5 класс. ФГОС.
Конспект урока на тему: «Наука о живой природе».
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи урока:
образовательная: систематизировать знания обучающихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе; иметь представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.
развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
воспитательная: формирование навыков группового взаимодействия в процессе учебной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; мультимедийная презентация;
Дидактические материалы и оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
Предметные: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работе, учащиеся знакомятся с понятием, что биология – наука о живых организмах; интерес к изучению биологических наук и объектов.
Метапредметные:
познавательные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать в живой природе; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности живых организмов в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернете и интерпретировать ее;
коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; обмениваться мнениями в паре, находить ответы на вопросы;
регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Личностные: самоопределение: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности живых организмов; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к живым организмам и их охрана.
Ход урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний:
Живой мир на нашей планете огромен и разнообразен. Он существует миллиарды лет. Живые организмы можно встретить везде. Их мы будем изучать на уроках биологии. А поможет нам в этом на уроке, прежде всего учебник. Обращение внимание на оглавление, оформление учебника.
Изучение нового материала:
Постановка проблемы: «Может ли современный человек прожить без живых организмов?» (выдвижение гипотез и их обсуждение).
Человек и природа. Занятия древних людей - охота, рыболовство и собирательство. Эти же виды деятельности и были основными источниками получения пищи. А шкуры, кожа животных шли на изготовление одежды, из костей изготавливали наконечники для стрел, ножей и т.д. первобытные люди занимались собирательством, поэтому теперь мы их называем собирателями (см. презентацию).
С течением времени люди стали обращать внимание на дикорастущие растения. Со временем человек начал возделывать их и так появились культурные растения, которые он стал возделывать возле своих жилищ. Так возникло земледелие. Со временем человек приручил и диких животных. Первым животным, которое приручил человек, была собака.
Живые организмы - неотъемлемая часть природы. Разнообразие представителей царств живой природы. Все живые организмы делятся на 4 царства (см.презентацию, запись в тетради).
Все живые организмы состоят из клеток. Какие – то из одной единственной, а какие-то из нескольких до миллионов клеток, такие организмы называют многоклеточными (см.презентацию, запись в тетради).
Отсюда и существует классификация организмов на одноклеточные и многоклеточные (см.презентацию, запись в тетради).
В природе существуют разнообразные для человека и его хозяйственной деятельности растения, животные и грибы, которые бывают в том числе и ядовитыми с которыми необходимо соблюдать определенные меры безопасности. Все эти и многие другие вопросы решает очень интересная наука, наука, занимающаяся изучением строением и жизнедеятельностью живых организмов, их многообразием, происхождением и развитием (см.презентацию, запись определения в тетрадь).
Закрепление знаний:
Осуществляется путем работы с текстом учебника и работой с ТПО, задания № 1, 2, 5.
Вопросы для контроля:
От чего зависела жизнь людей в первобытном обществе?
Какие источники пищи они использовали?
В чем вы видите преимущества земледелия перед собирательством?
Охарактеризуйте разнообразие живых организмов?
Приведете несколько примеров культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных?
Как современный человек связан с живой природой?
Дайте определение понятию «Биология». Что изучает данная наука?
Домашнее задание:
Изучить параграф № 1, вопросы в конце параграфа, задания в ТПО 3,4,6.
Творческое задание: подготовить сообщения по материалам энциклопедий, Интернет-ресурсов, книг и т.д. о разнообразии живых организмов на планете Земля.
Рефлексия:
– Вот и подошёл к концу урок биологии. Что вы узнали на нём?
– С каким настроением вы уходите с урока?