«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по математике "Приёмы умножения двузначного числа на однозначное".

Конспект урока по математике на тему "Приёмы умножения двузначного числа на однозначное", образовательная программа "Гармония".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Математика. 3 класс. УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина)

Дата________________

Тема: Приёмы умножения двузначного числа на однозначное (с. 20-22).

Цель: совершенствовать умение решать задачи (моделировать текст задачи в таблице), проверить усвоение распределительного свойства умножения и приёма умножения двузначного числа на однозначное.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Ребята, как вы нашли площадь и периметр прямоугольника в задании 53? Что значит выражение «Длина в 2 раза больше ширины?».

  1. Устный счет.

1. Даны числа: 8, 42, 5, 7, 9, 72, 6, 20, 4.

– Выберите такие три числа, чтобы произведение двух из них равнялось третьему.

2. Задача на смекалку.

На лугу паслось 4 козы. Белых втрое больше, чем черных. Сколько белых и сколько черных коз паслось на лугу?

3. Расположите карточки с числами в порядке убывания:

42, 180, 120, 360, 300, 420, 540, 480.

– Уменьшите каждое число в шесть раз.

  1. Сообщение темы урока. Работа по теме урока с учебником и в тетради (с.20-21).

Ребята, сегодня мы продолжим совершенствовать умение решать задачи, будем помещать текст задачи в таблицу, проверим усвоение распределительного свойства умножения и приёма умножения двузначного числа на однозначное.

Задание 56. Целесообразно дать учащимся несколько минут для самостоятельного анализа первого столбца выражений. Затем задание обсуждается коллективно, и учащиеся приводят свои рассуждения, двигаясь обычно от первого выражения к следующему. Например, ученик считает, что утверждение, предложенное в задании, является верным для первого столбца выражений, и обосновывает свой ответ. Итак, первое выражение – 23х4; во втором выражении найдём значение в скобках, получим 23х4; аналогично – в третьем: 15 + 8 = 23. Если ко второму выражению (20 + 3)х4 применить распре делительное свойство, то получим 20х4 + 3х 4; 204 = 80; значит, выражение 80 + 3х4 имеет то же значение, что и выражение 23х4. Аналогично и выражение 20х4 + 12 имеет то же значение, что и 23х4.

Выражение 21х4 + 8 также можно соотнести с предыдущим выражением и записать его в виде (20 + 1)х4 + 8. Получаем 80 + 4 + 8. Отсюда следует, что утверждение является верным для первого столбца.

Аналогично обосновывается утвердительный ответ на вопрос задания по отношению ко второму и третьему столбцам.

В задании 57 после выбора таблицы, соответствующей данному тексту, учащиеся записывают решение задачи самостоятельно.

При проверке решения задачи учащиеся заполняют таблицу:

При проверке дети выбирают выражение, которое является решением задачи. Можно использовать такие выражения:

1) 5х(27 : 3); 2) (27 + 3) : 5; 3) 5х(27 + 3).

Затем следует перейти к заданию 58 (1). Ученики переписывают в тетрадь ряды чисел, данные в учебнике, и записывают в каждом ещё 3 числа.

Продолжение числовых рядов, как показывает практика, не вызывает у детей затруднений – с такими заданиями учащиеся уже встречались. В каждом из рядов дети сравнивают соседние числа и определяют закономерность данного ряда: 1) увеличение на 7, уменьшение на 5.

  1. Физкультминутка.

  2. Работа по теме урока с учебником и в тетради (с. 21-22).

При выполнении задания 59 учащиеся используют знание распределительного свойства умножения и смысла действия умножения (определение умножения).

Так, в пункте 1) они рассуждают: сумма чисел 17 + 5 в первом выражении повторяется 4 раза, а во втором выражении – 5 раз. Отсюда следует, что значение второго выражения больше значения первого на сумму чисел 17 + 5. Рекомендуем заменить сумму чисел 17 + 5 её значением, получаем 22х4 и 22х5.

При выполнении пункта 2) следует первое выражение заменить выражением (3 + 6)х7. В этом случае рассуждения будут такими же, как в пункте 1).

В пункте 3) вычислить значения сумм в скобках, получим 40х8 и 39х8. Если воспользоваться переместительным свойством умножения, получим 8х40; 8х39.

В первом случае 8 повторяется 40 раз, во втором – 39 раз. Значит, значение второго выражения на 8 единиц меньше.

В процессе решения задачи 60 вся информация дана в учебнике. Дети самостоятельно переносят в тетрадь таблицу и заполняют её. Проведённый анализ таблицы позволяет учащимся самостоятельно записать решение задачи:

1) 6х3 = 18 (п.) – больших (их столько же, сколько маленьких);

2) 18 : 2 = 9 (п.) – маленьких (пришивают на один костюм).

После записи решения задачи можно предложить учащимся поставить другие вопросы к данному условию:

1) На сколько больше пришивают на костюм маленьких пуговиц, чем больших? (9 – 6 = 3 (п.))

2) Сколько всего пришивают на один костюм маленьких и больших пуговиц? (9 + 6 = 15 (п.))

3) Сколько маленьких и больших пуговиц пришивают на 4 костюма? 5 костюмов? 6 костюмов?

Решение задачи 61 дети записывают самостоятельно, после чего коллективно обсуждается ответ. (Да, хватит.) В задаче в неявном виде присутствует прямая пропорциональная зависимость: во сколько раз больше листов картона берём, во столько же раз больше переплётов получится (количество одинаковых переплётов из одного листа картона – величина постоянная). Для того чтобы учащиеся записали решение задачи самостоятельно, достаточно изобразить на доске рисунок листа картона (прямоугольник), разделённого на 6 равных частей.

Задание 62 (1, 2) учащиеся выполняют самостоятельно, записывая равенства в тетради.

На дом: с.21-22 № 58 (2, 3), 62 (3, 4).

  1. Подведение итогов урока.

– Что такое распределительное свойство умножения?

– Как умножить двузначное число на однозначное?

Выставление оценок.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее