

Для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация,

Для учащихся: тетрадь, учебник В. П. Канакина и др. «Русский язык». 2 класс. Часть 2, раздаточный материал для работы в паре, для самопроверки.


Учебно-методическая литература

ЦОР

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий


Содержание


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)


- Долгожданный дан звонок

Начинается урок. Приходи старание

К нам без опоздания!






Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Чтобы урок пошёл вам на пользу, каким он должен быть?

Откройте тетради. Запишите число. Напишите слова «Классная работа».

-Сегодня мы вновь отправимся в увлекательный мир русского языка. Я уверена в том, что и на этом занятии вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете полученные знания применить на практике.

Слушают и осмысливают речь учителя. Настраиваются на работу.

Поучительным, интересными т.д.

Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Личностные :

осознание личностного смысла учения, необходимости получать новые знания, проявлять желание учиться.

Регулятивные:

уметь самостоятельно организовать свое рабочее место.





2.Актуализация учебной деятельности


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

1.Минутка чистописания

Отгадывание загадки о букве.




Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию проблемного вопроса урока.





Словарная работа


Взаимопроверка по образцу.












Прием «Корзина идей»





Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию вывода.


1.На уроке сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. А вот какой узнаете из загадки.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную  читать. (Это буква «ь»).

Прописать в тетради букву –ьь…..


2.Учитель предлагает выполнить задание на листочках.


Внимательно прочитайте. Вставьте пропущенную букву в слова.

(К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь)

-Что это за слова?

-Почему их так называют?


Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.



Во все слова вы вставили букву мягкий знак.


Прием «Корзина идей»

-Давайте вспомним всё, что мы знаем о букве мягкий знак:




Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.



-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

В течение урока мы узнаем что-то новое о букве «ь» и пополним корзину идей.







Отгадывают загадку.

Работа в тетради.






Выполняют задание учителя.




Словарные слова.

(Во всех словах есть непроверяемый безударный гласный звук )

Выполняют взаимопроверку.



Отвечают на вопросы учителя.



-пишется на конце слова после согласных;

-пишется в середине слова между согласными;

-орфограмма, которая называется «Буква – мягкий знак»;

-при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку;

-пишется в корне слова

-не обозначает звука










Регулятивные:

способность осуществлять самоконтроль;

умение прогнозировать необходимые действия и возможные результаты;



Коммуникативные:

способность слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





Коммуникативные:

актуализировать у детей имеющиеся знания, выяснить их уровень осведомленности по нужной теме, дать возможность обменяться мнениями друг с другом и с учителем.



  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Организация работы в паре
























У вас на столах лежат листочки розового цвета. Прочитайте слова.

Жильё, письмо, ульи, лось, деревья, уменье, вьюга, коньки.



- Что их объединяет? (во всех пишется ь)

- Подумайте, как можно их разделить на две группы?


-Простым карандашом подчеркните слова,

где буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. Назовите.


-Назовите оставшиеся слова.


- Что характерно для этих слов?

-Чем отличаются?



- Знаете ли вы, для чего в этих словах нужен мягкий знак?

Учитель предлагает варианты ответов :

1. Я знаю – ( ставят + )

2. Нет, не знаю - ( ставят -).

3. Знаю, но не могу объяснить – ( V)

4. Затрудняюсь ответить – ( ? ).

(На полях в тетради ставят знак)

Учитель просит поднять руки тем, кто выбрал 2,3,4 ответы. (….)


Это значит, что вопрос вызвал затруднение.

- Обратите внимание, где стоит эта буква?

-Что слева от него? (Согласная буква)



-Что справа от него? ( Гласная буква)

Получается, что эта буква разделяет эти две буквы.

- Какое название в этом случае будет иметь буква ь знак?


О «ь» знаке- как о показателе мягкости мы знаем много, а о разделительном «ь»не знаем почти ничего.

Назовите тему урока;

«Разделительный мягкий знак»

- Какова цель урока?

Это наши проблемные вопросы, на которые вы должны найти ответ.

-Чему же будем учится?


Предлагает прочитать тему урока в учебнике


Работа в паре


Выполняют задание учителя.


Отвечают на вопросы учителя


Дети высказывают своё мнение.




Письмо, лось, коньки.


Жильё, ульи, деревья, уменье, вьюга.

Буква «ь» стоит после мягкой согласной и перед гласной.





Отвечают на вопросы.



Ученики определяют уровень своего знания-незнания, слушают инструкцию учителя.





Формулируют речевое высказывание (Я пока не могу сказать, зачем нужен в слове ь знак).



Разделительный.







Определяют тему урока.

Ставят цели урока.

Мы должны узнать в каких случаях пишется разделительный «ь», и какую роль он играет?

Будем учиться писать слова с разделительным «ь».

Проверяют по учебнику.

Личностные:.

уметь проводить самооценку

сохранять мотивацию к получению знаний.


Познавательные:

изучать информацию и находить нужные данные;

контролировать и оценивать процесс своей деятельности;

применять полученные знания в новой ситуации;.

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

проводить анализ и синтез над объектом;

Представлять информацию в виде схемы;


Коммуникативные: контролировать и корректировать действия партнера.

уметь слышать и слушать говорящего.

планировать учебное сотрудничество с одноклассником.

формулировать собственные мысли, высказывать, обосновывать свою точку зрения



Регулятивные: самостоятельно осуществлять адекватную проверку чужой работы.

Уметь одновременно удерживать несколько видов деятельности








  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)


На доске план.

1. Где пишется?

2. Когда?

3.Какую роль?




Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию ответа на вопросы.

