Урок исследования новой части речи «Имя числительное»
Цель: Создать условия для формирования понятия часть речи - имя числительное у учащихся через включение их в учебное исследование.
Задачи: 1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты.
3. Проанализировать результаты исследования.
4. Сформулировать понятие « часть речи - имя числительное».
Оборудование: Презентация к уроку, таблички алгоритма, шаблоны елочек, карточки со словами, толковые словари.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Разминка «Как знаешь части речи»
(Учащиеся стоят у своих мест. Каждому ряду задаю по 2 вопроса. Если ученики ответили правильно, ряд садится.)
а). Какие части речи знаете?
б). Существительное – это…
в). Прилагательное – это …
г). Глагол – это…
д). Местоимение – это…
е). Назовите служебные части речи.
2. Запись даты.
- Откройте тетради. Сегодня дату мы запишем не как всегда числом, а словами
Двадцать третье апреля.
II. Словарная работа.
Слайд 1
- Сегодня на уроке новое словарное слово. Прочитайте его. А теперь запишите его в тетрадь, проговаривая по слогам. Поставьте ударение в этом слове. Какой слог ударный.
- На правописание каких букв следует обратить внимание?
- Подчеркните эти буквы.
- Что обозначает это слово?
- Где можно узнать значение слов? (В толковом словаре)
- Прочитайте в толковом словаре, что обозначает слово исследование
- А кто в основном занимается исследованиями? (Ученые)
- Сегодня вы тоже будете учеными, будете заниматься исследованиями, делать новые открытия.
III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.
1.Беседа
- Ребята, какой праздник приближается?
- Когда мы его будем праздновать?
- Какой это праздник?
- Что будет в этот день в Москве?
- А у нас в Ленинске?
- С чем вы пойдете на парад?
- Сколько шариков вы возьмете?
Слайд 2
2.Работа с группой слов.
- Из ваших ответов-предложений я выписала несколько слов. Прочитайте их.
Веселый, победа, девятое, парад, праздновать, пять, пойдем, разноцветные
-Подумайте и ответьте , на какие группы можно разделить эти слова?
1. По количеству слогов (слова, состоящие из 1го, 2х, 3х, 4х и 5ти слогов)
2. По частям речи.
3. По количеству звуков и букв.
4. Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными
-Я предлагаю вам разделить слова на группы по частям речи самостоятельно. Запишите эти группы в тетради, обозначьте каждую группу.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Назовите каждую группу (на доске появляются группы слов).
-Кто согласен? Кто думает по-другому?
Слайд 3
имя существительное: победа, парад
имя прилагательное: веселый, разноцветные
глагол: праздновать, пой
-У нас появились трудности в распределении слов девятое и пять.
-Почему мы не можем отнести их ни к одной группе? (не обозначают ни предмет, ни признак предмета, ни действия. Не подходят к данным частям речи.)
-Что можно сказать об этих словах? (они связаны с числами)
-А где мы употребляем эти слова? (в математике, при счёте, при построении на уроке физ-ры)
-У нас появилась новая группа слов. Как можно назвать эти слова?
-Так что же такое числительное? )(часть речи)
-Приведите примеры имён числительных.
- У вас в тетради на полях нарисована елочка.
- На какой веточке находятся наши знания об имени числительном? (на нижней)
- Почему? (Мы о числительном ничего не знаем)
- Напишите букву ча на нижней веточке карандашом.
- Кто догадался, чему же мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Исследование новой части речи.
1.Выведение правила.
- Давайте исследуем эту часть речи.
- Как это будем делать? (используем алгоритм)
- Какой алгоритм мы используем при изучении частей речи?
Алгоритм части речи
1.Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
Физминутка.
- Сейчас мы с вами проведем физминутку и одновременно заполним таблицу.
- Встаньте ребята второго ряда.
- Сколько ребят на втором ряду? (восемь)
- Сколько мальчиков? (три)
- Сколько девочек? (пять)
- На какие вопросы отвечают числительные восемь, три, пять? (сколько?)
-Что обозначают? (количество)
- Значит, как они называются? (количественные)
(в процессе обсуждения заполняется таблица)
Слайд 4
вопрос
что обозначает
восемь
сколько?
количество предметов
три
сколько?
количество предметов
второй
какой?
порядок предметов при счете
четвертая
какая?
порядок предметов при счете
- Выйдите к доске ребята 3-его ряда. Направо!
- Какой по счету стоит Кирилл? (второй)
- Какая по счету Яна? (четвертая)
- На какие вопросы отвечают числительные второй, четвертая? (какой?), (какая?)
-Что обозначают? (порядок предметов при счете)
- Значит, как они называются? (порядковые)
- Ну а теперь вернемся к алгоритму и сформулируем правило.
Слайд 5
- Правило, которое мы вывели является научным определением. Давайте прочитаем его все хором. (правило появляется на экране)
- Теперь мы прочитаем его в учебнике на стр 107. Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?
2.Продолжение изучения новой темы.
- У вас на парте лежат карточки, на которых записаны числительные.
- Прочитайте числительные.
Два, пятый, девяносто семь, шестой, сорок три, десятый, первый, двадцать семь.
- Попробуйте разделить их на группы. Работаете в паре. Запишите в два столбика.
- Прочитайте слова первой группы, второй.
- По какому признаку вы это сделали?
- Что обозначают эти числительные?
- А может кто-то по-другому разделил числительные на группы? Как? (из одного слова, из двух слов)
Числительные , которые состоят из одного слова- простые, из двух слов – сложные.
- Каким числительным мы записали сегодняшнюю дату?
V. Закрепление изученного.
1.Работа с числительными.
- Имена числительные мы используем не только на уроках математики и физ-ры.
- Где мы еще встречали имена числительные? ( в устном народном творчестве.) Какие вы знаете пословицы и поговорки с именами числительными.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Семь пядей во лбу.
Один в поле не воин.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед - один ответ.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один ум хорошо, а два лучше.
2. Выполнение заданий в учебнике.
- Найдите в учебнике упр. 232. Прочитайте задание. Посмотрите на образец. Кому не понятно? Выполняйте задание. (из количественных числительных образовать порядковые)
Проверка цепочкой.
VI. Рефлексия.
- Подведем итог нашего урока.
- Какова была цель урока? (исследовать имя числительное)
- Какие знания мы открыли?
- На какой веточке у нашей елочки мы поставим букву ча? (на средней)
- Сотрите букву ча на нижней веточке и напишите на средней.
- Всем ли было легко?
- Надо ли еще потренироваться в нахождении числительных?
Слайд 6
Д/з Я предлагаю вам выбрать домашнее задание.
1. Найдите и запишите пословицы или поговорки с числительными.
2. Найдите и запишите две загадки с числительными.
3. Вспомните и запишите названия художественных произведений, где упоминаются числительные.
Самооценка
- А теперь оцените свою работу на уроке.
- Если было легко на уроке, то нарисуйте в тетради зеленый круг, если иногда встречались трудности – то желтый, если не понял тему урока – то красный.
- Поднимите руку, кто нарисовал красный круг. Есть такие?
- Что надо сделать?