«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку 4 класс, УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку

4 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»





Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных;

формировать умение определять безудар­ные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Задачи:

  • Развивать навык правописания имен существительных в родительном падеже.

  • Обобщить знания о существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.

  • Учить пользоваться проверочным словом для определения окончаний существительных 1 и 2 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.

  • Развивать речь детей, их память.

  • Воспитывать аккуратность, умение сосредоточенно работать над выполнением заданий.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

  • Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

  • Формирование умения слушать и слышать собеседника.

  • Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

  • Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

  • Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

  • Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

  • Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

  • Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

  • Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

  • Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

  • Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

  • Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже





















Ход урока:



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

-Наш урок я хочу начать словами

М.В. Ломоносова:

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».

- Вот сегодня мы и продолжим открывать тайны русского языка.




2. Мотивация к учебной деятельности

–Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм. – Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке? – Какими качествами вы уже обладаете? Стирают слова «эгоизм» и «лень». – На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт


На доске карточки со словами:

Охрана природы - дело народа.

Задание: составить предложение. Объяснить смысл этого высказывания. В выделенных словах определить склонение, падеж, окончание.


3.Формулирование темы и цели урока

Формулировка темы и целей урока.

Учащиеся формулируют тему урока и цель

4.Актуализация

Планирование работы


Расшифруйте и запишите новое словарное слово: (РЕБУС)- инженер –

Какой частью речи является данное слово? (существительным) –

Вспомним, что вы знаете об имени сущ. (учитель показывает карточки, а дети договаривают правила: обозначает … отвечает на вопросы … имеет постоянные признаки: … собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род , склонение; изменяется по … (числам и падежам);

Словарная работа

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

К истокам слова.

Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений.

Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный

Когда так говорят?

инженерша (простонародное слово) –

1) женщина-инженер,

2) жена инженера

инженерский – относящийся к инженеру, инженерам

инженерный –

1) технический,

2) связанный с деятельностью инженера



к 1-му скл. относятся сущ. …

ко 2-му скл. относятся сущ. …

к 3-му скл. относятся сущ. …


5.Работа над темой урока по плану



Работа по карточкам в группе:

  • Правила работы в группе:

1 группа –Охрана воды.


Сформулируйте тему, главную мысль текста.

Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.

В последнее время люди столкнулись с проблемами ухудшения водоемов, благодаря химическому и радиоактивному загрязнению, загрязнению отходами и мусором. Кроме этого, уничтожается животный и растительный мир в водоемах, остро встает проблема дефицита питьевой воды. Основная проблема водных ресурсов связана с применением воды в промышленности. Охрана водных ресурсов так же осуществляется на государственном уровне: уменьшаются расходы воды в промышленности, планируется рациональное расходование водных ресурсов, очищается загрязненная вода, устраняются последствия аварий и многое другое.

Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему?

Как охранять воду?

  • Не сбрасывать в реки и озера отходы.

  • Строить новые очистные сооружения.

  • Не загрязнять водоемы и берега бытовым мусором.



2 группа-Охрана животных и растений.

Сформулируйте тему, главную мысль текста.

Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.


Животные и растения так же нуждаются в охране. На данный момент на грани исчезновения находится множество видов. Многие из них занесены в Красную книгу. Очень важно сохранить видовое разнообразие в природе. Благодаря этому сохраняется цепь питания, поэтому вымирание одного вида приведет к вымиранию другого, что безусловно отразится и на людях.

Таким образом, охрана природы в современном мире очень важна.

Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему?

Как охранять животных?

  • Занести редкие виды в Красную книгу.

  • Запретить охотиться на редкие виды.

  • Создать еще больше заповедников.




3 группа-Охрана леса.

Сформулируйте тему, главную мысль текста.

Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.


Лес не только удивительно красив, но дает людям кислород и снабжает древесиной. В лесу водятся различные птицы, животные и насекомые. Леса нередко вырубают совершенно необдуманно, так, что пропадает большое количество древесины. Лесов остается все меньше и меньше, даже не смотря на то, что они защищены законом. От лесного пожара могут погибнуть редкие растения и животные, люди мусорят на природе. На данный момент люди вкладывают в фонд по защите леса огромные деньги. Но некоторые растения и животные уже стерты с лица земли.

Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему?(призыв)

Как охранять лес и растения?

  • Заносить редкие виды в Красную книгу.

  • Сажать кустарники и деревья.

  • Беречь леса от пожарищ.




4 группа-Охрана почв.

Сформулируйте тему, главную мысль текста.

Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.

Ресурсы земли так же являются ограниченными. Благодаря неправильному использованию, почва постепенно разрушается, происходит утрата плодородия земель для сельскохозяйственног­о использования. Поэтому на данный момент есть необходимость в охране почвы. Она представляет собой мероприятия, которые направлены на защиту и улучшения земных ресурсов.

Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему?

Как охранять почву?

  • Удобрять перегноем.

  • Не сжигать на ней мусор.

  • Не закапывать вредные отходы.



Делаем вывод об окончаниях Р.П.

На доску вешаются карточки с окончаниями 1,2,3 склонения в Р.П.

Вывешивается табличка : 1 скл. - -и, -ы 2 скл. - -а, -я 3 скл. - -и

Затем дети сравнивают окончания в ударном и безударном положении . Вывод : ударные и безударные окончания пишутся одинаково.


- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Лес - наше богатство.

- Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)

Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

(Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).

- Как определить падеж существительного в предложении?


Работают в группе.




ФИЗМИНУТКА

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)






5. Работа над темой урока по плану


На интерактивной доске словосочетания:

Найти и выписать только словосочетания Р.п. (определить склонение и выделить окончание)

Охрана природы,

Окружающая среда,

Влияние человека,

Загрязнение в мире,

Дефицит воды,

Загрязнение природы,

Повлияло на экологию,

Изменение климата




Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.

солнце волк

берегите белка

река лес

роща лиса

чаща медведь

дорожка заяц

- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.

- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.

- Получилось предложение-призыв “Берегите лес!”

Работа в тетрадях








6. Подведение итогов. Рефлексия

«Любовь к родной стране, начинается с любви к природе».

К.Г. Паустовский

Беседа:

Достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

В чем были трудности?

Перед вами лежат листики (красный,желтый, зеленый)

Если вы довольны собой, прикрепите на дерево зеленый листик

Если были трудности , то желтый

Если вы совсем собой не довольны на уроке, то красный



7. Д\з

Дифференцированные задания на карточках.

Записывают д/з






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее