«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Функции и их графики"

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Функции, и свойства и графики»

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока алгебры в 9 классе

по теме «Функции, и свойства и графики»


Цели:

1) образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме линейная, квадратичная функции и обратная пропорциональность, актуализировать умения и навыки исследования основных видов функций.

2) воспитательная: воспитание внимательности, интереса к изучаемому предмету, сообразительности;

3) развивающая: развитие памяти, любознательности, активности, умения обобщать изучаемые факты.


Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, опорный конспект, материал по повторению

Ход урока

  1. Организационный момент. ( Сообщение темы и целей урока )

  2. Устная работа.

1).

2)

3)



4). №1

2



III. Проверка домашнего задания. Рассказать свойства функций

IV. Повторение учебного материала.

2. А к т у а л и з и р о в а т ь з н а н и я об основных видах функций, изученных в курсе математики. 1) линейная

2) квадратичная

3) обратная пропорциональность

1) Линейная функция

Формула у = kx + b Графиком является прямая линия.

bордината пересечения с осью у

Если b = 0 , то прямая проходит через начало координат.

- это угол между прямой и положительным направлением оси Ох.

Если k 0, то угол - острый

Если k 0, то угол - тупой

Обобщенный материал представить в виде опорного конспекта (таблицы):

Линейная

у = kx + b

D (f) = R

k 0, b ≠ 0

k b ≠ 0

k = 0

b = 0, k ≠ 0

Прямая пропор-
циональность

Графиком линейной функции является прямая.

Для построения графика достаточно построить две точки и соединить прямой
линией







.



2) Квадратичная функция

Формула у = аx2 + bx + с, а 0 Графиком является парабола.

сордината пересечения с осью у

Если а 0, то ветви параболы направлены вверх

Если а 0, то ветви параболы направлены вниз.

х0 = - абсцисса вершины параболы



Квадратичная

у = аx2 + bх + с, а ≠ 0

D (f) = R

а 0

а

Графиком квадратичной функции является парабола, ветви которой направлены вверх при а 0 и вниз при а

Д л я п о с т р о е н и я п а р а б о л ы н у ж н о:

1) Найти координаты вершины параболы и отметить ее в координатной плоскости.

2) Построить еще несколько точек, принадлежащих параболе.

3) Соединить отмеченные точки плавной линией

3) Обратная пропорциональность

Формула у = , х 0 Графиком является гипербола.

Если k 0, ветви гиперболы расположены в I и III координатных плоскостях

Если k 0, то во II и IV


Обратная

пропорциональность

y =

D (f) = R \ {0}

k 0

k

Графиком функции y = является гипербола. Строим одну ветвь гиперболы по точкам, вторую получаем «отражением» относительно начала координат






V. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1018, № 1019, № 1020 (устно).

1021 (д, е).

Р е ш е н и е

д) у = x + 3 – линейная функция, график – прямая:

х

0

2

у

3

4

е) у = ; у = x + – линейная функция, график – прямая:

х

2

4

у

0

1022, № 1024 (устно). При решении этих упражнений вспоминаем о «механическом» преобразовании графиков функций.

1026.

Р е ш е н и е

у = –0,5х2 + х + 1,5 – квадратичная функция, график – парабола, ветви которой направлены вниз. Найдем координаты вершины параболы и точек ее пересечения с осью х и осью у.

А (х0, у0); х0 = = 1; у0 = –0,5 · 12 + 1 + 1,5 = 2.

А (1; 2) – вершина параболы.

0,5х2 + х + 1,5 = 0;

5х2 – 10х – 15 = 0;

х1 = –1; х2 = 3;

(–1; 0); (3; 0) – точки пересечения с осью х.

Если х = 0, то у = 1,5. (0; 1,5) – точка пересечения с осью у.

О т в е т:

у = 0, если х = –1 или х = 3;

у 0, если х (–1; 3);

у х (–∞; –1) (3; +∞).

Функция возрастает на (–∞; 1].

Наибольшее значение функции равно 2.

1030 (а).

Р е ш е н и е

у = – обратная пропорциональность, графиком является гипербола, расположенная в I и III координатных четвертях.

D (у) = (–∞; 0) (0; +∞).

Построим ветвь гиперболы для х 0.

х

1

2

4

8

16

у

16

10

8

4

2

1

О т в е т: у 0, если х 0; у х

VI. Самостоятельная работа. Группа С



VII. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Какая зависимость называется функцией?

– Назовите основные свойства линейной функции, квадратичной, обратной пропорциональности.

– Приведите алгебраическую и геометрическую интерпретацию указанных свойств.

Домашнее задание: № 1021 (г), № 1025, № 1027, № 1028 (а, д).


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее