ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Конспект фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи
«Различение и опознавание речевого материала по теме «Наши чувства»
учитель-дефектолог высшей категории
Ермакович И.Ю.
Смоленск
2017
Конспект фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи
«Различение и опознавание речевого материала по теме «Наши чувства»
Цели:
закреплять полученные знания об основных эмоциональных состояниях человека, учить передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, развивать эмпатию;
восприятие речевого материала по теме «Эмоции» слухо-зрительно и на слух;
отработка произносительных навыков на речевом материале занятия.
Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с разными эмоциональными состояниями людей, цветные фишки разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого), листы для рисования и карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент (проверка готовности к занятию).
Обучающиеся отвечают на вопросы.
-Какое сегодня число?
-Какая сегодня погода?
-Какой сегодня день недели? И т.д.
2. Целевая установка.
- Что мы будем делать?
- Будем слушать, отвечать на вопросы, думать, говорить правильно, играть...
3. Сегодня к нам в гости пришли (кто?) верно, дети..., но посмотрите чего у них нет...(детям предъявляются картинки девочки и мальчика без лиц). Давайте вспомним какие мы бываем. И лица у детей появятся, когда вы правильно назовёте какими мы бываем.
Учитель за экраном предъявляет на слух название эмоций, а дети называют знакомые эмоции и выбирают соответствующую табличку. (весёлый, добрый, задумчивый, грустный).
Учитель:
Молодцы! У наших ребят открылись лица, так как вы вспомнили и назвали какими мы бываем. Я хочу вам сказать, что наши гости приготовили для нас игры-задания. Вы готовы их выполнить?
Задание «Четвертый лишний».
Учитель раздаёт детям фишки 4-х основных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий). Показывает детям карточку с четырьмя эмоциональными картинками. За каждой картинкой закреплен определенный цвет. Дети рассматривают картинки. Находят лишнюю и показывают фишку того цвета, которая закреплена за выбранной картинкой.
Задание «Угадай эмоцию».
Учитель раздаёт каждому ребенку набор пиктограмм (4 эмоции). И предлагает каждому ребёнку с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы, жестов) показать любое эмоциональное состояние. Другие дети, с помощью пиктограмм, угадывают эмоциональное состояние, предложенное ребёнком, и называют его.
Все дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию делятся впечатлениями, когда им приходилось испытывать это чувство.
Игра «Назови чувство» (физкультминутка).
Дети встают в круг.
Учитель: Я сейчас буду вам по очереди бросать мяч и называть какое-то действие, происходящее с ребёнком. Вы ловите мяч и называете мне чувство, которое он при этом испытывает.
- идет в цирк; (радость)
- помогает малышу; (добрый)
- получил плохую отметку; (грустный)
- мечтает о вкусной конфете; (задумчивый)
4. Подведение итога занятия.
Рисунок «Пиктограммы».
А теперь я предлагаю вам выбрать пять любых эмоций и нарисовать их. А почему пять, вы сейчас догадаетесь сами. Возьмите альбомный лист. Положите на него свою руку, раздвиньте пальцы и обведите ее. А теперь на каждом пальчике нарисуйте любую пиктограмму эмоции. Обращайте внимание на правильное изображение глаз, бровей и рта.
(Дети рисуют. Затем педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся эмоции. По своему желанию, дети пишут на пальце начальную букву названия эмоции).
Примечание: одно из заданий можно заменить. Например, «Прочитай и назови какое это чувство». Из текста сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» найти, прочитать и назвать чувство.