Конспект урока "Буква З"

Урок обучения грамоте по теме "Буква З"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (урок получения новых знаний)

Цели и задачи урока:

Цель урока: познакомить с согласными звуками [з],[ з] и буквой “з”

Задачи урока:

Предметные:

формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные:

развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей,

обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Тип урока

Урок получения новых знаний

Форма и методы работы на уроке

Фронтальная  и индивидуальная работа, создание проблемных ситуаций

Оборудование

В.Г. Горецкий. «Азбука». М.: «Просвещение», 2021 гкартинки

Ожидаемый результат

Дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквой З, научиться читать слова с изученными буквами, работать с текстом

УУД (универсальные учебные действия)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний.

Личностные: самоопределение, самообразование, нравственное, эстетическое оценивание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий, адекватно воспринимать оценку учителем.

Познавательные: формирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, выполнение логических УУД (анализ, классификация, сравнение).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организация начала урока.

Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.


Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Актуализация знаний

Сейчас у нас урок обучения грамоте и сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по стране Звуков и букв.

Речевая разминка

Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

Скажите, как жужжит жук? как шипит змея? как рычит лев? как воет волк? как звенит комарик?

Молодцы. Что вы сейчас произносили? А какие бывают звуки?

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ” Дети комарики с мамой летят, тоненьким голосом тоже звенят


Постановка учебной задачи.

Игра «Кто внимательный»

Мне хочется узнать, кто из вас самый внимательный и наблюдательный.

Я сейчас буду называть вам слова, а вы постарайтесь заметить, какой звук встречается чаще всего: ваза, роза, замок, забор ([з]); зеркало, земля, зерно, зима ([з’])

Итак, какие 2 новых звука чаще всего встречаются в словах?

Молодцы. Какие вы у меня внимательные.


Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какую букву мы будем учить?

Поставьте перед собой цель в работе на этот урок. Что мы будем делать на уроке.


Учащиеся слушают слова и называют звуки [з] ([з’].



Тема сегодняшнего урока – «Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает»)

Мы должны познакомиться с новыми звуками и новой буквой

Формирование новых знаний и умений 

1.Выделение звука

2. Характеристика звуков.

Сегодня мы познакомим с буквой З, научимся читать слоги, слова и тексты с этой буквой. Но прежде чем работать с буквой, давайте поработаем со звуками, которые она обозначает. Ребята, отгадайте загадки.

По лужайке целый час

Бегает игриво

Полосатенький матрас

С хвостиком и гривой

Что за лошадка в полосатой тельняшке?

Показ картинки с изображением зебры.

Какой первый звук вы слышите в этом слове?

Послушайте вторую загадку.

 Он под шапкой сидит, не тревожь его-молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать.

Слышен будет перезвон «Дили-дон, дили-дон»

Показ картинки с изображением звонка

Какой первый звук вы слышите в этом слове?

Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.

Можно ли их спеть? Легко ли проходит воздух?

Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

Сравните звуки [з], [з’]. (Звук [з] – твёрдый, звук [з’] – мягкий.)

А теперь наденем наушники. Произнесём эти звуки ещё раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? Какой это звук: звонкий или глухой

Вывод: Что вы узнали о новых звуках?



Отгадывают загадки





Зебра.

Звук [з’]





Звонок.

Звук [з]

Нет



Нет. Звуки задерживает язык и зубы. Воздух проходит между зубов.

Согласные звуки.

Звук [з] – согл., твёрд., звонкий.

Звук [з’] – согл., мягк., звонкий.

Звонкие согласные.

Физминутка

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки,
Дружно сели все за книжки
.

Учащиеся выполняют движения  

Знакомство с буквой «З»

А кто из вас знает, какой буквой обозначаются звуки [з], [з’]?

Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то руками показываем «Иди к нам!», если нет, то качаете головой. 
Кто знает, как правильно называется новая буква?

Покажите эту букву в алфавите

Звуки [з], [з’] обозначаются буквами З, з.

Показ слайда с написанием печатных букв

Рассмотрите ленту букв и подумайте, где стоят буквы, обозначающие согласные звуки[з], [з’].

Почему две буквы З, з?

