Конспект урока Окружающий мир

Формирование у учащихся представления о разнообразии и характерных особенностях полезных ископаемых, их роли в экономике.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о разнообразии и характерных особенностях полезных ископаемых, их роли в экономике.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать понятие «полезные ископаемые»;

- формировать представления учащихся о свойствах глины, известняка, гранита, песка, каменного угля, железной руды, нефти;

- формировать умение работать с коллекционным материалом, словарём;

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

Развивающие:

- развивать познавательную активность, мышление и речь детей;

- развивать умение концентрировать внимание, умение контролировать и корректировать свою деятельность;

- умение работать в группе, в паре;

- умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

- умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- формировать чувство уважения к товарищу.

 Оборудование:

1.Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

2.Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка, каменного угля, железной руды, нефти.

3.Словарь Ожегова.

















Ход урока:


1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

2. Проверка домашнего задания

В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:

- Назовите три кита экономики.

- Расскажите о значении природных богатств.

- Что такое капитал? Приведите примеры.

- Для чего необходим труд?

- От чего зависит успех труда людей в экономике?

- Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

3. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы поговорим о богатствах Земли, которые добывают из глубины земли или с её поверхности. Как вы думаете, о каких богатствах я говорю? (полезные ископаемые)


Главные вопросы урока:

- Что такое полезные ископаемые? (толковый словарь Ожегова: полезный – приносящий пользу, а ископаемый – добываемый из недр земли)

- Как их добывают?

- Какими свойствами обладают полезные ископаемые?

- Как человек использует полезные ископаемые?


- Работа будет проходить в группах. У каждой группы есть свой командир.

Он выберет вопросы над которыми вы будете работать.

1 группа - Что такое полезные ископаемые? (толковый словарь Ожегова)

- Как их добывают? (Что такое месторождение? Значение слова геолог. Способы добычи полезных ископаемых . (учебник с.50))


2 группа - Какими свойствами обладают полезные ископаемые?

- Как человек использует полезные ископаемые?

(глина, нефть, гранит, железная руда)


3 группа - Какими свойствами обладают полезные ископаемые?

- Как человек использует полезные ископаемые?

(песок, каменный уголь, известняк, природный газ)




Инструкция

  1. Рассмотри образец полезного ископаемого.

  2. Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, цвет, плотное или рыхлое, горючее или нет.

  3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое.

  4. Заполни таблицу.


Полезные ископаемые


Название

Основные свойства

Использование

Гранит

Зернистый, твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро

Известняк

Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

Строительство, мел, мрамор

Глина

Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов

Кирпич, посуда, Строительство

Каменный уголь

Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч

Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи

Нефть

Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча

Топливо: керосин, бензин, смазочные масла; вазелин, лекарства, мыло, технический спирт

Природный газ

Газообразный, прозрачный, горюч

Топливо

Железная руда

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Получение металла

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

Песок

В виде крупинок, сыпучий

Строительство дороги, стекло



ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

5.Представление выполненной работы.

6. Подведение итогов работы (кроссворд)

7.Итоги урока.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились, давайте вспомним вопросы, которые были поставлены в начале урока. Дети перечисляют основные вопросы и еще раз отвечают на них. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

8.Рефлексия

Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? В чем вы испытали затруднения?

Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках.


  1. Вспомни свои впечатления на уроке.

  2. Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я бы хотел стать более____________________________________

9.Домашнее задание.

Составить кроссворд.

Спасибо вам за работу.




















Кроссворд





г


я


м


с


г


п


п

о

л

е

з

н

ы

е


и

с

к

о

п

а

е

м

ы

е



и



т


л



л


з



с

н

а


ь


3у

г

о

л

ь





1р

у

д

а

2 г

р

а

н

и

т



к



ь


о










р








ф



















По горизонтали:

1. Она варилась долго 2. Он очень прочен и упруг, 3.Он чёрный и блестящий,

В доменной печи, Строителям надёжный друг: Людям помощник настоящий.

Чтобы потом нам сделали Дома, ступени, постаменты Он несёт в дома тепло,

Ножницы, ключи. Красивы станут и заметны. От него в домах светло,

(руда) (гранит) Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (уголь


По вертикали:

1. Если встретишь по дороге, 2. Спрятан у воды в земле 3. Этот мастер белый-белый, 4.Росли на болоте

То увязнут сильно ноги. Ценный самоцвет. В школе не лежит без дела, Растения.

А сделать миску или вазу- Муравьишка в нём застыл. Пробегает по доске, А теперь это топливо

Она понадобится сразу. Посмотри на свет. Оставляет белый след. И удобрение.


5.Без неё, ребята, повар просто как без рук, 6.На кухне у мамы помощник 7.Он очень нужен детворе,

И становится вся каша несъедобной вдруг! Отличный, Он на дорожках во дворе,

А если в ранку попадёт, испытываешь боль. Он синим цветком расцветает Он и на стройках, и на пляже,

Вы, конечно, догадались - это каменная… На кухне. И он в стекле расплавлен даже.



















2 группа - Какими свойствами обладают полезные ископаемые?

- Как человек использует полезные ископаемые?

(глина, нефть, гранит, железная руда)


Инструкция

  1. Рассмотри образец полезного ископаемого.

  2. Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, цвет, плотное или рыхлое, горючее или нет.

  3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое.

  4. Заполни таблицу.





Полезные ископаемые


Название

Основные свойства

Использование






































































3 группа - Какими свойствами обладают полезные ископаемые?

- Как человек использует полезные ископаемые?

(песок, каменный уголь, известняк, природный газ)





Инструкция

  1. Рассмотри образец полезного ископаемого.

  2. Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, цвет, плотное или рыхлое, горючее или нет.

  3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое.

  4. Заполни таблицу.



Полезные ископаемые


Название

Основные свойства

Использование





























































  1. Вспомни свои впечатления на уроке.

  2. Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я бы хотел стать более____________________________________




  1. Вспомни свои впечатления на уроке.

  2. Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я бы хотел стать более____________________________________





  1. Вспомни свои впечатления на уроке.

  2. Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я бы хотел стать более____________________________________


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


  1. Вспомни свои впечатления на уроке.

  2. Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я бы хотел стать более____________________________________


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


    1. Вспомни свои впечатления на уроке.

    2. Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я бы хотел стать более____________________________________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее