Урок – путешествие по математике во 2-м классе «Полёт в космос»
"Название компонентов и результата деления"
Кичкайло О. В.
учитель начальных классов
высшая категория
Цели урока:
познакомиться с названием компонентов и результата деления;
способствовать совершенствованию навыка устного счета;
способствовать формированию умения решать задачи на деление;
создавать условия для развития логического мышления;
воспитывать уважение друг к другу, учить работать в парах, группах.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 2-3.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, космический. Мы совершим путешествие ко многим космическим станциям. На уроке нам предстоит узнать названия компонентов и результата действия деления. Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать свои навыки устного счета; продолжим формировать умение решать задачи на деление, всё это будет способствовать развитию логического мышления; мы постараемся с уважением относиться друг к другу, будем учиться работать в группах и парах.
Девиз нашего урока: «Через тернии – к звёздам!». Тернии – это трудности, препятствия, которые человек преодолевает. Пройдя все испытания, человек достигает вершин мастерства, достигает своих звёзд. Мы на уроке тоже будем преодолевать трудности, стремясь к совершенству, к звёздам.
Займите свои места в ракете. Подготовьтесь к полету.
III. Устный счет. Слайд 4.
Первая космическая станция, с которой начинается наше путешествие, называется «Вычисляй-ка». Первая группа работает на компьютере с тренажёром по умножению. Работать по алгоритму вам поможет памятка на рабочем месте.
Памятка. Слайд 5.
На рабочем столе в правом верхнем углу найди презентацию «Тренажёр умножения на 2», открой её двойным щелчком.
Запусти тренажёр, нажав кнопку F5 на клавиатуре.
Выполняй задания тренажёра.
Выполнив задание, дойдя до слайда «Спасибо», подними руку и сообщи учителю, что задание выполнено.
После проверки закрой презентацию.
Вторая группа считает устно вместе со мной.
1) Слайд 6 -7.
Станция «Вычисляй-ка» - примеры на сложение и вычитание двузначных чисел. (17, 80, 51, 72, 36, 73, 49.)
Игра «Ты – мне, я - тебе»
- Проверьте, знает ли ваш сосед по парте таблицу умножения на число 2. Отвечайте по очереди. Фиксируйте ошибки.
На место вернулись ребята первой группы.
- Мы продолжаем наше путешествие.
Слайд 8.
- А теперь вспомните, как называются компоненты и результат действия умножения. (Первый множитель, второй множитель, произведение.)
Слайд 9.
8 • 2=16
- Составьте по этому выражению на умножение выражения на деление.
Если произведение 16 разделить на множитель - 2, то получится множитель - 8.)
16 : 2 = 8
IV. Работа над новым материалом
- Итак, полетели дальше. | Мышки-крошки засмеялись: - Хочет к звездам полететь
|
- Пока наш космический корабль набирает скорость и держит путь к следующей космической станции, откройте свои бортовые журналы (тетради) и запишите сегодняшнюю дату.
Слайд 10.
Станция «Запоминай-ка».
- На ней мы узнаем и запомним что-то новое. Но что?
- Прочитайте выражение: 6 : 2 = 3. (6 разделить на 2, получится 3.)
Число, которое делят (6), называется делимое,
число, на которое делят (2), называется делитель,
результат деления (3) называется частное.
- Повторим и запомним. Как называется число, которое делим? (Делимое)
- Как называется число, на которое делим? (Делитель)
- Как называется результат действия деления? (Частное.)
- Как называется само выражение? (Частное.)
Слайд 11.
- Запишите в бортовые журналы: делимое 10, делитель 2. Что надо найти? (Частное)
- Найдем частное.
- Сколько раз по 2 содержится в 10? (5 раз.)
- Чему равно частное? (Частное равно 5.)
Слайд 12 - 13.
- Теперь держим путь на следующую космическую станцию. Но что случилось? Ракета потеряла управление. Оказывается, наш бортинженер напутал в расчетах и потерял топливо. Нужно его собрать. Вторая группа работает у компьютеров. Первая группа выполняет задание на слайде.
- Чтобы быстро выполнить задание, делаем по вариантам.
Задание 1 - I вариант, задание 2 - II вариант. - Проверьте, правильность своих ответов. - Молодцы! Продолжаем полет.
V. Физкультминутка. Слайд 14.
Мы походим на носках. Мы идём на пятках, Мы проверили осанку и свели лопатки. Не зевай по сторонам – ты сегодня космонавт! Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким. Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету. | Отправляемся на Марс. Звёзды, в гости ждите нас. По ступенькам поднялись – дружно за руки взялись. Аккуратно надо сесть, чтоб приборы не задеть. Кресло займи. Пристегни ремни. Раз, два, три…летим! |
Выберите любой пазл и обведите его глазками. Сделайте то же самое на другом пазле.
VI. Закрепление Слайд 15. - Сейчас мы отправляемся на станцию «Закрепляй-ка».
- Найдите значение выражений, называя компоненты действия деления. VII. Повторение - Сейчас нам предстоит решить задачу № 6, стр. 99. Слайд 16.
Читаем задачу.
Что известно в задаче?
Что нужно узнать?
Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Что узнаем вначале, первым действием?
Зная это, можем теперь ответить на вопрос задачи? Каким действием?
Слайд 17. Чертёж к задаче. Слайд 18.
1) 2·3 = 6 (к.) – раздала бабушка 2) 26 – 6 = 20 (к.) – осталось у бабушки. Ответ: у бабушки осталось 20 конфет.
VIII. Геометрический материал
Слайд 19.
- Нам навстречу движутся неопознанные объекты. Чтобы избежать столкновения с ними, узнаем их периметры.
I вариант: | II вариант: |
|
|
1 вариант
Р=4+7+4+7=22(см)
Ответ: периметр прямоугольника равен 22 сантиметрам.
2 вариант
Р=5·4=20(см)
Ответ: периметр квадрата равен 20 сантиметрам.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно приземлиться, разгадайте кроссворд.
Слайд 20 - 28.
|
|
| с | у | м | м | а |
| ||||||||
| м | н | о | ж | и | т | е | л | ь |
| ||||||
| у | г | о | л |
|
|
|
| ||||||||
ч | а | с | т | н | о | е |
|
| ||||||||
п | р | о | и | з | в | е | д | е | н | и | е |
| ||||
|
| е | д | и | н | и | ц | а |
| |||||||
| в | ы | ч | и | т | а | н | и | е |
Результат действия сложения. (Сумма.)
Название компонента действия умножения. (Множитель.)
Фигура, полученная пересечением двух прямых. (Угол.)
Результат действия деления. (Частное.)
Число, полученное при умножении. (Произведение.)
Очень плохая оценка знаний. (Единица.)
Действие, обратное сложению. (Вычитание.)
- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках? (Молодцы.)
- Да, вы действительно молодцы.
- Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
- Каким же был для вас наш сегодняшний урок? Оцените свою работу на уроке и своё отношение к нему.
Слайд 29.
Рефлексивная мишень
Урок для меня был…
Домашнее задание: № 9, стр. 99. Попробуйте решить задачу несколькими способами.
Сегодня на уроке математики мы выполняли различные задания, преодолели определённые трудности, тем самым, сделав шаг навстречу своим звёздам – звёздам знаний, звёздам умений, звёздам мастерства. Спасибо за работу и до новых интересных встреч.
6