Тема: Умножение
Цели урока:
познакомить учащихся с новым арифметическим действием — умножением, научить объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение;
научить выполнять замену суммы одинаковых слагаемых произведением и наоборот;
совершенствовать навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20, умение решать простые и составные задачи;
повторить понятия луча, угла и способы их обозначений.
Оборудование: (мультимедиа) интерактивная доска; компьютер, презентация, индивидуальные карточки-помощницы в решении арифметической задачи.
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть на уроке математики. Давайте улыбнемся друг другу. Настроение хорошее, можно начинать.
Устный счет. Работа с классом.
Заменить сложением одинаковых слагаемых:
8, 10, 12, 16.
Задача на смекалку:
- А теперь задача – шутка, только на одну минутку. (Повторяю один раз)
Жили – были в городе три брата
И имел сестрёнку каждый из троих.
Давай – те - сообразим, ребята:
А сколько же вместе было их? (3+1=4)
Внимание на экран Слайд 1
Игра «Найди лишний пример»
3+3+3+3+2=
6+6+6=
4+4+4+4+4=
2+2+2+2+2+2=
(Дети решают)
- Что интересного вы заметили?
- А что здесь лишнее?
(Я думаю, что лишнее здесь 3+3+3+3+2 , т.к. в этом примере разные слагаемые, а у всех остальных одинаковые слагаемые)
3. Работа над новым материалом.
-Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым математическим действием - умножением, которое используют для записи и решения примеров с одинаковыми слагаемыми.
1) К доске вызывается ученик. Получив карточку с заданием, он читает задачу: «В каждую оправу для очков нужно вставить по 2 линзы. Сколько линз нужно вставить в 6 оправ?» (Под руководством учителя этот ученик на интерактивной доске, а все остальные дети в тетрадях составляют краткое условие задачи в виде рисунка.)
— О чем говорится в задаче? (В задаче говорится, что в каждую оправу нужно вставить по 2 линзы.)
— В сколько оправ нужно вставить линзы? (Линзы нужно вставить в 6 оправ.)
— Мы изобразим оправы для очков горизонтальными линиями, а линзы — кружочками под линиями. Сколько линз получилось? (Получилось 12 линз.)
— Как мы это узнали? (Варианты ответов: «Сосчитали по одному», «Сложили 6 раз по 2».)
— Запишем пример: 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12. Чем интересна эта сумма? (Все слагаемые обозначены одним и тем же числом 2.)
— Сколько раз по 2 взяли? (По 2 взяли 6 раз.)
— По 2 взяли 6 раз, получили 12.
2) Следующий учащийся читает задачу с другой карточки: «В одном наборе 5 ручек. Сколько ручек в 3 таких же наборах?»
— Что значит в таких же наборах? (Это значит, что в каждом наборе по 5 ручек.)
— Изобразим условие графически.
|
— Сколько всего ручек в 3 наборах? (В 3 наборах 15 ручек.)
— Как мы это узнали? (Мы выполнили сложение 5 + 5 + 5 и получили 15.)
— Сколько раз по 5 мы взяли? (По 5 мы взяли 3 раза.)
— По 5 взяли 3 раза, получили 15. Что интересного в этой сумме? (Все слагаемые одинаковые.)
3) Обобщение по результатам выполненной работы.
— Ребята, примеры, с помощью которых мы решали сегодня задачи, можно записать по-другому (слайд 2): 2 · 6 = 12, 5 · 3 = 15. Это новое математическое действие — умножение, которое используют для записи и решения примеров с одинаковыми слагаемыми. Сложение одинаковых слагаемых называется умножением. Точка (·) — знак умножения. Примеры со знаком умножения между числами читают так: «По 2 взять 6 раз, получится 12». (Учитель показывает на первый записанный пример.) Давайте вместе прочитаем еще раз первый пример, а потом второй. (Дети хором читают записанные примеры.)
4. Первичное закрепление нового материала.
1) На экране 3 ряда матрешек (слайд 3).
— Посмотрите на экран. Сколько рядов матрешек вы видите? Сколько матрешек в каждом ряду? Сколько всего матрешек? Как мы запишем нужный пример? (На рисунке изображено 3 ряда матрешек. В каждом ряду по 4 матрешек. Чтобы узнать, сколько всего матрешек, нужно вычислить сумму 4 + 4 + 4 или произведение 4 · 3; 4 + 4 + 4 = 12, 4 · 3 = 12. Значит, всего 12 матрешек.)
— Прочитайте записанное произведение разными способами. (По 4 взять 3 раза, получится 12; 4 умножить на 3, получится 12.)
2) Аналогично разбирается другая картинка, где изображены 5 банок сока, по 2 л в каждой (слайд 4).
5. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
6. Работа с учебником.
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
— Сколько вишенок в каждой грозди? (По 3 вишенки.) Сколько таких гроздей вишенок на рисунке? (6.) Можно ли узнать, сколько всего вишенок на этих гроздьях? (Да.) Как это сделать? (Вычислить сумму 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 или произведение 3 · 6.) Сколько получится? (18 вишенок.) Прочитайте разными способами произведение.
№ 1, с. 30.
— Прочитайте условие задания. Сколько яблок на одной тарелке? (2 яблока.) Сколько таких тарелок на рисунке? (4.) Как узнать, сколько всего яблок на 4 тарелках? (Вычислить сумму 2 + 2 + 2 + 2 или произведение 2 · 4.) Сколько получится? (8 яблок.) Прочитайте произведение разными способами. (По 2 взять 4 раза, получится 8; 2 умножить на 4, получится 8.)
№ 2, с. 30. Задание на закрепление умения записывать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения. Решение каждого примера сопровождается следующими вопросами: что интересного в этой сумме? какое слагаемое повторяется? сколько раз оно повторяется? можно ли эту сумму записать в виде произведения? как это сделать? сколько получится? как прочитать полученное произведение разными способами? (Примеры первого столбика дети решают под руководством учителя, а примеры второго столбика — самостоятельно.)
№ 3, с. 31. Закрепление умения учащихся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых. (Дети выполняют задание самостоятельно)
- Что мы уяснили? (что первый множитель в произведении показывает, какое число берется слагаемым, а второй множитель — сколько таких слагаемых в сумме)
Упр. 4, с. 31 (устно, учитель записывает на доске)
6. Физкультминутка. Подготовиться к пальчиковой гимнастике.
Начинаем выполнять:
Этот палец дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот палец папа
Этот палец мама
Этот палец я
Это вся моя семья.
7. Работа с учебником (продолжение).
№ 5, с. 31. Один из учеников класса читает вслух первый текст. Другие ученики внимательно слушают его, анализируют услышанное и выясняют, все ли необходимые признаки задачи имеются в данном тексте (условие, вопрос, числовые данные и т. д.) или какие-то из них отсутствуют. В том случае, если данный текст является задачей, учащиеся решают ее.
№ 6, с. 31. Повторение (выполняется устно).
№ 7, с. 31. Задание для самостоятельной работы.
8. Работа в рабочих тетрадях.
№1, с.24
№2, с.24
9. Итог урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Мы познакомились с новым арифметическим действием — умножением.)
- Что называется умножением? (Сложение одинаковых слагаемых называется умножением.)
- Как обозначается умножение на письме? (На письме умножение обозначается точкой.) Прочитайте разными способами произведения 2 · 6 = 12, 3 · 3 = 9, 7 · 3 = 21. (Дети читают.)
- А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание (РТ стр. 24-25 № 3,4,7)
- Оценки за урок…