Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
- дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности .
- познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приемы:
Активация деятельности различных анализаторов:
Публикация «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
Конспекты занятий. Все конспекты
Старшая группа
Темочки
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.
Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение
Предварительная работа.
Познавательное развитие :экскурсия в библиотеку, рассматривание книг
Речевое развитие : разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия
Ход НОД:
Воспитатель:
(Показывает детям Азбуку.)
- что это? (книга, Азбука, учебник)
- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
- Все буквы вместе как называются (алфавит)
Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
- зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
- Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)
Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)
- вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)
-Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)
Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)
Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)
Послушайте историю появления азбуки.
Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Ме�одий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды) .
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)
Рефлексия.
Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.
(раздаем бумагу и восковые мелки)
С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.
Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»
Физминутка
Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…
- Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?
(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)
Не пером пишут — умом.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)
Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.
«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
(слайд)
Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)
А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)
(Дети читают стихи)
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Не писать и не читать
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Что научили нас читать!
- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.
(дети приглашаются на выставку книг)