«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока-исследования индуктивного типа по окружающему миру по программе "Школа России" для 2 класса.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока-исследования

«Как животные готовятся к зиме»

Ход занятия (индуктивного типа)

  1. Мотивация

На прошлом занятии мы пришли к выводу, что осенью происходят изменения в живой и неживой природе. Какие? (выслушать ответы детей).

Обобщение: с наступлением осени в природе происходит похолодание (можно наблюдать облачность, осадки температура становится ниже (даже заморозки). Поэтому люди надевают теплую одежду, животные активно готовятся к зиме: накапливают жир, делают запасы. Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их. Птицы улетают в теплые края, а насекомые прячутся.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в природу, для того, чтобы узнать, как звери готовятся провести зиму. Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них.

На доске запись:

МЕДВЕДЬ

ЛИСА

ЗАЯЦ

ЕЖИК

ВОЛК

БЕЛКА

Как вы думаете, как готовится к зиме каждое из этих насекомых? Что происходит в их жизни с наступлением осени?

Для создания проблемной ситуации на доске прикреплены карточки

  • - они меняют окраску

  • - делают запасы на зиму

  • - готовят себе жилище

  • - впадают в спячку

Дети высказывают свои предположения. Учитель передвигает карточки по ходу мыслей детей.

Примерные ответы:

« Я думаю, что»,

« Мне кажется,»,

«Может быть, т.д.

Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.

- Все вы думаете по-разному. Как много предположений о том, что происходит со зверями осенью!

- итак, вопрос остается открытым: как же готовятся к зиме звери?

На какой вопрос мы должны дать сегодня ответ? ( КАК звери ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ?) Это и будет наша тема исследования (заранее записана на доске и закрыта)

- Ребята, вы выдвинули много предположений. Что с ними надо сделать? (проверить).

-Какова же будет цель нашего исследования? (ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ зверей ОСЕНЬЮ, проверить выдвинутые предположения). Цель тоже записана заранее на доске и закрыта.

- Для того, чтобы проверить наши предположения, вы станете исследователями. Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? ( лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию .

Дети заранее поделены на 4 группы и сидят за столами.

- Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему).

2. Исследование в малых группах

- Каковы правила работы в группе? (Весит на стенде)

1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!

2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!

3. Не бойся высказывать свое мнение!

4. Работай тихо , не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.

5. Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. отвечай у доски громко, четко, кратко.

- Определим план исследования ( найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.

1. внимательно прочитать рассказ.

2. сделать нужные записи.

3. подготовиться к выступлению.

Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о жизни насекомых осенью и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).

Ребята, прочитав текст, должны выделить и записать в «помощнике ответа», как каждое животное готовится к зиме.



«Помощник ответа»

  1. Мы прочитали рассказ о __________________________________________________.

  2. Выяснили, что __________________________________________________________.

  3. Мы сделали вывод, что___________________________________________________.



3.Обмен информацией и ее организация

- Стоп! Исследование в малых группах закончено.

- Как вы думаете, что надо сделать с добытой информацией? (поделиться, рассказать всем).

- Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.

- Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу об особенностях подготовки к зиме каждого животного.





_У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).

Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.

- Мы обменялись информацией, узнали как готовятся к зиме звери, а теперь разделим всех животных по двум признакам и за основу возьмем их поведение осенью.

1 группа- «впадают в спячку»

2 группа – «зимой не спят»

На доске карточка впадают в спячку

- ежик

- медведь

Зимой не спят (делают запасы, меняют окраску, шубку)

- лиса

- белка

- заяц

- волк

  1. Связывание информации, обобщение

- Давайте возвратимся к теме нашего исследования КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ звери.

Зимой становится очень холодно, животным очень сложно найти себе еду. Чтобы пережить это сложное время, животные готовятся к зиме заранее.

- они меняют окраску

- делают запасы на зиму

- готовят себе жилище

- впадают в спячку





- Посмотрим на 1 группу. Эти звери впадают в спячку

- Посмотрим на 2 группу. Эти зимой не спят (делают запасы, меняют шубку)

- Что мы теперь можем сказать о поведении зверей осенью?

- Какое заключение можно сделать об их поведении, о том, как они готовятся провести зиму?

Выслушать детей и сформулировать обобщение урока:

- Звери по- разному готовятся провести зиму.

- Мы достигли цели нашего исследования? Да. Молодцы! Хорошо поработали. Со всеми заданиями справились.

6. Подведение итогов

На доске прикрепляются картинки:

- Я узнал новое

- Я хочу рассказать о том, что узнал другим

- было скучно и неинтересно



- А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.

-Многие из вас оставили магниты на второй картинке.

Дома можете найти сведения о зимовке других зверей , не изученных на занятии)









































Приложение к уроку



Что делает зимой медведь?(1)

Медведь спит в берлоге он обустраивает ее ветвями, мхом, бурьяном и шишками.(3) Спячка медведя продолжается 5 месяцев. Все это время медведь не ест. Чтобы зимой долгое время обходиться без еды, осенью медведь очень много кушает-запасает жир на зиму.(2)

Медведи едят корни растений, ягоды, плоды, рыбу. Любимое лакомство-мед.







Как зимует ежик?(1)

Острые колючки на теле ежа спасают его от врагов. Когда еж чувствует опасность- он сворачивается в клубок. У ежика около 16.00 колючек. Ежики устраивают себе норки под корнями деревьев, в кустах, в ямах.(2) Ежик спит дольше всех. В сентябре он ложится в норку, сворачивается в клубочек и спит до апреля.(3) Все это время он не ест и не двигается.







Как зимуют белки?(1)

Зимой белка меняет рыжую шубку на более теплую серого цвета. (2)От мороза белку спасает пушистый хвост, в который она заворачивается, как в одеяло. На зиму белка делает запасы(3) – складывает в дупла, гнезда, прячет под корой и среди корней орехи и шишки Белки устраивают гнезда в дуплах. Жилище они устраивают высоко на дереве, выстилают его мхом, сухими листьями и травой.



Как зимуют зайцы?(1)

Зайцы к зиме серый наряд меняют на белую теплую шубку.(2) В белой шубке зайца на снегу очень сложно заметить. Запасов заяц не делает.(3) Кормятся зайцы корой деревьев. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды.



Как зимуют волки и лисы(1)?

Эти животные зимой не спят, а ищут добычу в течение всей зимы.(3) Волки зимой не впадают в спячку. Эти звери хищники.(2) Волк охотится на кабанов, лосей и зайцев. Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее