«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Х" с презентацией

В конспекте урока представлен материал для знакомства первоклассников со звуком х и буквой х. К конспекту прилагается презентация.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки




Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п. Светлополянска Верхнекамского района» (КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска)











Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звук и буква Х»







Подготовила учитель начальных классов Мальцева Наталья Анатольевна.















2018 год.

Содержание.

1.Организационный момент.

2.Речевая зарядка.

3. Мотивация, целеполагание.

4.Изучение нового материала.

5.Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

7.Подведение итогов урока.

8.Рефлексия.

































Цель урока: создать условия для полноценного знакомства обучающихся со звуком х и буквой, обозначающей этот звук.

Задачи:

1) Образовательная: познакомить учащихся со звуком и буквой х; закрепить понятие звук.

2) Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать речь путём полных ответов на вопросы учителя, фонематический слух.

3) Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.



Формируемые Базовые Учебные Действия.

Личностные: формировать интерес к учению, развивать готовность к сотрудничеству.

Познавательные: делать простейшие обобщения, сравнивать.

Регулятивные: следовать точной инструкции учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

























Ход урока:

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Ребята, какое у нас сейчас время года?

-Какой месяц? День недели? Какой урок?

-Молодцы!

2. Речевая зарядка.

-Чтобы успешно заниматься на уроке,

Подготовим язычок к работе.

а) Упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата.

«Часики», «Футбол», «Шарики», «Лошадки».

б) Звуковая зарядка.

-Как воет волк (у-у-у)? Покажите букву (Слайд 2).

-Как мама укачивает дочку спать (а-а-а)? Покажите букву (Слайд 3).

-Как сердится медведь (м-м-м)? Покажите букву (Слайд 4).

-Как мы кричим, когда нам больно (о-о-о)? Покажите букву (Слайд 5)



-Что мы сейчас произносили (звуки)?

-Можем мы звуки увидеть (нет, мы их слышим)?

-Какие бывают звуки (гласные и согласные)?

-Как мы их различаем (гласные произносятся свободно, без преграды, согласные – с преградой)?

3.Мотивация, целеполагание.

-Ребята, к нам на урок пришёл гость. А кто, догадайтесь, отгадав загадку (Слайд 6).

Загадка.

-Молодцы! Это хомячок! А зовут его Хомка (Слайд 7).

- Хомячок принёс новую букву, с которой вы сегодня должны познакомиться.

-Ну, что за работу!

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

-А хомячок будет наблюдать за тем, как вы работаете.

4.Изучение нового материала.

а) Характеристика звука х.

-Произнесём хором слово хомячок.

-Какой звук услышали в начале слова?

-Произнесём хором.

-Когда произносили звук, воздух вышел свободно, или ему что-то помешало?

-Язычок выгнул спинку, поднялся к нёбу и помешал воздуху свободно выйти, воздух встретил преграду.

-Значит звук, х какой? (согласный)

б) Игра «Поймай звук» (встают в круг).

- Я буду называть звуки, вы должны ловить в ладошки только звук х.

Учитель: а, у, х, м, о, х, а, х, о, х.

Учитель: Молодцы! А сейчас откройте ладошки и покажите, сколько звуков поймали.

Дети: В ладошках пусто!

Учитель: Почему в ладошках нет звуков?

Дети: Потому что звуки мы не видим, мы их слышим и произносим.

Учитель: Молодцы!

в) Игра «Хлопни – топни»

-Я буду называть слова. Если услышите в слове звук х – хлопаете, если не слышите звук х – топаете.

Хлеб, стол, парта, холодильник, муха, мама, горох, ручка, халат, заяц, петух.

в) Знакомство с буквой х.

-Звук х обозначается буквой х. Эта буква согласная.

-А, значит, в домике, какого цвета будет жить? (синего)

г) Работа над образом буквы х.

-Рассмотрите внимательно букву (Слайд 8).

-На что она похожа? ( на крестик, на ножницы) (Слайд 9, 10).

-Построим букву из ниточек.

-Нитки, какого цвета возьмём? (синего)

-Почему? (согласная буква)

5.Физкультминутка про Хомку.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку.
И выходит на зарядку. 
1, 2, 3, 4, 5!
Хомка хочет сильным стать!



6. Закрепление нового материала.

а) Работа с печатным листом.

Учитель: На партах у вас листы с печатной буквой х, вам нужно раскрасить вначале большую букву Х, а затем маленькие буквы.

-Карандаш, какого цвета возьмёте?

Дети: мы возьмём синий карандаш.

Учитель: почему?

Дети: потому что буква х согласная и живёт в домике синего цвета.

Дети выполняют 1 задание (Приложение 1).

Учитель: вы отлично справились с заданием. Молодцы!



б) Работа со слогами.

-А сейчас прочитаем слоги с буквой х: хором, в парах, по очереди (Приложение 2).

(на парту детям выдаётся лист со слогами)

7. Подведение итогов.

Учитель: с каким звуком мы познакомились на уроке?

Дети: мы познакомились со звуком х.

Учитель: он гласный или согласный?

Дети: согласный.

Учитель: почему?

Дети: когда произносим звук х, воздух на пути встречает преграду.

Учитель: покажите букву, которой обозначаем звук х. (дети показывают букву)

8. Рефлексия.

Учитель: дети, поднимите руку, кому на уроке было интересно.

Поднимите руку тот, кто ленился, и ему было не интересно.

Хомячок благодарит вас за хорошую работу на уроке и дарит вам свой портрет, который вы должны раскрасить дома.

9. Домашнее задание

-На печатном листе вам нужно раскрасить хомячка, а затем картинки, в названиях которых встречается буква х, соединить картинки с буквой.

(Приложение 3).



Приложение 1.

















Приложение 2.



ХА ХО ХУ

АХ ОХ УХ

ХАХ ХОХ ХУХ































Приложение 3.













Литература.

1.А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2009.


2.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. 0– 4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2011. – 220 с.

3.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.

4.Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей под редакцией Петровой В.Г. – М.: «Просвещение», 1982

5.Обучение грамоте: метод. рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. – М.: Просвещение, 200

Содержимое разработки

Урок обучения грамоте Тема: Звук и буква Х.

Урок обучения грамоте

Тема: Звук и буква Х.

Как воет волк?

Как воет волк?

Как мама укачивает дочку спать?

Как мама укачивает дочку спать?

Как медведь сердится?

Как медведь сердится?

Как мы кричим, когда больно?

Как мы кричим, когда больно?

Загадка. Словно бусинки, глазенки,  Ушки будто у котенка.  За щеками – целый клад,  Он шуршать газетой рад.  Не утихнет все никак.  Это – маленький.

Загадка.

Словно бусинки, глазенки, Ушки будто у котенка. За щеками – целый клад, Он шуршать газетой рад. Не утихнет все никак. Это – маленький.

ХОМЯЧОК

ХОМЯЧОК

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее