Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Карчагская средняя общеобразовательная школа им. М. Караханова»
368770 с. Карчаг, ул. Школьная 45
Конкурсная работа «Права человека глазами ребенка»
На тему:
«Я ребенок, я имею право.»
Выполнила: учащийся 7 класса
МКОУ» Карчагская СОШ
им. М. Караханова
Шамсудинов Ахмедага Играмудинович
Руководитель: Учитель обществознания и КТНД
МКОУ» Карчагская СОШ
им. М. Караханова»
Шамсудинова Мадина Мамедовна
2020 год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….стр.3-4
2.Основные права ребенка……………………………………………стр.5-8
2.1 Опрос……………………………………………………………......стр.7
3.Нормативно-правовые документы……………………………….стр.9-10
4.Государство на защите прав ребенок…………………………….стр.11-12
5.Заключение………………………………………………………….стр.13
6. Литература………………………….………………………………стр.14
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
1.Введение.
Когда на свет появляется ребенок, говорят: «Родился новый человек».
Человек, т. е. равноправный член общества. Но проходит немного времени взрослые начинают говорить ему» Ты должен! Ты обязан!». До недавних пор я всегда думала, что повзрослев никогда не скажу этих слов своим детям. Но мои раздумья оказались провальными. Недавно я стала сестрой младшего брата и сама того не замечая стал говорить ему, что он должен, он обязан и анализируя со стороны свои требования понял как же я мало думаю о том, что он не только обязан, но еще и имеет права.
Права ребенка -это права человека. Это права человека, которые действуют для всех, независимо от пола, возраста, национальности. Ребенком во многом имеет те же права, что и взрослые. Когда говорю о правах ребенка я подразумеваю общечеловеческие права. Ведь именно права человека делают нас людьми.
На мой взгляд тема «Я ребенок, я имею право» очень важна для каждого ребенка. Поэтому, я считаю, что каждому ребенку следует знать, что ему дозволено законом, и что он обязан делать.
Цель работы: изучение прав ребенка, международных и российских документов о правах ребенка;
Объект: права человека
Предмет исследования: права ребенка;
Задачи: изучить международные и российские документы по правам ребенка; провести анкетирование и опросы, сделать выводы на основе полученных данных; выявить органы по защите прав ребенка.
В своей конкурсной работе я постараюсь рассказать о правах ребенка и их защите.
2. Основные права ребенка.
Права ребенка-это свод прав детей, зафиксированных в международных и российских документах по правам ребенка.
Права и обязанности неразрывно связанны друг с другом. Так, например, у ребенка есть право на образование и обязанность ходить в школу.
Существуют различные правовые документы, определяющие права детей. Примером такого документа является Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей.
Права ребенка -это права человека, согласно Конвенции о правах ребенка и российскому закону, это лица, не достигшие 18 лет. В конвенции говорится о том, что у всех детей на Земле одинаковые права.
В этой конвенции прописаны такие права как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на образование, право на заботу родителей, право на выражение своих взглядов. Каждое правовое государство стремится обеспечить выполнение этих прав. Дети должны знать о своих правах и уметь ими пользоваться. Это поможет нам в решении многих жизненных ситуациях.
Уже сейчас я имею право:
-Давать согласие на изменение своего имени и фамилии;
-Выражать свое мнение с кем из родителей ( в случае расторжения брака) ты хотел бы проживать;
-Быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания;
- Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание;
- Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание;
- Каждый ребенок имеет право на отдых;
- Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права;
- Каждый ребенок имеет право на досуг;
- каждый ребенок имеет право на образование;
- Каждый ребенок имеет право на имя;
- Каждый ребенок имеет право на защиту от эксплуатации физической работы;
- каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых;
- Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия;
- Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей;
- Каждый ребенок имеет право на жизнь;
- Дети инвалиды имеют право на заботу об их физическом и психологическом состоянии.
По исполнении 14 лет ребенок приобретает право и возможность:
-Выбирать свое место жительство (с согласия родителей);
-Совершать любые сделки (с согласия родителей) и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
-Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
-Поступать на работу (не более 4 часов, легкий труд) итд.
На базе «Конвенции о правах ребенка»
Ст.18 «Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
В ходе выполнения данной работы я решил опросить учеников нашей школы на знание своих прав.
2.1 Опрос и статистика.
Я провел опрос-анкетирование среди учащихся нашей школы разных возрастов. Опрос показал следующее:
-На вопрос как вы думаете есть ли у Вас права или только обязанности почти 89% учащихся однозначно ответили, что ДА и остальная масса ответила сомнительно.
-На вопрос Какие права вы имеете?
Право на жизнь, на медицину, на выражение своего мнения и личную свободу ответили почти все ребята 99%.
-На вопрос куда и к кому обращаться в случае нарушения ваших прав(детей)?
Ответы были следующими:
70% ответили, что в полицию
30%ответили, что в полицию и к уполномоченному по правам ребенка, что говорит о правовой грамотности детей.
Анкетирование показало, что обучающиеся начальных классов 1,2,3,4 классов владеют такой информацией от своих учителей и родителей. Учащиеся старших классов лучше знают свои права, узнали о них из СМИ, учителей и некоторые от родителей.
Из года в год современные дети все больше начинают интересоваться своими правами и их защитой. Этот вопрос так же и волновал меня. По моему мнению такой интерес зависит от того, что в современном мире многие родители стали безответственными, не заботятся в полной мере о своих детях, бросают их, спиваются, бьют и унижают. От этого и появляется необходимость у детей изучать свои права и органы по их защите, не только от недобросовестных посторонних взрослых, но даже от собственных родителей.
3. Нормативно-правовые документы.
В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.
В соответствии с п.2 ст. 17 Конституции Р. Ф. основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В нашей стране основными нормативно-правовыми документами по правам ребенка являются:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»
Семейный Кодекс Р.Ф.
Уголовный кодекс Р.Ф.
Нормативные акты Субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Уставы дошкольного образования, учреждения, школы.
Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым должны соответствовать нормы Российского права.
Среди них самыми значимыми являются:
Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959 года)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год)
Первым документом, регулирующим права детей, явилась декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течении 36 лет.
Конвенция ООН о правах ребенка –это документ состоящий из 54 статей, каждое из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенции о правах ребенка. Наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г. и добросовестно старается соблюдать.
4.Государство на защите прав ребенка.
На уроках обществознания я изучила тему «Права ребенка и их защита» и усвоила для себя, что в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ ребенку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина и их соблюдение гарантируется государством. Согласно нормам закона, детьми считаются лица, не достигшие 18 лет.
В первую очередь, по моему мнению, защиту прав ребенка государство возлагает на семью и школу, так как они являются первыми и самыми важными местами жизни детей. Любое унижение чести и достоинства детей, их насилие и издевательства наказываются Уголовным законом России.
Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, поэтому они чаще становятся жертвами несправедливости и насилия. И главная задача общества и взрослых- это защитить детей. Государство признает детство важным этапом жизни человека. И поэтому прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитание у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Ведь здоровые физически и психически дети- это основа здоровой нации.
Основное направление деятельности государства в области защиты прав детей относят:
-поддержку семьи;
-утверждение здорового образа жизни;
-поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодежи;
-организацию досуга детей;
-профилактику детской инвалидности;
-реабилитацию детей-инвалидов и.т.п.
Наше государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. Независимый контроль за соблюдением прав детей осуществляет Уполномоченный по правам ребенка.
В случае нарушении моих прав и прав таких же детей как я, даже если они были нарушены государственными служащими мы имеем право обратится к Уполномоченному по правам ребенка. Он вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность для здоровья и жизни детей где бы это ни было: в семье, в школе, на улице. В каждом субъекте тоже утверждены должности региональных Уполномоченных по правам ребенка. У нас в республике Дагестан это Ежова Марина Юрьевна
Органы, куда можно обратится за помощью:
Попечительские органы;
Прокуратура;
Органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
Участковые уполномоченные полиции.
Заключение
Цель и задачи поставленные в конкурсной работе выполнены.
Итак, можно сделать вывод, что ребенок имеет право на жизнь, образование, здравоохранение, на досуг, защиту, развитие, право воспитываться в семье, общаться с родственниками, выражать свое мнение, имеет право на имя на льготы от государства и защиту со стороны общества, семьи и уполномоченных органов.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о обязанности государства, в лице Уполномоченных по правам ребенка и государственных организаций следить за осуществлением и исполнение прав ребенка в полной мере, а также не малая доля защиты прав ребенка падает на семью, родителей, школу.
В заключении отмечу, что дети –это будущее здорового общества и всего человечества.
Именно поэтому гарантия исполнения прав детей и их защита- это залог того, что молодое поколение будет реализовываться соответственно своим потребностям, будут уверенны в государстве и не будут притеснены.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира»
Антон Семенович Макаренко.
Литература:
1.https://vsemobrake.ru .hrava-detej
2.Wikipedia.ru
3. www.un.org.childcon
4.Учебник по обществознанию 7 класса Л.Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова
5.Конституция Р. Ф., Москва 2017 год
6.Конвенция ООН о правах ребенка
7.Юридический словарь,2-е издание, А.Н. Азрилияна, Москва 2009 год
8.Сборник Афоризмов, издательство «АВС», 2000 год
11