Классный час «Я – человек!»
Цели: профилактика конфликтов
Задачи:
Способствовать формированию нравственно-этической культуры,
Развить умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;
Воспитать нравственную ответственность за свои поступки.
Оборудование: ватмат, бумажный клей, бумажные: цветы, капельки, солнце, облако, веселые смайлики, радуга.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. У меня сегодня прекрасное настроение и им я хочу с вами поделиться. (девочкам подарить бумажный цветок, мальчикам смайлик)
- Я – человек! Кто из вас может так сказать про себя? (ответ детей)
Давайте порассуждаем…Скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным).
- Когда мы говорим: «Будь человеком!» («Стань человеком!»)? (ответ детей)
- М.М.Пришвин написал «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
- Как вы понимаете эти слова? (ответ детей)
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, они призывают проявить всё хорошее, то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
- А теперь ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)
- Наша задача ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком).
2.Основная часть.
- Чтобы быть Человеком надо прежде всего быть вежливым. Что такое «вежливость»? (ответ детей)
Упражнение 1: Каждый ученик поворачивается к соседе справа и говорит вслух, за что он уважает его (хорошие качества в соседе).
- Скажите кто из вас булл вежливым? ( тот кто сказал «спасибо»)
Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, почему герой так себя вел?.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.
Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Придёшь обедать к 3 часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей. (ответ детей)
- Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка? (ответ детей)
- Такой Андрюшка вам нравится? (нет!)
- Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям).
Итак, правила вежливости, прочитаем хором (на доску вывешивается листок с правилами)
* Будь внимательным к людям.
* Не будь грубым.
* Не причиняй другому неприятности и обиду.
Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка».
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
- У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: - Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
- Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка? (ответ детей)
- Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).
Прочитаем хором качества «Настоящего Человека» (на доску вывешивается листок с качествами)
* Помогай тому, кому трудно.
* Будь трудолюбивым и отзывчивым.
* Уважай старших, помогай малышам.
* Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.
- А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку).
Уважать человека – это значит (вывешивается листок):
* быть готовым оказать ему помощь;
* вежливо разговаривать;
* сидеть за одной партой в классе;
* вместе играть на переменах;
- Мы в начале урока говорили о природе и ее красотах. Говорили от чего зависит эта природная красота. Я считаю, что одним из главных явлений, без чего не может существовать все живое- это дождь, а самое красивое явление после дождя – это радуга (учащимся раздаются либо капелька, либо радуга). Я попрошу вас написать на этих заготовках самые важные качества (по вашему мнению) Человека.
- А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Отвечаем хором.
Игра « Словарь волшебных слов».
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).
- Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).
Запомни!!!
Будь вежлив на словах и на деле.
- Скажите, вежливый человек может быть злым?( Нет).
- Почему? (ответы детей).
- Конечно, нет. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце».
3.Заключительная часть.
В заключении давайте задумаемся над своим будущем.
- Наше будущее сейчас чистое, светлое, ни чем не заполненное, как этот чистый лист ватмана (на доску вешаем ватман)
- Чем его заполнить?
- Все доброе и светлое, как яркое солнце, мы будем дарить окружающим (на ватман клеем солнце).
- Будем проявлять самые лучшие качества Человека и показывать пример другим людям (клеем капельки и радугу)
- И если мы будем вежливыми, внимательными к окружающим, то и люди изменятся также, как земля после дождя (клеем цветы и смайлики).
- Молодцы! Посмотрите какая замечательная картина у нас получилась!
- Эта картина символизирует наше будущее, если мы все будем стараться изменить наше отношение друг к другу. Нравится вам такое будущее?
- Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим Человеком и дарить только радость для окружающих.
Приложение 1