На доску постепенно прикрепляются таблички

В корне слова




Отвечают на 2 вопрос.


После мягких согласных

перед гласными е, ё. ю .и .я






Находят ответ на 3 вопрос.












Разделяет согласную и гласную буквы,

и указывает, что перед гласными

есть звук(й)








Подведение итога













Работа с учебником





Физкультурная минутка на развитие фонематического слуха




Будем работать по плану. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вернёмся к словам 2 столбика. Подберите однокоренное слово к слову «жильё».

Назовите общую часть.

- Как называется?

-Где пишется разделительный «ь» ?








Подчеркните в этих словах букву до разделительного «ь» и после него.

Сделайте вывод.

-Назовите гласные буквы.





В тетрадях запишите слова

Полю-

полью-

- Что обозначают слова?

-Чем отличаются написания слов.



- Произнесите эти слова.

-Одинаково или по-разному они произносятся?

Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам надо сделать краткий звуко- буквенный анализ слов и ответить на проблемный вопрос?

- Так какую же роль играет разд. «ь»?



Давайте подведём итог:

При ответе пользуйтесь опрой на слайде и ответами на табличках .



Предлагает оценить свою деятельность.



Отвечая на главный вопрос урока мы открыли новое правило.

Давайте прочитаем в учебнике (дети читают правило с.32)

Что мы можем положить в корзину идей, что новое узнали о ь?

Откройте в учебнике с.32.Давайте сравним наш ответ с правилом из учебника.



Предлагает сделать физминутку.

Я называю слог, если в нем есть разделительный мягкий знак- вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если нет- приседаете..

Зя- зья, ря- рья, бье- бе, лю- лью, сья- ся, те-тьё, ни- ньи.



Выполняют задание учителя.




Жильё – жил.

ж ил- корень

Отвечают на вопросы.






Дети выполняют задание учителя.

После мягкого согласного перед гласными.

(е, ё, и, ю, я)





Запись в тетради слов.

Уточняют лексическое значение слов.)

Отвечают на вопрсы.

(Наличием мягкого знака во втором слове.)


(Отличается произношением)



Применяют знания на практике

Оценивают свою деятельность

Анализируют слова, делают вывод



Полю -/ пал*у/,

полью- / пал*Й у/.


Оценивают свою деятельность


Формулируют речевое высказывание.

(Разделительный «ь» пишется после _____, перед гласными ____.

Разделяет ____и _____буквы, указывает, что перед гласными есть звук_____.






Выполняют физкультурные упражнения.


Личностные:

уметь проводить самооценку

сохранять мотивацию к получению знаний.








Познавательные:

изучать информацию и находить нужные данные;

контролировать и оценивать процесс своей деятельности;

применять полученные знания в новой ситуации;

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

проводить анализ и синтез над объектом;

представлять информацию в виде схемы;


























Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;


Познавательные:

умение осуществлять наблюдение, анализ.


Личностный:

формирование установки на здоровый образ жизни.

  1. Выполнение пробного учебного действия


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Самостоятельная работа






Предлагает самостоятельно выполнить упр. 54 и познакомиться с правилом на стр.33


Предлагает оценить свою деятельность.

Выполняют самостоятельное задание

знакомятся с правилом



Оценивают свою деятельность

Личностные:

уметь проводить самооценку

сохранение мотивации к получению знаний.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс своей деятельности

  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Игра «Верю- не верю»


1

2

3

4




Предлагает провести игру «Верю- не верю»


Возьмите листочки с таблицей. Я буду вам читать высказывания, если вы согласны с ними, вы ставите в первой строчке под номером вопроса «+»,

если не согласны « – » .

- Верите ли вы, что…

•Разд. «ь» знак пишется в конце слова?

•В слове «варенье» пишется разделительный «Ь»?

• «ь» знак пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И

•Разделительный мягкий знак показывает, что


следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи]


Самопроверка по образцу.


Выполняют самостоятельное задание















Оценивают свою деятельность

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;

контролировать и оценивать процесс своей деятельности


Коммуникативные:свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Личностные:

уметь проводить самооценку

сохранение мотивации к получению знаний.


  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)




«Корзина идей»



























Инструктаж по выполнению задания


Учитель раздаёт листочки с правилом в стихах.

Предлагает вернуться к цели и задачам урока и пополнить « Корзину идей» новыми знаниями.


Организует рефлексию своей деятельности.






Итак, корзину идей мы пополнили, ответив на главный вопрос урока.

Теперь каждый из вас пополнит корзину знаний своим настроением и работой на уроке.

Приготовьте фишки (зелёные, жёлтые, красные) и оцените себя.

З - Мне всё понятно, могу объяснить товарищу.

Ж - Многое понятно, но мне нужна ещё помощь.

К - Мне трудно было на уроке.



Учащимся предлагает закончить следующие предложения:


  • "На сегодняшнем уроке я узнал …";

  • "На этом уроке меня порадовало…";

  • "Я похвалил бы себя…";

  • "После урока мне захотелось…".

Предлагает выполнить упр. 52 на с. 32 и

выучить стихотворение.

Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жилье-

Перед Е,Ё,И,Ю,Я


Анализируют свою работу, вспоминают, со всеми ли поставленными задачами справились.









Оценивают свою работу на уроке.









Личностные:

развитие способности к самооценке;

понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности;

адекватно оценивать собственную работу и работу класса;

формулировать то, что усвоено на уроке;

определять уровень своих знаний.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.











Личностные :

сохранение мотивации.

Познавательные:

осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

умение работать с информацией.

Регулятивные :

планирование своих действий.



Диагностика достижения планируемых результатов:




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее