Класный час «Весёлое кругосветное путешествие»
Тақырыбы- Тема: «Весёлое кругосветное путешествие».
Мақсаты- Цель: Формирование личности школьника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
Міндеттері- Задачи:
1.Тәрбиелік- воспитывающая: Воспитывать интерес и любознательность к практическому экспериментированию. Прививать интерес к Родине, путем ознакомления с достопримечательностями
2.Дамыту- развивающая: Развивать познавательную активность, умственные способности и любознательность детей, навыки детского экспериментирования; закреплять у детей представления об основных свойствах магнита, песка. Познакомить детей с природными явлениями – вулканом, облаками, причиной их возникновения.
3.Оқыту- обучющая: Учить находить способы решения различных проблем с помощью пробующих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Дидактикалық қамтамасыз ету - Дидак.обеспечение: Фартуки, стаканы с водой, камушки, скрепки, магниты, сухие салфетки; большая ёмкость с песком, листы белой бумаги, лупы, мерные ложки, влажные салфетки; сухой лёд, горячая вода; ёмкости наполненные тремя видами жидкости, таблетки аспирина, видео сопровождение.
Көптілділік- Полиязычие: гора – тау- mountain, песок – құм -sand , облака – бұлт- cloud, вулкан – жанартау- volcano.
Пед.технологиялар- пед.технологии: Технология поисково-исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология , ИКТ, личностно-ориенитрованная технология.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:
Предлагает попутешествовать.
Задает вопросы:
- На чем люди могут отправиться в путешествие? (самолёт, пароход, машина, поезд и т.д. )
Приглашает попутешествовать на воздушном шаре.
- Мы отправимся с вами в путешествие вокруг земли.
- Из чего состоит наш шар? (корзина, шар(купол))
- Путешествие будет необычное. В пути нас могут ожидать интересные задания – испытания, и поэтому я взяла с собой волшебный чемодан путешественника, где хранятся вещи, которые могут нам пригодиться во время нашего необычного путешествия.
- Так это путешествие с заданиями, значит мы чему- то во время него должны научиться. Чтобы ничего не забыть – предлагаю вести дневничок-путешественника и делать в нем записи. Назначаю для этого ответственного задания – Алина.
- Но прежде чем мы полетим на шаре, я хочу, чтоб вы рассказали мне о правилах поведения во время полёта.
( Не толкаться. Не шуметь. Слушать внимательно. Мальчики помогают девочкам во всём. Строго выполнять все указания педагога!)
- Вы готовы? Тогда вперед за приключениями!
2. Негізгі бөлімі/Основная часть
Организует процесс познания.
- Вот мы и поднялись над землёй. Посмотрите, какая она красивая!
Привлекает внимание детей.
- И пока вы любуетесь красотами земли, я расскажу интереснейшую историю.
Рассказывает в сопровождении видеослайдов.
« В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, сделанные из железа, липнут к каким-то чёрным камням. Он снял свои сандалии и попробовал дотронуться до них ногой, потом своей деревянной палкой и вскоре понял, что эти чудесные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Он захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. Вот так и стали эти камни называть именем этого пастуха – Магнит.
- Ребята, а вы не заметили, что наш воздушный шар спускается всё ниже и ниже?
- Что же его так притягивает?
Предлагает выяснить причину притяжения.
Приглашает к столам.
- Если мы исследователи, значит, нам нужно вспомнить правила работы при выполнении опыта.
- Для проведения опытов нужна специальная одежда – фартуки. Вот и пригодился наш волшебный чемоданчик! (Рассматривает схему, вспоминают правила поведения при экспериментировании. Одевают фартуки).
Опыт 1.
Обращает внимание на магнит, задает вопросы:
- Как вы думаете, что это? (магнит)
- Какое волшебное свойство есть у магнита? (притягивает к себе предметы)
- Все ли предметы может притягивать к себе магнит? Предлагаю это проверить.
- Посмотрите, что находится в стаканах? Задача наша такая: достать из стакана с водой скрепки не намочив руки.
- Возможно ли это? (высказывают свои предположения)
- Что же нам поможет? (магнит)
Объясняет: берём магнит и приставляем его стакану.
- Что происходит? Магнит притягивает к себе металлические предметы, и мы можем достать их даже через стекло.
- А все ли предметы притянул к себе магнит? Почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает к себе только металлические предметы.
- Теперь понятно, что наш шар так притягивало к горе. Это гора оказалась магнитной!
- Пора продолжать путешествие. Вы не устали? Готовы? Тогда вперед! Вот мы снова поднялись над землёй.
- Посмотрите, ребята, сейчас мы пролетаем над нашей родиной. Как она называется? Какая большая у нас страна. Мы пролетаем над пустыней, национальным парком «Алтын Эмель».
Привлекает внимание детей.
- Какой интересный звук. Прислушайтесь. Откуда же он? (высказывают свои предположения)
Предлагает спуститься и исследовать это явление.
Опыт 2.
- Посмотрите, как мы и говорили в пустыне только песок. Что же издает этот звук?
- Ваши предположения очень интересны, но на самом деле это поёт песок.
- Почему же он поёт и как это происходит?
Предлагает провести опыт.
- Не забывайте о правилах поведения.
Предлагает рассмотреть песок с помощью лупы.
- Кто-нибудь знает что это? Лупа - это научный прибор, с помощью которого изображения предмета можно увеличить в несколько раз.
Объясняет: насыпьте немного песка на лист белой бумаги и с помощью лупы рассмотрите песок.
- Какие песчинки? Все ли они одинаковые по цвету, размеру, форме?
-Какой вывод можно сделать? (Вывод: песчинки разного размера и цвета)
- Как же он издаёт звук?
- Я вам расскажу: когда дует ветер, песчинки начинают двигаться. Они сталкиваются и трутся друг об друга, издавая звук. Он может быть похож на лёгкий писк или даже грохот, а иногда и на мелодию – отсюда и название «Поющие пески».
Предлагает попробовать создать и послушать звуки песка.
Показывает, что для этого необходимо набрать в ладони немного песка и ссыпать его в ёмкость.
- Если песок сыплется, значит, он какой?
- С помощью опыта мы поняли, что означает выражение «поющие пустыни» и сможем это объяснить.
- Я думаю, что можно отправляться дальше. Согласны? Ну, тогда вперед! И вот мы с вами снова поднялись над землей. Как же красива наша земля!
Спрашивает:
- Посмотрите, что нас окружает?
- Какие облака? Так и хочется к ним прикоснуться, правда же, ребята?
- А вы знаете, как образуются облака? Предлагаю спуститься и провести опыт.
Опыт 3.
- Что такое облако?
Облако - это густой туман, высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды. А сейчас я сделаю волшебное облако, которое мы все сможем потрогать руками. В волшебное вещество я добавлю немного воды... и вот что получается!
- Что это? Да это же облако! И мы можем к нему прикоснуться!
И здесь мы с вами справились! Можно продолжать наше путешествие!
Предлагает продолжить путешествие.
- И вот мы с вами снова пролетаем над горой. Но смотрите, она не простая: пламенные вспышки можно наблюдать на ее верхушке. Кто-нибудь знает что это?
- Да это вулкан и гора эта вулканическая. Я предлагаю приземлить наш шар и провести интереснейшее наблюдение за тем, как в недрах земли зарождается тот взрыв, то пламя, которое потом вырывается наружу. Но для начала посмотрим на экран.
Опыт 4.
- У вас на столах есть ёмкости, их я заранее заполнила жидкостями, которые отличаются по своему весу.
Первое – это масло,
Второе - это соленая вода.
Третье – это простая вода, подкрашенная красным цветом.
Когда глубоко в земле поднимается очень высокая температура, то породы, слои земли смешиваются между собой и получается магма. А именно за этим мы сейчас и понаблюдаем.
Предлагает взять таблетку шипучего аспирина и опустить ее в стакан.
- Красиво, правда? Вот так «кипят» и перемешиваются породы внутри вулкана.
- Какие молодцы! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он образуется… Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться.
3. Қорытынды/Итоговая часть:
-Что вам особенно запомнилось от нашего веселого путешествия? Что мы с вами узнали, скажи Алина, используя дневничок.
- В чем вы испытывали затруднения?
- Мне очень понравилось, что вы занимались как настоящие исследователи. За ваши старания я хочу наградить вас дипломом исследователя. Теперь вы настоящие исследователи. Спасибо вам за работу!