Конспект урока-исследования
«Как животные готовятся к зиме»
Ход занятия (индуктивного типа)
Мотивация
На прошлом занятии мы пришли к выводу, что осенью происходят изменения в живой и неживой природе. Какие? (выслушать ответы детей).
Обобщение: с наступлением осени в природе происходит похолодание (можно наблюдать облачность, осадки температура становится ниже (даже заморозки). Поэтому люди надевают теплую одежду, животные активно готовятся к зиме: накапливают жир, делают запасы. Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их. Птицы улетают в теплые края, а насекомые прячутся.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию в природу, для того, чтобы узнать, как звери готовятся провести зиму. Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них.
На доске запись:
МЕДВЕДЬ
ЛИСА
ЗАЯЦ
ЕЖИК
ВОЛК
БЕЛКА
Как вы думаете, как готовится к зиме каждое из этих насекомых? Что происходит в их жизни с наступлением осени?
Для создания проблемной ситуации на доске прикреплены карточки
- они меняют окраску
- делают запасы на зиму
- готовят себе жилище
- впадают в спячку
Дети высказывают свои предположения. Учитель передвигает карточки по ходу мыслей детей.
Примерные ответы:
« Я думаю, что»,
« Мне кажется,»,
«Может быть, т.д.
Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.
- Все вы думаете по-разному. Как много предположений о том, что происходит со зверями осенью!
- итак, вопрос остается открытым: как же готовятся к зиме звери?
На какой вопрос мы должны дать сегодня ответ? ( КАК звери ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ?) Это и будет наша тема исследования (заранее записана на доске и закрыта)
- Ребята, вы выдвинули много предположений. Что с ними надо сделать? (проверить).
-Какова же будет цель нашего исследования? (ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ зверей ОСЕНЬЮ, проверить выдвинутые предположения). Цель тоже записана заранее на доске и закрыта.
- Для того, чтобы проверить наши предположения, вы станете исследователями. Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? ( лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию .
Дети заранее поделены на 4 группы и сидят за столами.
- Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему).
2. Исследование в малых группах
- Каковы правила работы в группе? (Весит на стенде)
1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!
2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!
3. Не бойся высказывать свое мнение!
4. Работай тихо , не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. отвечай у доски громко, четко, кратко.
- Определим план исследования ( найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.
1. внимательно прочитать рассказ.
2. сделать нужные записи.
3. подготовиться к выступлению.
Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о жизни насекомых осенью и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).
Ребята, прочитав текст, должны выделить и записать в «помощнике ответа», как каждое животное готовится к зиме.
«Помощник ответа»
Мы прочитали рассказ о __________________________________________________.
Выяснили, что __________________________________________________________.
Мы сделали вывод, что___________________________________________________.
3.Обмен информацией и ее организация
- Стоп! Исследование в малых группах закончено.
- Как вы думаете, что надо сделать с добытой информацией? (поделиться, рассказать всем).
- Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.
- Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу об особенностях подготовки к зиме каждого животного.
_У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).
Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.
- Мы обменялись информацией, узнали как готовятся к зиме звери, а теперь разделим всех животных по двум признакам и за основу возьмем их поведение осенью.
1 группа- «впадают в спячку»
2 группа – «зимой не спят»
На доске карточка впадают в спячку
- ежик
- медведь
Зимой не спят (делают запасы, меняют окраску, шубку)
- лиса
- белка
- заяц
- волк
Связывание информации, обобщение
- Давайте возвратимся к теме нашего исследования КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ звери.
Зимой становится очень холодно, животным очень сложно найти себе еду. Чтобы пережить это сложное время, животные готовятся к зиме заранее.
- они меняют окраску
- делают запасы на зиму
- готовят себе жилище
- впадают в спячку
- Посмотрим на 1 группу. Эти звери впадают в спячку
- Посмотрим на 2 группу. Эти зимой не спят (делают запасы, меняют шубку)
- Что мы теперь можем сказать о поведении зверей осенью?
- Какое заключение можно сделать об их поведении, о том, как они готовятся провести зиму?
Выслушать детей и сформулировать обобщение урока:
- Звери по- разному готовятся провести зиму.
- Мы достигли цели нашего исследования? Да. Молодцы! Хорошо поработали. Со всеми заданиями справились.
6. Подведение итогов
На доске прикрепляются картинки:
- Я узнал новое
- Я хочу рассказать о том, что узнал другим
- было скучно и неинтересно
- А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.
-Многие из вас оставили магниты на второй картинке.
Дома можете найти сведения о зимовке других зверей , не изученных на занятии)
Приложение к уроку
Что делает зимой медведь?(1)
Медведь спит в берлоге он обустраивает ее ветвями, мхом, бурьяном и шишками.(3) Спячка медведя продолжается 5 месяцев. Все это время медведь не ест. Чтобы зимой долгое время обходиться без еды, осенью медведь очень много кушает-запасает жир на зиму.(2)
Медведи едят корни растений, ягоды, плоды, рыбу. Любимое лакомство-мед.
Как зимует ежик?(1)
Острые колючки на теле ежа спасают его от врагов. Когда еж чувствует опасность- он сворачивается в клубок. У ежика около 16.00 колючек. Ежики устраивают себе норки под корнями деревьев, в кустах, в ямах.(2) Ежик спит дольше всех. В сентябре он ложится в норку, сворачивается в клубочек и спит до апреля.(3) Все это время он не ест и не двигается.
Как зимуют белки?(1)
Зимой белка меняет рыжую шубку на более теплую серого цвета. (2)От мороза белку спасает пушистый хвост, в который она заворачивается, как в одеяло. На зиму белка делает запасы(3) – складывает в дупла, гнезда, прячет под корой и среди корней орехи и шишки Белки устраивают гнезда в дуплах. Жилище они устраивают высоко на дереве, выстилают его мхом, сухими листьями и травой.
Как зимуют зайцы?(1)
Зайцы к зиме серый наряд меняют на белую теплую шубку.(2) В белой шубке зайца на снегу очень сложно заметить. Запасов заяц не делает.(3) Кормятся зайцы корой деревьев. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды.
Как зимуют волки и лисы(1)?
Эти животные зимой не спят, а ищут добычу в течение всей зимы.(3) Волки зимой не впадают в спячку. Эти звери хищники.(2) Волк охотится на кабанов, лосей и зайцев. Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами.