Урок русского языка во 2-ом классе
по системе развивающего обучения Занкова Л.В.
Тема: «Понятие о глаголе как часть речи. Времена глагола».
Цель:
- познакомить учащихся с временными формами глагола.
Задачи:
- повторить и закрепить знания о существенных признаках глагола;
- развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- воспитывать любовь к истории русского народа через уважительное отношение к слову.
Оборудование:
-модель машины времени;
- индивидуальные модели машины времени для каждого учащегося (ленты времени);
- картина В.М.Васнецова «Богатыри»;
- таблицы;
- копии страниц из толкового словаря Ожегова;
- магнитофон;
- буклеты.
Организационный момент.
Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята. В начале урока я хочу подарить вам свою улыбку. Улыбка подобна солнцу, которое несет в себе свет и тепло, помогает преодолевать трудности».
Далее педагог интересуется, совершали ли когда – нибудь дети путешествие во времени?
- Нет? А хотите?
Проходит беседа на тему: «Как можно и на чём возможно совершить путешествие».
Сегодня на уроке учитель предлагает совершить путешествие с помощью «машины времени».
«А вы когда – нибудь ее видели?» - интересуется педагог.
Я вас сегодня на уроке хочу с ней познакомить (демонстрация ленты времени).
«Но ей нужно научиться управлять», - продолжает учитель, - « прежде всего надо ввести пароль. Он зашифрован на доске. Угадайте это слово».
На доске зашифровано слово «глаголать», ранее незнакомое учащимся.
II. Урок начинается с чистописания.
Г
Ь Л
Т А
А Г
Л О
- Давайте каллиграфически правильно пропишем каждую букву (г л а г о л а т ь )
Далее происходит беседа.
- Сколько букв в этом слове? (9)
- Сколько в этом слове звуков? (8) Почему? («ь»– звука не обозначает)
- Давайте произнесем это слово вместе и поставим ударение.
- Сколько слогов в этом слове? Назовите. Выделите их. Повтор правила (сколько в слове гласных столько и слогов).
- На какой вопрос отвечает это слово? (что делать?)
- Вы встречались раньше с этим словом? (Нет)
Учитель сообщает, что это слово устаревшее, его употребляли в старину. В старославянской азбуке была такая буква Г (глаголь). Что обозначало «слово», «речь». Показ таблицы.
Славяне считали глагол одной самых важных частей речи. Без него не построить предложение, не передать никаких сообщений.
Учитель спрашивает: « Как вы думаете, что оно обозначает слово «глаголать»?? (Ответы детей).
Обращение к толковому словарю Ожегова (у учащихся копия страницы толкового словаря находится на парте).
III. Подбор синонимов и запись их с новой строки в тетрадь.
Глаголать – рассказывать, повествовать, говорить…
( повтор понятия «синонимы»).
«Какой же частью речи являются эти слова?» - спрашивает педагог (глаголы).
Так вот тема нашего сегодняшнего урока звучит так:
«Глагол как часть речи. Времена глагола».
- Ну вот, наша машина времени включилась.
У каждого из вас есть пульт дистанционного управления.
Именно он поможет нам совершить путешествие во времени.
Давайте поупражняемся в управлении машиной времени.
Повторное обращение к ленте времени, которая представлена на доске.
-Мы с вами в данный момент находимся здесь и сейчас и делимся своими мыслями.
Лента времени.
_____________________________________!_______________________________________
Момент речи
- Что мы сейчас с вами делаем?
Учитель движениями показывает действия, а дети угадывают глаголы (слышим, видим, говорим.…)
Теоретический материал.
- Глаголы, отвечающие на вопрос «Что делает? Что делают?», стоят в настоящем времени. Они отвечают за данный момент речи.
Показ таблицы. Подписать на листах н.в. запись глаголов.
Мы сейчас находимся с вами вот здесь.
-Ребята, а что такое «время»? (ответы детей)
Показ таблицы.
Время – промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь.
Ожегов С.И.
- А вы знаете пословицы и поговорки о времени? (выслушиваются ответы учащихся)
Очень важно обратить внимание на пословицу «Всему своё время». После её разбора учитель сообщает, что эти слова помогут на уроке совершать переход из одного времени в другое.
- В чем измеряется время? (сек., мин., час …)
- Что будет происходить в скором времени, называют будущим. Глаголы этого времени отвечают на вопросы: «Что сделает? Что будет делать?» Это глаголы будущего времени. Показ табличек. Подпись буд.в.. Составление нескольких примеров на данное правило.
-Что происходило некоторое время назад, называют прошедшим временем.
Подпись на ленте времени пр.в.. Показ вопросов.
Обращение к машине времени.
