Конспект урока по русскому языку
4 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»
Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных;
формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Задачи:
Развивать навык правописания имен существительных в родительном падеже.
Обобщить знания о существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.
Учить пользоваться проверочным словом для определения окончаний существительных 1 и 2 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
Развивать речь детей, их память.
Воспитывать аккуратность, умение сосредоточенно работать над выполнением заданий.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
Формирование умения слушать и слышать собеседника.
Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,
Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,
Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,
Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. Организационный момент | -Наш урок я хочу начать словами М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны». - Вот сегодня мы и продолжим открывать тайны русского языка.
|
| |
2. Мотивация к учебной деятельности | –Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм. – Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке? – Какими качествами вы уже обладаете? Стирают слова «эгоизм» и «лень». – На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт
На доске карточки со словами: Охрана природы - дело народа. Задание: составить предложение. Объяснить смысл этого высказывания. В выделенных словах определить склонение, падеж, окончание. |
| |
3.Формулирование темы и цели урока | Формулировка темы и целей урока. | Учащиеся формулируют тему урока и цель | |
4.Актуализация Планирование работы
| Расшифруйте и запишите новое словарное слово: (РЕБУС)- инженер – Какой частью речи является данное слово? (существительным) – Вспомним, что вы знаете об имени сущ. (учитель показывает карточки, а дети договаривают правила: обозначает … отвечает на вопросы … имеет постоянные признаки: … собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род , склонение; изменяется по … (числам и падежам); Словарная работа Инженер – специалист с высшим техническим образованием. К истокам слова. Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений. Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный Когда так говорят? инженерша (простонародное слово) – 1) женщина-инженер, 2) жена инженера инженерский – относящийся к инженеру, инженерам инженерный – 1) технический, 2) связанный с деятельностью инженера
к 1-му скл. относятся сущ. … ко 2-му скл. относятся сущ. … к 3-му скл. относятся сущ. … |
| |
5.Работа над темой урока по плану
| Работа по карточкам в группе: Правила работы в группе:
1 группа –Охрана воды.
Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания. В последнее время люди столкнулись с проблемами ухудшения водоемов, благодаря химическому и радиоактивному загрязнению, загрязнению отходами и мусором. Кроме этого, уничтожается животный и растительный мир в водоемах, остро встает проблема дефицита питьевой воды. Основная проблема водных ресурсов связана с применением воды в промышленности. Охрана водных ресурсов так же осуществляется на государственном уровне: уменьшаются расходы воды в промышленности, планируется рациональное расходование водных ресурсов, очищается загрязненная вода, устраняются последствия аварий и многое другое. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему? Как охранять воду? Не сбрасывать в реки и озера отходы. Строить новые очистные сооружения. Не загрязнять водоемы и берега бытовым мусором.
2 группа-Охрана животных и растений. Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.
Животные и растения так же нуждаются в охране. На данный момент на грани исчезновения находится множество видов. Многие из них занесены в Красную книгу. Очень важно сохранить видовое разнообразие в природе. Благодаря этому сохраняется цепь питания, поэтому вымирание одного вида приведет к вымиранию другого, что безусловно отразится и на людях. Таким образом, охрана природы в современном мире очень важна. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему? Как охранять животных? Занести редкие виды в Красную книгу. Запретить охотиться на редкие виды. Создать еще больше заповедников.
3 группа-Охрана леса. Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания.
Лес не только удивительно красив, но дает людям кислород и снабжает древесиной. В лесу водятся различные птицы, животные и насекомые. Леса нередко вырубают совершенно необдуманно, так, что пропадает большое количество древесины. Лесов остается все меньше и меньше, даже не смотря на то, что они защищены законом. От лесного пожара могут погибнуть редкие растения и животные, люди мусорят на природе. На данный момент люди вкладывают в фонд по защите леса огромные деньги. Но некоторые растения и животные уже стерты с лица земли. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему?(призыв) Как охранять лес и растения? Заносить редкие виды в Красную книгу. Сажать кустарники и деревья. Беречь леса от пожарищ.
4 группа-Охрана почв. Сформулируйте тему, главную мысль текста. Найдите существительные в Р.П. выделите окончания. Ресурсы земли так же являются ограниченными. Благодаря неправильному использованию, почва постепенно разрушается, происходит утрата плодородия земель для сельскохозяйственного использования. Поэтому на данный момент есть необходимость в охране почвы. Она представляет собой мероприятия, которые направлены на защиту и улучшения земных ресурсов. Подумайте, как вы могли бы предотвратить данную проблему? Как охранять почву? Удобрять перегноем. Не сжигать на ней мусор. Не закапывать вредные отходы.
Делаем вывод об окончаниях Р.П. На доску вешаются карточки с окончаниями 1,2,3 склонения в Р.П. Вывешивается табличка : 1 скл. - -и, -ы 2 скл. - -а, -я 3 скл. - -и Затем дети сравнивают окончания в ударном и безударном положении . Вывод : ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами. 13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16 Лес - наше богатство. - Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.) Леса спасают поля от засухи и очищают воздух. (Один ученик у доски, остальные - в тетрадях). - Как определить падеж существительного в предложении?
| Работают в группе. | |
|
|
| |
ФИЗМИНУТКА | Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
|
|
|
5. Работа над темой урока по плану
| На интерактивной доске словосочетания: Найти и выписать только словосочетания Р.п. (определить склонение и выделить окончание) Охрана природы, Окружающая среда, Влияние человека, Загрязнение в мире, Дефицит воды, Загрязнение природы, Повлияло на экологию, Изменение климата
Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу. солнце волк берегите белка река лес роща лиса чаща медведь дорожка заяц - В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные. - Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные. - Получилось предложение-призыв “Берегите лес!” | Работа в тетрадях |
|
|
|
| |
|
|
| |
6. Подведение итогов. Рефлексия | «Любовь к родной стране, начинается с любви к природе». К.Г. Паустовский Беседа: Достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока? В чем были трудности? Перед вами лежат листики (красный,желтый, зеленый) Если вы довольны собой, прикрепите на дерево зеленый листик Если были трудности , то желтый Если вы совсем собой не довольны на уроке, то красный |
|
|
7. Д\з | Дифференцированные задания на карточках. | Записывают д/з |
|