«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Упражнение в написании букв И, У, А после шипящих"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: «Упражнение в написании букв и, у, а после шипящих».

Цели:

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.

Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.

Создать условия для формирования коллектива, дружеских отношений, расширения кругозора, воспитания любви к окружающему миру.

I. Организационно-мотивационный этап.

Звучит музыка: минусовка «Жил отважный капитан» Слайд № 1

Учитель:

Я стою на корабле

Далеко всё видно мне

Я стою, но не молчу

Поздороваться хочу!

Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада приветствовать вас. Садитесь.

Я отважный капитан

Я объездил много стран

В плаванье отправлюсь я

Помогите мне, друзья

Знания для нас важны

В помощь юнги мне нужны.

Вы, согласны помогать?

Надо форму надевать.

Ребята, у вас на партах лежат морские головные уборы, которые называются бескозырки, я предлагаю вам надеть их. А ваши тетради сегодня мы будем называть «бортовой журнал»

Отправляемся в путешествие по океану Знаний. Мы посетим острова и во время плавания вспомним некоторые законы правописания.

Мы прибыли на остров. Слайд № 2 Но что это? ( а, ж, ш, у, ч, и, щ, )

На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

Расскажите, что объединяет эти согласные ( Они шипящие, ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие)

2. Чистописание Доска ( а, ж, ш, у, ч, и, щ)

Из скольких элементов состоит строчная буква ж? Какие это элементы? Обратите внимание на высоту букв. Запишите только согласные, чередуя их.

Составьте из букв знакомые буквосочетания (Дети записывают в тетрадь жи, ши, ча, ща, чу, щу)

Определите тему урока. Слайд № 3

Какую цель вы поставите перед собой?



3 Словарная работа.

Мы причаливаем к следующему острову. Здесь живут вот такие слова: (Слайд № 4)

Ж . стянка, ш . рстяной, щ . котка, , ч . стовик, ж . лезный, ш . повник.

Узнайте слова, поставьте ударение. Что общего у всех слов? Почему они живут на одном острове? (Во всех есть шипящие звуки, состоят из трех слогов, гласный после шипящего безударный).

Произнесите эти слова в соответствии с законами произношения.

Какие звуки слышите после шипящих? ( ы, и) А какие буквы надо писать? (Надо сначала проверить, потому что они безударные)

Жесть – жестянка, шерсть – шерстяной, (к слову щекотка мы не можем подобрать однокоренное слово, значит надо посмотреть в словарь) щекотка, чистый- чистовик, железный ( слово шиповник проверяем словом шип, но здесь надо вспомнить другое правило: жи-ши). (на слайде поочередно вставляются буквы)

В своем бортовом журнале запишите только словарные слова, выделите орфограмму, а затем запишите слово на то правило, с которым работаем сегодня, выделив орфограмму

4. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Наш корабль взял курс на другой остров.

Это остров «Угадай-ка» (Слайд № 5)

Ну-ка, юнга, поиграй-ка!

Мы всё быстро соберём

Много разных слов найдём!

Каждый здесь сейчас поймёт,

Кто на острове живёт.

-На домах жителей острова висят спасательные круги. Посмотрите на первый круг. Прочитайте слоги. (жи ши) составьте слова с этими сочетаниями. Запишите 2 любых слова. Поставьте ударение. Что заметили? (после шипящих ударные звуки) Выделите орфограмму. – Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах? Аналогично работаем с другими кругами.

Нам пора отправляться дальше. Внимание! Наш радист получил тревожное сообщение. (сигнал sos) «Наших друзей захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите» (Слайд № 6)

Поможем ребята? (На слайде шипящие без гласных

– Назовите главные правила, которые мы используем в нашем путешествии.

(Ответы детей появляются на слайде) (Слайд № 7)

жи-ши под ударением пиши с буквой и!

ча-ща под ударением пиши с буквой а!

чу-щу пиши с буквой у!



Физминутка для глаз (Слайд № 8)



Учитель: И наше путешествие продолжается. Перед нами остров , на котором живут весёлые животные. (Слайд № 9) (ужи, чижи, жираф, щука, моржи и т.п)

Почему именно эти животные живут на этом острове?



Вы хорошо знаете многих животных. А вот как называют их детенышей, знаете? Давайте посмотрим. (Слайд № 10)

– Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите нашу орфограмму. Первое слово записываем с большой буквы. При перечислении слов ставим запятые.

У волка родились… (волчата); (Записываем, потому что встречается сочетание ча)

у коровы – …(телята) – не пишем;

у зайца – … (зайчата);

у мышки – … (мышата) – не пишем;

у белки – … (бельчата).

(Дети работают у доски по цепочке.)

Давайте прочитаем, что вы записали.

- Каким правилом пользовались? (ча – ща пиши с а)

Какая часть слова помогла нам при образовании слов – названий детенышей? (суффикс –ат-) Выделите его.

Какие еще суффиксы участвуют в образовании названий детенышей животных? (онок, ёнок)

Ура! Мы справились. И животные предлагают нам отдохнуть под их любимую музыку. Повторяйте за ними движения!

Физминутка под музыку «Чунга – чанга»





6. Самостоятельная работа по карточкам:

Куда же нам двигаться дальше? Возьму –ка, я свою книгу путешествий. Вот это да! (Слайд № 11)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

Помогите мне мои юные друзья. Прочитайте слова. На ваших столах лежат страницы из моей книжки, вставьте пропущенные буквы.

(Ищу, чулан, учу, кручу, щука, грущу – пропущена буква у)

Взаимопроверка.

Поменяйтесь вашими работами со своим соседом. Проверьте правильность написания.

Прочитайте. Все слова вам понятны? Кто может объяснить те слова , которые непонятны?

Чула́н — подсобное помещение хозяйственного назначения. В нем хранятся продукты питания, имущество

А теперь сверьтесь с доской (Слайд № 12)

Оцените свою работу. А у кого , юнги, нет ошибок, поднимите руки! Молодцы! Прочитайте слова.

- Каким правилом пользовались? (чу – щу пиши с у)

- А, мы отправляемся дальше. Что у нас на горизонте? (Слайд № 13)

Нам, друзья, грозят пираты

Мы ни в чём не виноваты!

Хорошо же быть матросом

Покидаемся кокосом.

Я кидаю вам кокос

Докажи, что, ты, матрос

Подумай, не спеши

Назови слова с жи –ши.

Вспомните слова только с сочетаниями жи ши, слова друг за другом не повторяем.

(Детям кидается мяч – кокос по очереди. Они называют слова с сочетаниями жи –ши)

Как пишем эти сочетания? (сочетания жи –ши под ударением пиши с и)

Ага! Испугались нас пираты и убежали!

А мы с вами плывем дальше.

Отгадайте, кто нам встретился на пути?

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду. (Щука) (Слайд № 14)

Что вы знаете о щуке?

А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?

Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.


Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.


А еще щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».


Прочитайте слова, составьте предложение. (Слайд № 15)

в, щука, жила, озере ( Жила в озере щука. В озере жила щука. В озере щука жила. Щука в озере жила. (Слайд № 16)

Пропустите строчку и запишите последнее предложение (Ученик у доски с комментированием) Подчеркните грамматическую основу.

А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом мы узнаем из стихотворения

Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение (Работа в парах) (Слайд № 17)

Наварила щука щей.

Червячка с крючка сняла.

Щука в озере жила.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Пригласила трех ершей.

(Слайд № 18) (предложения перестраиваются правильно)

Прочитайте. Что заметили? Почему записали именно это предложение первым, а не какое-то другое? (Стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма)

Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать)

Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. (Щукины щи. Радушная хозяйка)

Запишите стихотворение, которое у нас получилось

  • Начнем со второго предложения. (Запись с комментированием)

  • Третье и четвертое предложение запишите по памяти (после разбора) Проверка и самооценка.

Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились?

Как мы с вами уже знаем – щука хитра и мудра. Вот она вам и приготовила хитрое задание.

Найди пару: (Слайд № 19)

Этажи пушистый

Животное кружить

Груши жить

Снежинка свежий

Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание. Еще раз вспомним правила.

Мы заканчиваем наше путешествие.


Дома вы продолжите работать с нашими буквосочетаниями. Для каждой группы будет своё задание.

Ребята, у кого синие карточки, поднимите их. Вот ваше задание (Слайд № 20)

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ч…до, ч…сики, больш…е, чищ…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, щ…пальца



Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), поехать на (дача), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша)



Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

щупальца, осьминога, у, сильные

речке, в, ж…вут, стриж…, весёлые

кораблём, над, крич…т, нашим, ч…йки

На море есть такая традиция - послания запечатывать в бутылку и бросать в море. Я предлагаю и нам воспользоваться этим и оставить добрые пожелания всем мореплавателям. Для этого, вы возьмите карточки на ваших столах и вставьте подходящие по смыслу слова. Обратите внимание, что у вас карточки разного цвета, и послания будут разными. Будьте внимательны, вы должны выбрать те слова, которые подходят по смыслу и имеют орфограмму, которую мы повторяем сегодня.



Пусть ваша ________ будет долгой!

ж.знь, игра, море

Будьте _________________!

сч.стливы, весёлые

Пусть вам сопутствует_______!

море, удач. , игра

Пусть путешествие будет _______!

ч.десным, весёлое.

- Прочитать послание красного цвета! Прочитайте послание жёлтого цвета., синего цвета, зелёного.

Учитель: Скрутить послания! Сбросить в бутылку

Итог урока.

А теперь давайте подведем итог: (Слайд № 21)

Сегодня на уроке

я узнал…

было интересно …

было трудно…

я понял, что…

у меня получилось…

меня удивило…

я могу помочь…





– Молодцы! Наше путешествие закончилось. Вы были весёлыми, дисциплинированными и очень дружными.

У каждого из вас на парте лежит якорь. Кто из вас хорошо понял тему и готов двигаться дольше по морю знаний, тот поднимет якорь. Кто еще чувствует, что он что-то недопонял, тот приподнимет якорь. А кому было очень трудно и многое осталось непонятным, тот оставит якорь внизу.















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее