Тема: Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты (предметные): Выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения
Личностные результаты: Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Ход урока.
Организация начала урока.
Речевая разминка.
– Как паровоз выпускает пар?
– Щ-щ-щ..!
Постановка учебной задачи
– Какой звук вы сейчас произнесли?
– [щ’].
– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока
– Познакомиться со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63)
– Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.
– Выделите первый звук, охарактеризуйте его
– Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий
2. Игра «Кто внимательный?»
– Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.( [щ’])
– С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок?
Физминутка.
– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы
3. Знакомство с буквой Щ
– На что похожа буква (ща) Щ?
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов
– Выложите букву Щ из счетных палочек
4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 63)
– Прочитайте слоги и слова.
– Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его
– [щ’]. Согласный, всегда мягкий, глухой
5. Работа со стихотворением Г. Виеру (учебник, с. 63)
– Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.
– Назовите слова с буквой щ
6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник, с. 63)
– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.
– В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.
– Найдите слова с сочетанием данных букв
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62)
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто на ней изображен?
– Кто выполнял желания Емели?
– Какие были желания?
– Расскажите сказку
2. Работа со скороговорками (учебник, с. 62)
– Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.
– Какой звук мешает произносить скороговорку?
3. Загадки про овощи (учебник, с. 64)
– Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике
4. Чтение стихотворения С. Михалкова(учебник, с. 65)
– Что делают щенки?
– Как они это делают?
– Что есть у щетки?
– Чем недовольны щенки?
– В каком настроении они ушли?
5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65)
– Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили?
– Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны.
– Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу?
VI. Рефлексивно-оценочный
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок