Тема: Выражения с переменной
Цели: повторить способ нахождения неизвестного компонента в уравнении подбором числа; закреплять знание натурального ряда, навыки вычислений в столбик; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения подбором числа; выполнять письменные вычисления в столбик, используя изученные приемы; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Вычисли удобным способом.
25 + 6 + 18 + 12 + 14 = ((6 + 14) + (18 + 12) +25 = 20 + 30 + + 25=75)
7 + 8 + 29 + 21+33 = ((7+33) +(29 +21)+8 = 40 +50 + 8=98)
— Вычисли в столбик.
45 + 38 67-48 81-37 34 + 38
2. Устный счет
— Чему равна сумма чисел 53 и 30? {83.)
— Вычитаемое 73, разность 13. Чему равно уменьшаемое? (60.)
- Я задумала число, прибавила к нему 25 и получила 45. Какое число я задумала? (20)
- Какое число прибавили к 0 и получили 79? (79.)
- Сумма каких двух одинаковых чисел равна 40? (20 и 20.)
III. Самоопределение к деятельности
- Вставьте числа в окошки так, чтобы получились верные равенства.
□ + 42 = 50
90 - □ = 87
□ - 8 = 42
- Какие числа вы вставили? (8, 3, 50.)
- Поставим вместо окошек буквы:
а + 23 = 30
70-х = 66
b - 8 = 22
- Как называются эти буквенные выражения? (Уравнения.)
- Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке? (Как найти неизвестное число в уравнении.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 6 учебника.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику № 1 (с. 6).
- Как называют букву, которая меняет свои значения в выражении? (Переменная.)
- Прочитайте значения переменной а.
- Прочитайте выражения, значения которых мы будем находить.
- Подставьте значения переменной в выражения и найдите их значения.
(Учащиеся читают выражения и называют ответы.) №2 (с. 6).
- Прочитайте задание. Как называются такие равенства? (Уравнения.)
- Найдите среди представленных равенств уравнения и прочитайте их. (b +2= 12, х- 4=6, с- 10=8, k+4=9, x- 8=2)
- Что значит «решить уравнение»? (Найти значение переменной.)
- Найдите значение переменной в каждом уравнении. (Учащиеся по цепочке называют решения уравнений и значения переменных.)
№3(с.6).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.) Решение: 18-8 = 10 2 + 5 = 7 11-9 = 2 2 + 8=10 №4 (с. 6). (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
- Какие числа удобнее складывать? Почему?
V. Физкультминутка
Мы считали и устали.Шаги на месте.
Дружно все мы тихо встали.Встали, руки на поясе.
Ручками похлопали: 1,2,3.Движения
Ножками потопали: 1,2,3.По тексту.
Сели, встали, снова сели, Приседания.
Друг на друга посмотрели. Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево.
Мы немножко отдохнем, Шаги на месте.
И опять считать начнем
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику .№5 (с. 6).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.)
№6 (с. 6).(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 27, 100, 74, 90, 18, 90. Самооценка.
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 6). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: х = 3, х = 17.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое уравнение?
- Что значит «решить уравнение»?
- Кто может сказать, что понял, как решать уравнения?
Домашнее задание.