Учитель создаёт проблемную ситуацию: «В какое время мы с вами уже никогда не попадём?» ( в прошлое)
- Вы желаете совершить путешествие в прошлое? (да)
Мы можем совершить путешествие во времени, которое было сек., мин.,…назад. Вам это интересно?
Что для вас интереснее? (век, тыс.)
Музпауза. Дети закрывают глаза. Произносят заветные слова: «Всему своё время». Звучит музыка.
О ком идет речь? (о богатырях)
- Кто такие богатыри? Какого человека можно так назвать? (Сильного, смелого, храброго).
Это люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают тяжести, которые не под силу поднять ни одному человеку.
- Ребята, а когда жили богатыри? ( В прошлом, много лет тому назад…)
Учитель обращает внимание учащихся на картину В.М.Васнецова.
- Кто знает, как она называется? («Богатыри»)
- Как же звали богатырей, изображенных на данной картине и когда они жили? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, тыс лет назад).
- Богатырей на Руси было много: и Святогор, и Вольга-богатырь, и Микулушко Селянинович…
Так вот, что говорили о богатырях:
Их богатство – сила богатырская,
Они Руси служили,
От врагов ее обороняли,
Малых детушек, женщин и сирот оберега
- Так какая же роль принадлежала богатырям на Руси? Чем они занимались?
Запись глаголов в столбик по ленте времени с обязательным проговариванием вопроса.
Защищали………
Обороняли……..
Оберегали………
- Что объединяет все эти слова? (они отвечают на один и тот же вопрос)
- Какого же времени эти глаголы? (прошедшего)
- Подберите существительные к этим глаголам.
Защищали………землю русскую
Обороняли……..пути, дороги
Оберегали………сирот и малых детушек (устно)
Физминутка.
Учитель проговаривает слова с одновременным показом движений. Дети повторяют за ним.
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам
По нашей земле!
Не топтать их коням
Землю русскую!
Ох, и нелегкая это работа!
Посмотрите, какое тяжелое копье в руках Ильи Муромца!
Как внимательно он всматривается вдаль!
- Ну, что не заметили ли вы какой опасности? (Нет).
- Тогда мы усаживаемся на свои места и продолжаем урок.
Учитель продолжает рассказ.
Русский народ прославлял героические подвиги богатырей.
- От какого слова произошло слово «прославлял?» (слава)
Давайте подберем однокоренные слова к этому существительному (славный, славить)
Давайте определим корень. Проходит работа по вариантам в тетради.
1-в разбор по составу слова «слава»
2-в «славный»
Взаимопроверка с проговариванием.
IV. Во второй половине урока педагог предлагает учащимся текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова– глаголы. Их необходимо вставить по смыслу. По ходу чтения происходит работа по развитию речи учащихся, выясняется значение
слов «калики перехожие», « не посрамить».
Не раз ………………… богатыри могучие Русь-матушку, а и теперь ……………………земли русской. ……………………. В старину на Руси калики перехожие, ……………………… на гуслях, ……………………….. песни – былины, …………………………….. о богатырях русских, о подвигах их славных.
Учитель добавляет, что кому сложно, можете использовать слова для справок. Но будет всё-таки приветствоваться, если дети догадаются сами.
Слова для справок: защищать, не посрамить, ходить, играть, складывать, рассказывать.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе, после чего происходит коллективный разбор текста.
- Глаголы в каком времени мы вставили в тексте? (прошедшем).
- Какой глагол отличается от остальных ? ( не посрамят).
- На какой вопрос он отвечает? (что сделают?)
- Какого времени этот глагол? (будущего)
Педагог сообщает детям, что путешествие подходит к концу.
- Жаль, что нам не хватило времени совершить такое же путешествие в будущее, но пройдет не так уж много времени и, вы в него попадёте.
- Что с вами произойдёт в будущем? Ответы учащихся (вырастим, возмужаем…) Запись нескольких вариантов.
V. Итог.
- Что вы узнали на уроке? Чем сможете поделиться со своими близкими, друзьями?
- Вы знаете, чем рисуют художники свои картины? (Красками).
- А писатели – тоже художники. Чем же они рисуют? (Словом).
- Мы с вами были сегодня в роли писателей – историков, в роли художников.
Может быть, кто-то из вас пожелает после урока, дома, нарисовать или написать о русских богатырях. Я была бы этому очень рада.
В этом вам поможет материал сегодняшнего урока, а также те сведения, которые вы сможете добыть сами из дополнительной литературы (раздача шаблонов). Но вы должны помнить, что слова в сочинение вы должны подбирать точные, продуманные, выверенные, т.е. относиться к каждому слову вы должны будете с уважением.
В конце урока звучит музыка (гимн богатырям). Учащиеся слушают его, стоя.
Учитель благодарит учащихся за работу, дарит им свои аплодисменты и на память об уроке книгу о богатырях.