Когда мы будем использовать заглавную букву?


Учащиеся выполняют движения  






На синем фоне, в верхнем ряду


Одна большая, а другая маленькая.

При написании начала предложения и имён собственных.

Чтение слогов- слияний

Игра «Угадай звук»

Откройте учебник на с. 91. Давайте прочитаем слоги за  зо зу зы  зе   зи

На какие 2 группы их можно разделить?

Играем в игру «Угадай звук».

Я читаю вам слова, если в слове звук [з] твердый встают мальчики, если мягкий девочки. Будьте внимательны:

Роза, зефир, корзина, земляника, ваза, замок, зима, зоопарк

Учащиеся читают слоги. В одной согласный - твердый, в другой – мягкий


Физминутка для глаз

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.

Закройте глаза.

А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

Учащиеся выполняют движения  

Включение нового знания в систему знаний и повторения

Чтение слов с буквой з




Работа над рассказом «В зоопарке».

(учебник с. 91)

а) Предварительная работа над текстом

б) Первичное восприятие текста

в) Чтение текста «по цепочке»

г) Беседа по восприятию прочитанного текста


Немножко отдохнули, сейчас мы с вами прочитаем слова.

знакомые зима зазвенел

познакомила зеленел звонок


Назовите двусложные, трехсложные и пятисложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

А в каком слове буква е обозначает 2 звука? Объясните почему.

А что объединяет все эти слова? Где в словах стоят звуки [з] и [з’]?


Продолжаем работать. Рассмотрите рисунок на с. 90

Что на нём изображено?

Вслушайтесь в слово «зоопарк», «зоо» означает животное, а слово парк всем вам хорошо известно.

Что получится если соединить эти слова? Парк, в котором живут животные.


А если мы заглянем в толковый словарь, то

Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах. Здесь ученые наблюдают за животными, учатся их разводить и сохраняют многих редких животных.


Давайте вспомним как нужно вести себя в зоопарке? 

Правила поведения в зоопарке

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.


Каких животных увидели дети в зоопарке?

Как вы думаете, понравилось ли детям в зоопарке?


А теперь я вам прочитаю текст, а вы меня внимательно послушаете и постараетесь определить тему текста.  

Так о чём этот текст?

Можно ли подобрать другой заголовок к этому тексту?


Прочитайте текст «В зоопарке» «по цепочке».

Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?


Кого увидели дети в зоопарке?

Что есть в зоопарке?

Кто там живём?

Кто особенно заинтересовал ребят?

Что вы узнали о змеях?

Назовите слова с новым звуком, которые встретились вам в тексте.


Подумайте и скажите, какие еще животные могут жить в зоопарке, в названии которых нам встретится звук [з] или [з’].

Какие звуки, с которыми мы познакомились, встретились в названии животных?  

Еще раз охарактеризуем их. Звук [з] какой?  Звук [з’] какой?


Дети читают слова хором


Двусложные: зима, звонок

Трехсложные: зазвенел, зеленел

Пятисложные: познакомила, произнесите

В слове знакомые (буква е стоит после гласного звука)



Зоопарк










Дети называют что можно делать и чего нельзя делать в зоопарке.








Слона, льва, бегемота, пони.

Детям в зоопарке понравилось.


Этот текст о том, как живут животные в зоопарке

Звери в зоопарке. Животные в зоопарке. Поездка в зоопарк




Дети увидели в зоопарке разных зверей.

Аквариум.

Сомы, налимы.

Змеи.

Мы узнали, как змеи зимуют.


Зебра, зубр, коза, обезьяна


Учащиеся дают полную характеристику звуков


VI. Итог урока Рефлексия

Молодцы, а теперь давайте подведем итог нашей работы:

С какой буквой мы познакомились на уроке?

Что мы о ней узнали? 


Оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежит звездочка.

Если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали хорошо, то раскрасьте свою звезду красным цветом,

кто считает, что работал хорошо, но не всё ёщё получилось- зелёным,

а те, кому ещё надо потрудиться- синим.


Мы познакомились с буквой З,з

Она обозначает два звука [з] – согласный звонкий, твердый и [з’] - согласный звонкий мягкий.

 




«Посчитай звуки»

- Посчитайте, сколько раз звук   З  встретится в стихотворении:

За забором зайка скачет,

В лапках букву З он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни.

2. Знакомство с буквой З.

- На что похожа буква З? (Ответы детей)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

- Задание 5

3. Работа в тетрадях по чтению. Запись буквы З з и слогов за зо зи зу зы

- Перед началом нашей работы разомнем пальчики.

Физминутка

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем буквы мы писать.

V. Первичное закрепление

1. Чтение по слоговой таблице

- Задание 6

-А теперь над чем надо поработать?

- Поучимся читать слоги и слова с буквой З по слоговой таблице. (Приложение 3)

2. Чтение слов

- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)

Зима знакомые зеленел

Произнесите зазвенел звонок

- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?

- Все задания мы выполнили. А теперь узнаем куда приглашает нас Золушка.

- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей»

3. Работа над стихотворением

А) Чтение стихотворения учителем

Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

4. Работа по содержанию

- О чем это стихотворение (Ответы детей)

- И так Золушка приглашает нас на экскурсию в зоопарк.

5. Знакомство со словом

- В книгах есть картинки и фотографии животных, но живых зверей можно посмотреть в зоопарке. Вслушайтесь в слово «зоопарк», «зоо» означает животное, а слово парк всем вам хорошо известно. Что получиться если соединить эти слова? Парк, в котором живут животные.

- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей).

6. Повторение правил поведения в зоопарке

Правила поведения в зоопарке

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

ФИЗМИНУТКА

Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!

7. Экскурсия по зоопарку

- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку. Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 2

-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей).

-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.

- Ребята, а как называется детеныш слонихи – слоненок.

- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное?  (Ответы детей). Слайд 3

- Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.

- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Отгадайте, кто живет в следующей клетке.

Загадка про зебру

Надели коняшки

Полосатые рубашки.

- Вы догадались? (Ответы детей). 

- Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.

- Переходим к следующему животному. Кто же это?

- Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей).

- Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать.

- Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей). Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники.

- Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов.

- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 6

- Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.

-А это что за зверь? (Ответы детей).

- Правильно! Это лев. Слайд 7

- Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. Что это значит?

- Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

- А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 8

- Ребята, что вы знаете о медведях. (Ответы детей).

- Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды.

- А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере. Это белый медведь. Слайд 9

- Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть.

-В зоопарке есть аквариум. Слайд 10

-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?

-Завершает нашу экскурсию террариум. Слайд 11

Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.

-Закончилась наша экскурсия по зоопарку.

- А сейчас немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Бабочка

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть враво-влево)

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа по учебнику Рассказ «В зоопарке» (учебник, с. 91–92)

А) Работа с текстом.

-Найдите текст «Зоопарк». Прочитайте хором заглавие. Можно ли по заглавию определить содержание текста?

- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)

Чтение текста учителем

Дети читают текст по предложению. 

Перечислите о каких животных шла речь? ( Крокодил, тигр, мартышки, носорог). Найдите в тексте слова, в которых говорится, что делали эти животные? ( крокодил спал, тигр играл,носорог бродил)

- А теперь найдите слова, которые отвечают на вопрос как?

( спал мирно, играл ласково)

-О каких характерных признаках можно узнать из текста?

Крокодил ( какой?) зубастый

Тигр (какой?) грозный.

Мартышки (какие?) весёлые, ловкие.

Носорог (какой?) толстый.

-А теперь посмотрите на иллюстрацию в книге и скажите, про какое животное не шла речь в тексте? (Про зебру)

- А каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится?

Б) Работа в паре

- Составьте с другом рассказ. Начните его так:

В субботу наш класс ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился…

(Дети работают в паре. Проверяется 2-3 рассказа)

VII. Итоги урока. Рефлексия

- Понравился вам урок?

-Что понравилось? А что не понравилось?

-Передайте свое настроение урока с помощью смайликов.

-Если вам на уроке понравилось, и было интересно, наклейте в тетради смайлик с улыбкой.

-Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – наклейте смайлик, который качает головой.

-А если вам было совсем грустно на уроке – наклейте смайлик, который плачет.

-Спасибо за работу! Урок окончен.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее