Классный час в 4 классе Попова Л. П.
Тема: «Бугуруслан – уездный город России».
Цель: познакомить учащихся с г. Бугурусланом, как городом купцов.
Задачи:1.дать представление учащихся о купеческих семьях, занятиях населения, об учебных заведениях 19 в.
2.развивать умения работать с исторической датой, анализировать символику гербов, умение извлекать исторические знания из окружающей действительности, на примере купеческих особняков,
3.воспитывать любовь и уважение к истории своего города.
Материалы к уроку: тема урока, ребусы, домики, план г.Бугуруслана, схема торговых связей, карточки с цифрами, герб г. Бугуруслана, книга «Кинельская чаша».
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по истории, а с кем – вы узнаете, если отгадаете загадку.
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына
Что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
-Путешествовать мы будем с Буратино. За правильные ответы он будет давать жетоны. В конце урока самым активным подарит свои золотые ключи.
-В каком городе мы живём?
-Вам нравится Бугуруслан? Почему?
-Сегодня мы будем путешествовать по городу Бугуруслану. Узнаем об истории города Бугуруслана, о купеческих семьях, об учебных заведениях города Бугуруслана в 19в. Прочитаем тему урока на доске.
II.Работа над темой урока.
-Сколько лет исполнилось г. Бугуруслану?
-Да, совсем недавно у г. Бугуруслана был юбилей – 260 лет. Наше поколение знает Бугуруслан многоэтапным городом. С его садами, современными кинотеатрами, множеством школ и учебных заведений. И сложно представить каким город был тогда, в 1748 году… (Слайд№1)
Плодородные почвы, рыбные реки, богатая зверем лесостепь, прекрасный климат для проживания, умеренное количество осадков, множество родников – всё это располагало к заселению, привлекал сюда беглых или как тогда говорили «гулящих» людей из других губерний.
-Основу населения составляли купцы, а кто такие купцы? Изначально г. Бугуруслан складывался как город купцов. Их роль в Бугуруслане очень велика. Торговые связи купцов очень обширны. Значительную прибыль Бугурусланские купцы получали от ежедневной торговли в городе через свои торговые связи. В основном они торговали в магазинах и лавках, расположенных в центре города. Бугуруслан развивался как город – купечество. (Слайд№2)
В 1781 г. слободу преобразовали в г. Бугуруслан. Ему был присвоен герб. Что такое герб?
-Гербы являются принадлежностью не только государства, но и отдельных городов. Они символизировали богатство города, его независимостью.
-А вы знаете что было изображено на первом гербе г. Бугуруслана?
- На первом гербе г.Бугуруслана была бегущая куница и чёрная овца на зелёном поле. Герб Бугуруслана символизировал изобилие здешних мест. (Слайд№3)
-Поднимите руки, кто из вас учится в музыкальной школе?
-А вы знаете кому раньше принадлежал этот дом, где сейчас находится музыкальная школа? Особняк на Московской 73 – это музыкальная школа. (Слайд№4)
Она была построена местными помещиками, штукатурами, а принадлежала она самому богатому купцу в г.Бугуруслане Сергею Александровичу Фадееву. На первом этаже размещался магазин. Потолок и стены были расписаны узорами. Магазин был оформлен богато. Полы из деревянных плиток и керамического паркета были устланы ковровыми дорожками. С потолка свисали дорогие люстры, вначале со свечами, затем с электрическими лампами. В верхней части большие оконные клетки с канарейками, на подоконниках – цветы.
-Ребята, вспомните лестницу, которая ведёт нас на второй этаж. Вот по этой самой ажурной чугунной лестнице когда-то ходили все члены семьи Фадеевых, состоящей из 13 человек, у каждого была своя комната. Коридоры с расписными стенами, хозяин занимал одну из самых больших комнат особняка, рядом находилась комната супруги. Достопримечательностью здания была просторная гостиная. Потолок гостиной украшал барельеф. Оттуда свисали массивные ажурные люстры, придающие всему помещению богатый вид. В зале проходили балы и общественные приёмы. Гости Фадеева развлекались здесь музыкой и танцами. Изысканные блюда доставлялись прямо в гостиную из кухни первого этажа при помощи подъёмного устройства. После революции у Фадеева отобрали магазин и особняк. В дальнейшем сам С.А.Ф. умер, похоронили его на старом кладбище. А его внуки до сих пор живут в Бугуруслане. Это Люба и Серафима, проживающие на улице Краснознамённая.
- А кто знает, сколько лет нашей гимназии?
-Она молодая, ей всего два года. В классах гимназии есть мальчики и девочки. А вот раньше девочки и мальчики учились раздельно. В городе Бугуруслане была одна мужская гимназия и две женских гимназии. Одной из самой лучшей, умной гимназисток была Мария Ковалёва. Эта гимназистка-отличница, которая впоследствии стала талантливым профессором МГУ, учёным с мировым именем. (Слайд№5)
-М.Кобылина – это купеческая дочь. Её отец родился в 1850 году. Начинал он с кузнечного дела и был одним из лучших кузнецов во всей округи. Дом Кобылиных находился на Московской 72. Сколотив небольшой капитал, стал торговцем. Кобылин открыл магазин по продаже скобяных изделий. Кобылинские товары нередко появлялись на ярмарках. Бугурусланские купцы занимались благотворительностью: они помогали церкви, с их помощью построили театр имен Гоголя, земскую больницу. (Слайд№6)
-Основным занятием Бугурусланцев была торговля. На главной торговой площади г.Бугуруслана находился каменный корпус, с 8-ми лавками, составляющие собственность купцов, один деревянный с тремя лавками, два корпуса с 15 лавками, 24 подвижных деревянных лавочки. Эти лавки принадлежали не городу, а разным торговцам. Накануне базарных дней везли скот, хлеб, продукты. Продукцию Бугурусланских купцов хорошо знали в России, благодаря тому, что город лежал на перекрёстке торговых путей Москва-Казань-Бугуруслан-Бузулук-Оренбург. Многие купцы ездили на Яик за икрой и рыбой. Бугуруслан торгует преимущественно хлебом. (Слайд№7)
-Чем торгуют на Бугурусланском базаре в наши дни?
-У кого из вас есть старший брат или сестра, которые окончили школу и учатся в каком-либо учебном заведении?
-Какие ещё учебные заведения есть в Бугуруслане?
- Ребята, кто из вас ходил в местный краеведческий музей в Бугуруслане?
-Раньше тишину залов нынешнего краеведческого музея заполнял гомон мальчишеских голосов, что в этом красивом здании с колоннами размещалось первое в городе мужское уездное училище. В училище изучалось: закон Божий, чтение, письмо, арифметика. А вот во втором классе вводились русский язык, церковнославянское чтение, практическая геометрия, черчение, рисование, отечественная история. география, естествознание.
- У вас есть такие предметы?
-Какие предметы изучаются во втором классе?
III.Закрепление.
-Любой город ранее был маленьким поселением. У нас на доске изображено именно такое поселение. Вы должны открыть окошко в домике. Ответить на вопрос, которое оно предложит. Ответив на задание, повернуть домик другой стороной. И когда все домики будут повёрнуты, мы сможем прочитать название города.
Б: Фамилия самого богатого купца в Бугуруслане? (Фадеев)
У: Что такое герб? (Символ города, государства)
Г: Что было изображено на старом гербе Бугуруслана? (Куница и чёрная овца)
У: Имя гимназистки, которая стала известным профессором? (Мария)
Р: Кто составляет основу населения? (Купцы)
У: В каком году появился герб? (1781г.)
С: Кто такие купцы? (Торговцы)
Л: Что раньше располагалось в местном краеведческом музее? (Мужское училище)
А: Основное занятие Бугурусланцев? (Торговля)
Н: В каком году был основан город Бугуруслан? (1748)
- Я читаю предложение, а вы если не согласны – хлопаете в ладоши.
1.Бугуруслану недавно исполнилось 160 лет.
2.Первый герб Бугуруслана – бегущая куница на зелёном поле.
3.Купцы – люди, занимавшиеся земледелием. (Хлоп).
4.Основное занятие Бугурусланцев – скотоводство (Хлоп).
5.Река, протекающая по г. Бугуруслану – Кинель.
-Посчитайте свои жетончики. У кого больше всех – Буратино подарит свои золотые ключики.
Урок мы закончим, прослушав стихотворение Дмитрия Ризова «Бугуруслан»:
«Бугуруслан» произнесу
И сердце задрожит, забьётся,
Как лист осиновый в лесу
Что уремой у нас зовётся
Глаза прикроет – и опять
С утра и до завтра ночи
Над степью будет трепетать
Живой пернатый колокольчик.
«Знать, время собираться в путь
За главной на земле дорогой
Круг жизни не спешит замкнуть
Там, где он был недавно начат.
IV.Итог.
6