Урок № 2
Тема урока: Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». Книги, прочитанные летом. Творчество читателя, талант писателя.
Цель:
- развивать интерес к чтению, истории; продолжать формировать навыки связной речи.
Планируемые результаты:
предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать ее и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке;
познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нем главную мысль;
коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.
Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правило выбора обложки и закладки для учебной книги.
Ход урока.
Организационный момент.
Рады слышать вы звонок?
Начинается урок.
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять.
Введение в тему.
- Попробуйте прочитать, что написано на доске.
ЕТЕВС АН ОДУЧ ЕОКИЛЕВ ЕОМАС (запись на доску)
Правильно, надо читать справа налево. Получилось: «Самое великое чудо на свете». (запись на доску) Прочитайте, с чем мы познакомимся на этих уроках.
- Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
(Дети читают каждый пункт на с. 3.) Что мы считаем самым великим чудом на свете и почему? (Высказывания детей.)
Речевая разминка
(рисунок на доску)
- А сейчас прочитайте стихотворение, которое лежит у вас на столе про себя.
-…..Читаем шёпотом.
-…..Читаем громко.
- Поиграем с кенгурой. Читаем через строчку…..
- Кто готов прочитать выразительно.
- Что вы для себя открыли из этого стихотворения.
Работа по теме урока
1.Чтение и обсуждение статьи
- Прочитайте статью на с. 4.
2. Беседа с учащимися по содержанию текста.
- В какой форме была представлена нам информация?;
- Что такое диалог;
- Кто с кем здесь вступает в диалог. Обрати внимание на иллюстрацию сверху;
- О чем нам повествует воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести;
- Где, по мнению авторов, бывают чудеса?
- Что сказал о книге Максим Горький? (рисунок на доску)
- Кто может творить чудеса?
- Кто может оживить все созданное писателями, поэтами, художниками?
- Ребята, что мы считаем с вами самым великим чудом на свете? (Самое великое чудо на свете - книга.)
- Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят писатели? А в чем состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом;
- Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом;
- А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните Н. Носова «Фантазеры». ( Фантазия – это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идет за мыслью автора, достраивая образы – воссоздающее воображение).
Писатель пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.
3. Чтение текста в парах по ролям.
- Прочитает этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге?
- С какой интонацией будете передавать мысли рассказчика? ( с интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом);
- А с какой интонацией будете читать вопросы ребят? (с любопытством и удивлением)
Физминутка
Мы листики осенние,
На веточках сидим.
Дунул ветер – полетели.
И летим, летим, летим.
Мы на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
Нас, красивые листочки
Он с земли легко поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
- А давайте с вами попробуем это доказать. (Работа в группах) Поможет нам в этом игра «Собери пословицу». У меня начало, а у вас на партах конец пословицы. Но будьте внимательны.
- Повернитесь к соседям, вместе прочитайте вашу запись очень внимательно.
- Готовы привести доказательства, что книга самое великое чудо на свете.
1.Книга мала, да ума придала ( не зависит от количества написанных страниц , если книга поучательна и интересна)
2. Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
3. Ум без книги, что птица без крыльев.
4.Умная книга для человека – что дождь в засуху.
5. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
6.Книга одна, да тысячу людей учит.
7. Книга подобна воде — дорогу пробьёт везде.
1. Чтение текста детьми про себя;
Физминутка
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот - левей, правей!
Убежал на потолок
И забился в уголок.
V. Выполнение заданий учебника.
1. Выполните в парах задание 1 (с. 5)
- Обратите внимание на условное обозначение, расположенное рядом с этим заданием
( Работай в паре). Что значит фраза «обсуди с другом»? Какие правила беседы необходимо выполнять? (Слушать ответы друг друга внимательно, не перебивая, вежливо высказывать свою точку зрения, приводить в качестве аргументов доказательство из текста.)
- Прочитайте задания 2, 3 (с.5) . Перечислите героев книг, изображённых на иллюстрации.
- Кто из этих героев вам наиболее симпатичен. Почему?
2. Беседа о книгах, прочитанных летом.
- Какие книги читали летом?
- Откройте свои читательские дневники. Есть ли среди них те , что изображены на иллюстрации?
- Расскажите о наиболее понравившихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать.
Повторение
- Поднимите руку, кто летом дружил с книгой.
- Молодцы! Давайте послушаем ваши самые интересные истории, рассказы, которые вы прочитали летом.
(Ребята рассказывают о книгах, которые прочитали летом).
- Видите ребята, как много интересного мы сегодня с вами узнали, а значить ещё раз доказали, что книга «Самое великое чудо на свете».
VI. Рефлексия
- Какое настроение было у вас в процессе урока?
- Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на сегодняшний день? ( Бережное и аккуратное отношение к учебной книге)
VII. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие знания и умения, приобретённые в первом классе, вы сегодня закрепили?
IX. Домашнее задание .
- Расскажите родителям о том, какие ценные знания вы получили на уроке.
- Выполните третье задание на с. 5.
- Подберите обложку и закладку к учебнику.
- Принести книгу, прочитанную летом.
Спасибо за работу.
Рефлексия
- Что нового вы открыли сегодня для себя на уроке?
- Что осталось непонятным? Почему?
- Что бы вам хотелось узнать на этих уроках?
Подведение итогов урока
- Какие правила пользования книгой вы повторили?
- В чем проявляется творчество читателя, его умение, талант? Выберите ответ.
Умение быстро читать.
Понимать прочитанное.
Получать радость, удовольствие от чтения.
Умение находить главную мысль произведения.
Вникать в замысел автора.
Молодцы! Все вы знаете правила, и я уверена, что будете выполнять их, пользуясь и другими книгами, а не только учебниками.
Закончить наш урок мне хотелось бы строками такого стихотворения: В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки,
Пусть герои оживут!
Д/з у вас будет по выбору.
1.Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи)
Или
Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи)
Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы?
Какие бывают библиотеки.
Самые крупные библиотеки мира.
Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться
|
|
|
|
|
|
Д/з по выбору. «Почему книгу называют великим чудом?» Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи) Или Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи) 1.Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы? 2.Какие бывают библиотеки. 3.Самые крупные библиотеки мира. 4.Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. 5. Для чего нужны школьные библиотеки?
| Д/з по выбору. 1.«Почему книгу называют великим чудом?» Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи) Или Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи) 1.Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы? 2.Какие бывают библиотеки. 3.Самые крупные библиотеки мира. 4.Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. 5. Для чего нужны школьные библиотеки? |
Д/з по выбору. 1.«Почему книгу называют великим чудом?» Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи) Или Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи) 1.Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы? 2.Какие бывают библиотеки. 3.Самые крупные библиотеки мира. 4.Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. 5. Для чего нужны школьные библиотеки?
| Д/з по выбору. 1.«Почему книгу называют великим чудом?» Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи) Или Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи) 1.Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы? 2.Какие бывают библиотеки. 3.Самые крупные библиотеки мира. 4.Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. 5. Для чего нужны школьные библиотеки? |
Д/з по выбору. 1.«Почему книгу называют великим чудом?» Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи) Или Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи) 1.Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы? 2.Какие бывают библиотеки. 3.Самые крупные библиотеки мира. 4.Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. 5. Для чего нужны школьные библиотеки?
| Д/з по выбору. 1.«Почему книгу называют великим чудом?» Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит, просвещает, друг, радует, передаёт, собеседник. (на альбомном листе. Красиво оформи) Или Подготовьте ответ на один из вопросов (на альбомном листе. Красиво оформи) 1.Что такое библиотека и какие были первые библиотеки? Для чего они были созданы? 2.Какие бывают библиотеки. 3.Самые крупные библиотеки мира. 4.Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. 5. Для чего нужны школьные библиотеки? |
ЕТЕВС АН ОДУЧ ЕОКИЛЕВ ЕОМАС
Книга мала,
да ума придала
Ум без книги,
что птица без крыльев.
Умная книга для человека –
что дождь в засуху.
Книга не самолет,
а за тридевять земель унесет.
Книга одна,
да тысячу людей учит.
Книга подобна воде
— дорогу пробьёт везде.