Классный час "Синичкин день"

Люди заметили, что глубокой осенью - 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. 12 ноября отмечают праздник " Всемирный день синички" или "Синичкин день"

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки





Внеклассное мероприятие

«12 ноября – Синичкин день»

Экологическое мероприятие









Подготовила Поняткова Людмила Николаевна

учитель начальных классов





Ноябрь 2019

Цель: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи:

- познакомить детей с зимующими птицами.

- закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.

- закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.

- развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

- развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей;

- воспитание действенного отношения к природе.

приобщение школьников к традициям и обычаям русского народа.


Методы и приемы проведения занятия: 

рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: внеклассное занятие

Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; иллюстрации различных видов кормушек; запись «Голоса птиц, корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно).

Оформление доски.

На классной доске расположена вывеска «12 ноября - Синичкин день», развешаны иллюстрации разных видов синиц.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Синичкин день» рисунки птиц.

Ход мероприятия

Ведущий:  Здравствуйте ребята. Сегодня в нашей школе праздник, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего мероприятия.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Ведущий: Чьи же это голоса? Правильно - это птицы, сегодня «Синичкин день». Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц среди учащихся. Для этого нужно быть активным участником.

Учитель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Прошёл сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают все перелетные птицы. Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие. Сегодня мы их поприветствуем.

Ученица. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица для Руси - Божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Ведущий: Несколько лет назад в России появился еще экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября.

В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия - синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

(Появляется девочка в костюме Синички)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня.

Именно птицам посвящается наша сегодняшняя встреча. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев! А сколько вредителей уничтожают птицы! Сегодня мы вместе с вами поприветствуем всех птичек, поиграем и порезвимся.

Пусть наша встреча откроет вам что-то новое и интересное!

Но вначале для разрядки, угадайте вы загадки.

Вы моих пернатых друзей - угадывайте поскорей!

Загадки “Зимующие птицы”
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Кто там прыгает шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом.
(Клёст)
Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник
(Дятел)

Кто летает. Кто стрекочет –
рассказать нам новость хочет?
(Сорока)

На окне дремала птица:

«Галка-галка, что вам снится?»

Отвечала птица сонно:

«Я не галка, я ….
(Ворона)

(Ребята, угадавшие загадку, выходят)

Ведущий:  Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить  их можно и в лесу и в поле. Но тех, которые живут рядом с нами, которые не улетают в тёплые края - надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают птицы друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Звучит запись птичьих голосов.

Ведущий: А вы ребята, сможете по голосу узнать птицу?

Ответы детей

Звучат голоса птиц, дети их называют.

Конкурс Игра “Птичий концерт” (На внимание по группам)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик

  • Синицы – тинь – тинь

  • Ворона – кар – кар

  • Дятел – тррр – тррр

  • Снегирь – дю – дю – дю

  • Клёст – цок – цок – цок

  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ведущий. Синичка, а знаем, что у тебя есть сестрички. ( показ иллюстраций)

  • Лазоревка

  • Длиннохвостая синица

  • Московская

  • Гаичка

Большая синица.

Это самая заметная из всех синиц. Отличается от других синиц оливково-зеленой спинкой и серым брюшком. Посередине брюшка и горла черная полоса с синеватым отливом. Ни от какого угощения не отказывается. Семена, насекомые, кусочки несоленого сала- все для нее годится.

Лазоревка.

Чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост и шапочка светло- голубые. Лазоревая –значит голубая. Грудка -ярко-желтая. Любит лакомиться вредителями-насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бывает в общих синичьих стаях.

Длиннохвостая синица

Это тихая, спокойная птица. Небольшая, пушистая, сама вся белая, а спинка черная. У нее длинный хвост, поэтому ее еще называют ополовником: на круглую ложку с длинной ручкой похожа. Питается семенами осины и березы. Летает обычно отдельными стайками.

Московка

Черная синица. Весь верх и горло темные, только щечки и брюшко белое. Заметный признак- белое пятно на затылке. Она может подвешиваться вниз головой в поисках корма.

Гаичка

Похожа на московку, но белого пятна на затылке нет. Любит семена берез и осин. Не упустит и насекомых. Ее называют пухляком- не птичка, а дымчатый пуховый шарик. Очень любит быть в компании дятла. С ним весело и сытно. Дятел на весь лес стучит клювом по дереву, летят кора и щепки. Всех короедов дятел подобрать не успевает. Вот и достаются они гаичкам. Дятла называют лесным доктором. А синиц лесными санитарами.



Игра «Прилетели птицы»

Синичка предупреждает детей:

- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топайте. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

(Дети топают.)

Синичка: Что неправильно?

Дети: Мухи!

Синичка: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые.

Синичка: Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(Дети топают.)

Синичка: Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

Дети: Куницы – вовсе не птицы.

Синичка: Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи …

Дети: У страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Синичка: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

(Дети топают.)

Синичка

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …



- Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:

1. Какие птицы прилетали на кормушку?

2. В какой день недели прилетали вороны?

3. Сколько ворон прилетало?

4. Чем лакомился голубь на кормушке?

5. Чем угощались сороки?

6. Сколько было сорок на кормушке?

Молодцы, и с этим заданием справились!

Учитель: с «Синичкиного дня», с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.

Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы. Хлебные крошки и остатки мучных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Необходимо как можно чаще устраивать для птиц такие благотворительные «обеды». А для этого, конечно же, нужна «столовая».


Конкурс рисунков «На лучшую кормушку»


ВедущийЯ надеюсь что праздник, открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами.

 Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там - на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.


Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.


Синица:

Всё короче зимний день. 
Не успеешь пообедать, 
Солнце сядет за плетень, 
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег, да снег. 
Хорошо, что нам кормушки, 
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)


Рефлексия.

- Почему люди заботятся о птицах зимой?
- Что они для этого делают?
- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Не забывайте о братьях наших меньших.

У НАС ТАКОЙ ОБЫЧАЙ:
ЧУТЬ ВЫПАДЕТ СНЕЖОК,
ДОЩАТЫЙ ДОМИК ПТИЧИЙ
ПОВЕСИТЬ НА СУЧОК.
И ЗДЕСЬ, В САДУ ЗА ДОМОМ,
СРЕДИ СЕДЫХ ВЕТВЕЙ,
ГОТОВ ОБЕД ВЕСЁЛЫЙ 
ДЛЯ ПТИЧЕК У ДЕТЕЙ!


Исполняется песня «Дорогою добра»

На этом мы заканчиваем наше внеклассное мероприятие. До новых встреч.



Литература.

  1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

  2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

  3. Классные часы: 3 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

  4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 2011.

  5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2010.

  6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее