Конспект урока по русскому языку
4 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»
Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных;
формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Задачи:
-
Развивать навык правописания имен существительных в родительном падеже.
-
Обобщить знания о существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.
-
Учить пользоваться проверочным словом для определения окончаний существительных 1 и 2 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
-
Развивать речь детей, их память.
-
Воспитывать аккуратность, умение сосредоточенно работать над выполнением заданий.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
-
Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
-
Формирование умения слушать и слышать собеседника.
-
Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
-
Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
-
Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
-
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
-
Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
-
Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
-
Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,
-
Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,
-
Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,
-
Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. Организационный момент | -Наш урок я хочу начать словами М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны». - Вот сегодня мы и продолжим открывать тайны русского языка.
|
| |
2. Мотивация к учебной деятельности | –Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм. – Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке? – Какими качествами вы уже обладаете? Стирают слова «эгоизм» и «лень». – На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт
На доске карточки со словами: Охрана природы - дело народа. Задание: составить предложение. Объяснить смысл этого высказывания. В выделенных словах определить склонение, падеж, окончание. |
| |
3.Формулирование темы и цели урока | Формулировка темы и целей урока. | Учащиеся формулируют тему урока и цель | |
4.Актуализация Планирование работы
| Расшифруйте и запишите новое словарное слово: (РЕБУС)- инженер – Какой частью речи является данное слово? (существительным) – Вспомним, что вы знаете об имени сущ. (учитель показывает карточки, а дети договаривают правила: обозначает … отвечает на вопросы … имеет постоянные признаки: … собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род , склонение; изменяется по … (числам и падежам); Словарная работа Инженер – специалист с высшим техническим образованием. К истокам слова. Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений. Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный Когда так говорят? инженерша (простонародное слово) – 1) женщина-инженер, 2) жена инженера инженерский – относящийся к инженеру, инженерам инженерный – 1) технический, 2) связанный с деятельностью инженера
к 1-му скл. относятся сущ. … ко 2-му скл. относятся сущ. … к 3-му скл. относятся сущ. … |
| |
5.Работа над темой урока по плану
| Работа по карточкам в группе:
1 группа –Охрана воды.
Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания. В последнее время люди столкнулись с проблемами ухудшения водоемов, благодаря химическому и радиоактивному загрязнению, загрязнению отходами и мусором. Кроме этого, уничтожается животный и растительный мир в водоемах, остро встает проблема дефицита питьевой воды. Основная проблема водных ресурсов связана с применением воды в промышленности. Охрана водных ресурсов так же осуществляется на государственном уровне: уменьшаются расходы воды в промышленности, планируется рациональное расходование водных ресурсов, очищается загрязненная вода, устраняются последствия аварий и многое другое. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему? Как охранять воду?
2 группа-Охрана животных и растений. Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.
Животные и растения так же нуждаются в охране. На данный момент на грани исчезновения находится множество видов. Многие из них занесены в Красную книгу. Очень важно сохранить видовое разнообразие в природе. Благодаря этому сохраняется цепь питания, поэтому вымирание одного вида приведет к вымиранию другого, что безусловно отразится и на людях. Таким образом, охрана природы в современном мире очень важна. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему? Как охранять животных?
3 группа-Охрана леса. Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.
Лес не только удивительно красив, но дает людям кислород и снабжает древесиной. В лесу водятся различные птицы, животные и насекомые. Леса нередко вырубают совершенно необдуманно, так, что пропадает большое количество древесины. Лесов остается все меньше и меньше, даже не смотря на то, что они защищены законом. От лесного пожара могут погибнуть редкие растения и животные, люди мусорят на природе. На данный момент люди вкладывают в фонд по защите леса огромные деньги. Но некоторые растения и животные уже стерты с лица земли. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему?(призыв) Как охранять лес и растения?
4 группа-Охрана почв. Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания. Ресурсы земли так же являются ограниченными. Благодаря неправильному использованию, почва постепенно разрушается, происходит утрата плодородия земель для сельскохозяйственного использования. Поэтому на данный момент есть необходимость в охране почвы. Она представляет собой мероприятия, которые направлены на защиту и улучшения земных ресурсов. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему? Как охранять почву?
Делаем вывод об окончаниях Р.П. На доску вешаются карточки с окончаниями 1,2,3 склонения в Р.П. Вывешивается табличка : 1 скл. - -и, -ы 2 скл. - -а, -я 3 скл. - -и Затем дети сравнивают окончания в ударном и безударном положении . Вывод : ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами. 13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16 Лес - наше богатство. - Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.) Леса спасают поля от засухи и очищают воздух. (Один ученик у доски, остальные - в тетрадях). - Как определить падеж существительного в предложении?
| Работают в группе. | |
|
|
| |
ФИЗМИНУТКА | Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
|
|
|
5. Работа над темой урока по плану
| На интерактивной доске словосочетания: Найти и выписать только словосочетания Р.п. (определить склонение и выделить окончание) Охрана природы, Окружающая среда, Влияние человека, Загрязнение в мире, Дефицит воды, Загрязнение природы, Повлияло на экологию, Изменение климата
Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу. солнце волк берегите белка река лес роща лиса чаща медведь дорожка заяц - В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные. - Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные. - Получилось предложение-призыв “Берегите лес!” | Работа в тетрадях |
|
|
|
| |
|
|
| |
6. Подведение итогов. Рефлексия | «Любовь к родной стране, начинается с любви к природе». К.Г. Паустовский Беседа: Достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока? В чем были трудности? Перед вами лежат листики (красный,желтый, зеленый) Если вы довольны собой, прикрепите на дерево зеленый листик Если были трудности , то желтый Если вы совсем собой не довольны на уроке, то красный |
|
|
7. Д\з | Дифференцированные задания на карточках. | Записывают д/з |
|