Тема: Единицы длины. Километр
Цель урока: познакомить с названием новой величиной измерения длины – километр; дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.
Задачи урока:
I. Образовательные:
Подвести учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метром.
Формировать умение выражать длину в заданных единицах (м, км).
Решать текстовые задачи, содержащие единицы длины.
Совершенствовать умения и навыки по чтению и записи многозначных чисел; отработка вычислительных навыков.
II. Развивающие:
Способствовать развитию умения правильно применять математические величины.
Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развивать логическое мышление, речь, внимание.
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.
Формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к математике; создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей.
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся познакомятся с новой единицей измерения длины, научатся соотносить изученные единицы длины.
Личностные: учащиеся будут учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем; стараться при столкновении позиций и интересов понять друг друга; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Регулятивные УУД: умения самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения цели, осуществлять контроль своей деятельности.
Познавательные УУД: умения определять понятия, наблюдать, читать, слушать, анализировать, обобщать и классифицировать.
Коммуникативные УУД: умения работать индивидуально и в парах, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Ход урока:
Организационный момент
- Ребята, настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад.
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь!
И мысленно пожелайте
Друг другу успехов.
- Откройте рабочие тетради, запишите «число, классная работа».
Актуализация знаний
Устный счет (фронтальная работа)
- Вычислите.
657 700- 700
456 000:100
50 000+3000+ 500+8
90 000: 10
84000:100
7000+7
Самоопределение к деятельности
-Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово. (групповая работа)
79 034 | 790 340 | 709 043 | 7934 | 7903 | 730 430 | 790 034 | 7900 |
Ч | В | И | И | Н | Л | Е | Ы |
Ответ: величины.
- Какие величины вы знаете? (длина, время, объем, площадь).
- Что общего у всех величин? (их можно измерить, сравнить, складывать, вычитать).
-Верно, ребята. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой и метром. А что же существовало до того, как все это изобрели?
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение « не подпустить на пушечный выстрел».
- В каких единицах измеряют время? Длину? ( мм, см, дм, м.)
- Какая из названных единиц длины самая крупная? (метр).
- В каких единицах длины можно измерить длину отрезка? класса?
- А какую единицу вы выберите для измерения длины дороги от Караги до Оссоры? До Петропавловска?
- Что же делать? ( наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра).
-Кто из вас знает, что это за единица? ( км.)
- Итак, сформулируйте тему нашего урока.
-Какие задачи мы поставим на данный урок? (познакомиться с новой единицей длины, научиться пользоваться ею, узнать о соотношении ее уже с изученными единицами длины).
- Отлично, молодцы.
Изучение новых знаний и способов действий
Слово кило метр состоит из 2 частей - кило и метр, а кто знает, что обозначает кило? (тысяча). Тогда все слово - тысяча метров. Где мы уже встречали такое? (килограмм)
- Откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, как называется новая единица длины? (километр).
- Чему равен километр? ( 1км= 1000 м) ТАБЛИЧКА
-Прочитайте текст рядом с красной чертой.
-Что измеряют в км? (расстояние между городами, деревнями и т.д).
-Прочитайте задание № 149 на стр. 36.
- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сколько метров в 1 км).
- Ребята, мы выяснили сколько у нас метров в 1 км?
-Сколько шагов нужно сделать мужчине? ( Примерно 1000 шагов).
-Отлично, молодцы.
№152 с. 37 (по одному столбику каждому, у доски)
Физминутка (видеофизминутка)
Закрепление
Выразите в других единицах измерения (индивидуальные карточки, взаимопроверка)
3 км = … м 5 836 м = … км …м
4 км 702 м = ...м 530 см = … м …дм
6 км 42м = …м 384 дм = …м …дм…см
№ 153 С. 37
-Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (в каком направлении двигались пешеходы)
-Какие виды движения вы знаете? (навстречу друг друг,в разные стороны, друг за другом).
- Посмотрите на первый чертеж под задачей. Как движутся пешеходы по данному чертежу? (навстречу друг другу).
-Расстояние между ними, увеличивается или уменьшается? ( уменьшается).
- Сколько прошел 1 пешеход? ( 140 м).
-Сколько прошел 2-ой? ( 160 м).
- Чему равно расстояние между остановками? ( 1 км).
-Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? ( перевести 1 км в метры. 1км=1000м).
-Произошла ли встреча пешеходов? ( нет).
Один ученик к доске, остальные в тетрадях.
-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
-Почему? ( т. к. мы не знаем сколько всего м прошли пешеходы вместе).
-Как мы это можем узнать? ( сложив их расстояния).
1) 160+140=300(м). –расстояние, которое прошли оба пешехода.
- Зная, сколько всего метров между остановками и сколько оба пешехода прошли вместе, что мы можем найти? ( каким стало расстояние между пешеходами, после того, как они прошли 140 и 160 м навстречу друг другу).
- Каким действием мы это найдем? ( из 1000 м вычтем 300 м.)
2) 1000-300= 700(м).- расстояние между пешеходами.
Ответ: 700 м.
VII. Рефлексия. Итоги урока
-Какая тема была сегодня на уроке? Чему вы сегодня научились? -Какие цели мы стали в начале урока и достигли ли мы их? Обведите вариант, который больше всего подходит вам: 1)На уроке мне было все понятно и не было трудностей 2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала
IX. Домашнее задание
С. 37 № 154, выучить таблицу