Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

разработка по фгос ноо урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа Росии".

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки











Конспект

урока литературного чтения в 4 «А» классе

МБОУ ЮРЛК и НК

Селимовой Айны Гасан кзы










Дата проведения урока – ___________

Отметка за урок - _______________ __________


Отметка за анализ - _____________ ___________

подпись

Тема. Сравнение сказок. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро. «Красавица и чудовище».


Цели урока:

Проверка и совершенствование знаний о сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», установление сходства и различий между сказками «Аленький цветочек» и «Красавица и Чудовище».

Развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся на основе сравнения двух сказок, умения правильно строить предложения, произвольного внимания обучающихся.

Воспитание внимания к человеку, к его внутренним качествам, хорошего отношения к людям.


Тип урока – урок обобщения и систематизации.


Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

1.Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

2.Анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные

1.Определение цели, функций участников коммуникации.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Планируемые результаты:

1. Предметные

-умеют анализировать содержание прочитанного; сравнивать произведения, схожие по содержанию.

2. Личностные

-осознают понятие внутренней красоты человека, добра и отзывчивости.

3. Метапредметные: развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся.


Ресурсы:

1. Основные: книги «Аленький цветочек» (13 шт.), тексты сказки «Красавица и Чудовище» (13 шт.); учебник «Литературное чтение» УМК «Перспектива», 4 класс, ч.2.

2. Дополнительные: аудиозапись, презентация, ноутбук, колонки, скотч, ножницы, флэш-карта, иллюстрации из книги «Аленький цветочек», видеофрагмент из мультфильма «Красавица и Чудовище», схемы, выставка книг Ш. Перро, карточки и иллюстрации для проведения рефлексии.


Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1) Приветствие

2) Представление

3)Проверка готовности к уроку

ПОСАДКА



- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Меня зовут Айна Гасановна.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте всё необходимое к уроку. У вас на парте должны быть учебник, дневник, пенал, две сказки, схема и звёздочки.



-Здравствуйте.


Наводят порядок, проверяют всё необходимое к уроку.





К1

II. Мотивация к учебной деятельности

1)Использование аудиовизуальных средств обучения, слово учителя







ПОСАДКА

Мелодия тише, затем выключается, 1 слайд


Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда, но уже со своими детьми…Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну.

-Как вы думаете, что это за страна такая?


-Так о чём мы будем продолжать говорить?

-Правильно.



Слушают учителя









-Страна сказок, сказочная страна, мир сказок.

-О волшебных сказках.



К1

III. Актуализация опорных знаний и способов действий

1) Выявление проблем


2 слайд





2)Восстановление последовательности иллюстраций к сказке





ПОСАДКА







3 слайд

3) Микроитог




-Ребята, на прошлом уроке вы изучали замечательную сказку. Что же это за сказка?

-Правильно, это сказка «Аленький цветочек».

-Кто назовёт автора этой сказки?


-Верно, сказку «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

-Давайте проверим, как хорошо вы запомнили и поняли эту сказку. На доске вы видите несколько иллюстраций, которые описывают основные события сказки «Аленький цветочек». Но проблема в том, что эти иллюстрации перемешаны. Ваша задача – расположить картинки так, чтобы восстановить события сказки по порядку. Итак, я буду вызывать по одному человеку. Правильно расположив картинку, нужно сказать несколько слов о том, какое событие описывает эта иллюстрация.

-… (имя обучающегося), к доске. Какую картинку ты приклеишь первой?.....

-Итак, давайте проверим, что же у нас получилось. Посмотрите на слайд.

-Ребята, вы справились с этим заданием.




- «Аленький цветочек»



-Это Сергей Тимофеевич Аксаков



Слушают учителя

Стр. 3, 6-7, 10, 14, 15, 18, 24, 28









Работают у доски


Проверяют выполненную работу
















К1

IV. Комплексное применение и систематизация знаний





1) Просмотр видеофрагмента из мультфильма 4 слайд

2) Постановка цели урока






5 слайд




3) Слово учителя

6 слайд
















ПОСАДКА



4) Чтение сказки по цепочке


5) Сопоставление иллюстраций с текстом сказки



7 слайд





ПОСАДКА



















-Скажите, знаете ли вы, что существует сказка, очень похожая на сказку, написанную Аксаковым Сергеем Тимофеевичем? Мне кажется, многие из вас видели даже мультфильм, созданный по этой сказке.

-Я предлагаю посмотреть видеофрагмент. А вы скажете мне, по какому произведению создан этот мультфильм.


-Правильно, это «Красавица и Чудовище». Вокруг этих двух сказок ходит немало споров: какая появилась раньше? Чем они схожи и различны? Какова идея каждой сказки? Чем похожи и отличаются главные герои сказок? Сегодня мы постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.

-Так как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока?

-Верно. На сегодняшнем уроке вам представится возможность стать настоящими исследователями. А для этого вам будут нужны хорошая память, внимание и, конечно же, ваши знания.

Кто же такой Шарль Перро? Он придумал необыкновенные истории, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки и юноши. Уже многие годы эти герои знакомы людям всего мира. Люди любят и ценят сказки этого доброго писателя. Ведь они учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество и справедливость. Шарлем Перро написано множество интереснейших сказок, некоторые из них вы можете увидеть на нашей выставке, например, «Золушку», «Красную шапочку», «Кота в сапогах»-обратите внимание, какая необычная книжка. После урока вы можете познакомиться с ними поближе. Но сегодня для нас представляет интерес только одна. И это «Красавица и Чудовище», текст которой вы видите на своих партах. Поднимите руки те, кто читал эту сказку и знает, о чём в ней идет речь?

- Чтобы выяснить, действительно ли так похожи сказки, написанные Сергеем Тимофеевичем Аксаковым и Шарлем Перро, нужно вспомнить сказку «Красавица и чудовище».

-На каждой парте разложен текст этой сказки. Начинаем читать по цепочке с первого ряда по абзацу.

-Всё ли вам было понятно в тексте?

-Откройте учебники на странице 63. Перед вами иллюстрации из сказки «Красавица и Чудовище».


-На слайде предложены 4 отрывка из текста «Красавица и Чудовище».

-Прочитайте внимательно первый отрывок.







-Скажите, с какой иллюстрацией мы можем его соотнести?

-Верно. Прочитайте следующий отрывок.







-К какой иллюстрации он подойдет больше всего?

-С какой иллюстрацией вы соотнесёте третий и четвёртый отрывок?

-Молодцы, ребята.











-Это «Красавица и Чудовище»







-Мы будем сравнивать сказки





Слушают объяснение учителя




















Читают текст сказки «Красавица и Чудовище»

Отвечают на вопрос учителя

Работа с учебником



Сопоставляют отрывки и иллюстрации

— Но помни, если ты не вернёшься, я умру от горя и печали! — сказало Чудовище на прощание. Как же рады были Красавице дома! Никто не хотел отпускать её обратно во дворец.

-Со второй иллюстрацией.


-Но Красавица тосковала по родному дому, по отцу и сёстрам. Однажды в волшебном зеркале она увидела, что отец болен, и Чудовище отпустило Красавицу на время домой.

-К третьей иллюстрации.

-С первой и четвёртой.



















Р1


























П2








П2







П1


П1







П2

П1



V. Физкультминутка

-А теперь тихонечко встаньте и выйдите из-за парт. Мы с вами немного отдохнём. Повторяйте движения за мной.


Лети, лети, лепесток,


Через запад на восток,


Через север, через юг,


Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.



-А теперь сделайте глубокий вдох…выдох…


-И тихонечко сядьте.

Выходят из-за парт

Повторяют движения за учителем

Плавные движения руками перед собой

Движения головой влево-вправо (я зеркально)

Движения головой вперед-назад

Поворот на месте

Руками касаются пола

Правый локоть на левой руке, движение указательным пальцем

Выполняют дыхательную гимнастику

Садятся на места


К1

6) Сравнение двух сказок

8 слайд



1 строка таблицы






ПОСАДКА








ПОСАДКА





2 строка таблицы




ПОСАДКА


3 строка таблицы








ПОСАДКА





4 строка таблицы



ПОСАДКА











ПОСАДКА





5 строка таблицы






ПОСАДКА



6 строка таблицы







ПОСАДКА







7 строка таблицы






ПОСАДКА






7) Составление словесной характеристики героинь в паре



ПОСАДКА

8) Проверка, выборочное чтение



Беседа, выборочное чтение




ПОСАДКА

-А теперь я предлагаю вам сравнить эти два произведения с помощью таблицы, изображённой на слайде.

-Сравните названия этих произведений. Как вы думаете, почему Аксаков выбрал именно такое название для своей сказки?


-А чем же отличается название сказки Шарля Перро? (Почему он не назвал свою сказку, допустим «Алая роза?» Почему именно «Красавица и Чудовище?»).

-Так какой же мы сделаем вывод?












-Перечислите героев той и другой сказки.





-Какие волшебные предметы встречались в одной и другой сказках? В чём проявлялось их волшебство?












-Какие волшебные события происходили в этих сказках?



















-Какие волшебные помощники встречались на пути наших героев?








-Перечислите основные события одной и другой сказки.














-Какие события повторяются?










-Молодцы, ребята, мы смогли заполнить сравнительную таблицу этих двух сказок.

-Но мы совсем не говорили о главных героях. А охарактеризовать их вам помогут карточки, которые вы видите на своих партах. Ваша задача-подобрать определение младшим сёстрам и их старшим и средним сёстрам. Обратите внимание не только на значение предложенных определений, но и обратите внимание, как они пишутся.

-Докажите свою точку зрения с помощью художественного текста. Найдите в тексте подтверждение характеристик девушек, которые вы составили.

-А что вы можете сказать о Чудовище, описанном в этих двух сказках? Каким он предстает перед нами в «Аленьком цветочке»? Докажите с помощью текста.



-В «Красавице и Чудовище» Шарля Перро?

Сравнивают сказки с помощью таблицы




-Всё началось с цветочка/он волшебный/действие разворачивается вокруг цветочка.

-В нём не говорится о цветке/оно описывает главных героев

Вывод: названия отличаются тем, что название сказки Шарля Перро конкретно говорит читателю о главных героях сказки. В то время, как название сказки Сергея Тимофеевича Аксакова несколько неопределённо. Но с другой стороны «Аленький цветочек» символизирует собой красоту души младшей дочери.

-Купец, три дочери, чудище (чудовище, молодой принц); купец, три дочери, Чудовище (принц). Вывод: главные герои в сказках те же.

-Золотой венец, освещающий всё вокруг в тёмную ночь; тувалет, в котором видна вся красота поднебесная, глядя в который не старишься и красота прибавляется; аленький цветочек; золотой перстень. Волшебное зеркало, в котором Красавица увидела больного отца. Вывод: в сказках нет одинаковых волшебных предметов. Стр. 3, 4, 6, 12.

-Деревья расступаются, во дворце исполняются любые желания, после того, как сорвал купец цветок, изменилась погода, появление нечистой силы, кольцо вмиг переносит с одного места в другое, цветочек вылетел из рук и прирос к стеблю, воскрешение и превращение Чудовища после признания в любви. Превращение Чудовища в принца. Вывод: сказки отличаются тем, что в «Аленьком цветочке» намного больше волшебных событий. Стр.7, 7-8, 10, 11, 12, 18, 28.

-Невидимые слуги. --- Вывод: как таковых волшебных помощников в сказке практически не было. Прийти к счастливому финалу младшей дочери помогли её доброта, отзывчивость, честность, любовь, чувство сострадания и смелость. С.20.

-Разговор с дочерями-3, отправление купца в путь-6, нападение на купца-6-7, Дворец-7, находка, гнев-10, уговор-11-12, возвращение домой-26, предательство-27, спасение Чудища-28, свадьба-30

Вывод: та и другая сказка в целом имеют одну структуру, однако наблюдаются некоторые различия из-за объёма содержания сказок.

-Разговор дочерей с купцом-3-6, возвращение младшей дочери во дворец-14-15, использование перстня-19-20-22, записки Чудища на стенах-26-27. Возвращение Красавицы во дворец. Вывод: основной характеристикой волшебных сказок является наличие повтора.



Работают в паре с карточками, обосновывают свою точку зрению.






Работа с текстом сказки

Стр. 3, 10, 14, 15, 24, 26, 27, 28, 30.


Работа с текстом сказки

-Ласковый, гостеприимный, заботливый, добродушный, угодливый несмотря не внешний вид. Стр. 8,19,20,26.

-В этой сказке Чудовище не отличается характером от Чудища.






П2




П2















П2






П2













П2



















П2









П2









П2





П2













П1







П1




П1

VI. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

1) Обобщающая беседа

9 слайд






ПОСАДКА












ПОСАДКА

















2) Итог урока

(выставление отметок)





-Знаете, ребята, есть такая замечательная народная мудрость: «По наружности о человеке не суди».

-Как вы понимаете эту фразу?
















-Хорошо, мы разобрались со значением данной фразы.

-С какими понятиями мы можем связать эту фразу, опираясь на сказки? (Какие качества проявили героини?)

-Почему у героинь проявились именно эти качества? (Ведь в сказах девушки поначалу очень испугались страшных Чудовищ. Но что произошло потом?)













-Мы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке. Активно работали ....







Не всегда внешность человека соответствует тому, что внутри. Совсем не всегда. И даже самый хмурый и неприветливый человек может протянуть вам руку в тяжелый период вашей жизни. А бывает и так, что с виду открытый и чистый человек, который и следит за собой, и приветлив со всеми, однажды нанесет серьезный вред вам и всем, кто вас окружает. Важно понять-никогда не судите человека по внешним признакам.


-Доброта, любовь, чуткость, заботливость

-Они ощутили заботу о себе, трепетное отношение, внимание и чуткость. Они ни в чем не нуждались. Они были окружены любовью. И тогда внутренняя красота скрыла все внешние недостатки. И тогда девушки сумели проявить свою доброту и любовь по отношению к своим возлюбленным. А это очень важно. Мы всегда, сами того не осознавая, смотрим на внешность того или иного человека.
























К2

VII. Информация о домашнем задании



ПОСАДКА

10 слайд


-Вашим домашним заданием будет выполнение творческого задания. Выбрать можно любую из трех тем: любовь к моим близким, как я вижу заботу о человеке, доброта спасёт мир

-Изобразите с помощью рисунка одну из этих тем и подарите своим близким. Перепишите домашнее задание со слайда.

Слушают инструктаж к выполнению задания

К1

VIII. Рефлексия учебной деятельности





ПОСАДКА



-Наш урок подошёл к концу. На доске вы видите два цветка. Один-из сказки «Аленький цветочек», а другой-из сказки «Красавица и Чудовище». У каждого из есть карточка с изображением волшебной звёздочки. Поставьте плюс, если вы хорошо работали и прикрепите к символу той сказки, которая вам больше понравилась. Если у вас получилось не всё, но вам понравился урок, прикрепите пустую звёздочку. Поставьте на звездочке знак минуса, если вы работали не очень хорошо и прикрепите к символу той сказки, с которой у вас возникли трудности.



Самооценка







К1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее