Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-описания; формировать умение составлять текст-описание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите слова, орфограммы которых можно проверить только по словарю.
– С какими существительными связаны имена прилагательные в тексте?
III. Минутка чистописания.
На доске записано стихотворение:
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
В. Лунин
– Прочитайте стихотворение. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву р, она встречается почти во всех словах стихотворения.)
– Остальные согласные буквы вы найдете в корнях слов, они являются проверяемыми орфограммами. Какие это буквы? (В слове рыбка орфограмма – буква б, проверочное слово – рыба. В словах друг и враг орфограмма – буква г, проверочные слова – с другом, враги. Значит, мы будем писать буквы б, г.)
Рбг Грб Бгр Рбг …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Отгадайте загадку:
Дышит и растет, а ходить не умеет. (Растение.)
– Растение – это организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся веществами почвы, воздуха.
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
растйние
– Какое может быть растение? Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. (Красивое растение, редкое растение, молодое растение, садовое растение, полевое растение, ядовитое растение, …)
– Какие словосочетания вы составили?
– В корнях имен прилагательных подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением.
– С одним из словосочетаний составьте предложение. Запишите его, разберите по частям речи.
прил. сущ. м. гл. пр. сущ.
(Разные растения мы встретили в лесу.)
На доске записана пословица: Растение – земли украшение.
– Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
V. Наблюдение над особенностями текста-описания. (Упр. 486.)
– Что такое текст-описание?
– Прочитайте об особенностях текста-описания.
VI. Распознавание текста-описания.
1. Чтение учителем текста:
Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики. Созревшие семена этих цветов собраны в легкий шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздухе летучие семена. (По Соколову-Микитову.)
– Можно ли назвать этот текст текстом-описанием? Обоснуйте свой ответ.
2. Работа над упражнением 487.
VII. Составление текста-описания (обучающее сочинение).
– Какое животное вы хотели бы описать?
Желательно, чтобы все согласились описывать одно и то же животное.
– Мы опишем только внешний вид животного.
– Что мы будем доказывать своим описанием? Какова будет основная мысль нашего текста?
Например:
Синица
Какая яркая и красивая птица-синица!
Головка у синички чёрненькая. Щёчки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка жёлтая с чёрным галстучком.
Глаз не отведёшь!
Волк
Волк – мощный зверь. Он похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Хвост опущен и висит, как полено. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском.
Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник, поэтому шея кажется особенно толстой. (По А. Клыкову.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 489.