Классный час «Путешествие в страну Этнографию»
Тақырып /тема: В стране «Этнографии».
Мақсат /цель: Формирование представлений о науке этнография.
Задачи: 1) Воспитывать интерес к предмету краеведение, к изучению культуры и традиций народов живущих рядом.
2)Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, навыки работы с пиктограммами, умение решать познавательные задачи.
3) Формировать понятие науки этнографии, познакомить с ее основными методами.
Основные понятия: этнография, этнос, обычаи, обряды
Ход :
Вступительное слово:
Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет на карте.
Этнография – это наука помощница истории. Как вы думаете, что она изучает? (ответы детей). Ответ мы можем найти в разных источниках информации. Я предлагаю обратиться к словарю. Этнография в переводе с греческого этно - означает «народ» и графо - «пишу».
Этнография – это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры различных народов.
Сейчас мы представим себя юными этнографами и отправимся в путешествие по стране в которой мы живем. Как же называется наша страна? Правильно Казахстан. Как вы знаете во время путешествий бывают остановки.
Первая наша остановка «Обычай гостеприимства у казахов»
Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом. Казахские обычаи поражают своей красочностью, богатством смысла и отражают казахский национальный характер. Само слово «казах» в переводе с тюркского означает «вольный человек». Казахи были свободолюбивыми кочевниками и земледельцами, обладали огромными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек. Если рассказывать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха - это свято!
И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".
«Қонақ »– гость, «ас» - угощение.
-Понравилась вам легенда? А теперь я предлагаю вам перечислить обычаи гостеприимства:
-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;
- по казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым;
- если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;
- байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло.
- дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан.
- бата – благословение перед дальней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гостеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.
А мы продолжаем наше путешествие, и оказываемся на «Дороге к жилищу казахов». Я хочу познакомить вас с ещё одной легендой.
Легенда о юрте
В далёкие времена, в широкой казахской степи жил человек, он разводил и пас скот. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, он огораживал пространство вокруг себя ветками деревьев и укрывал их шкурами животных.
Как-то проснувшись, он подумал: «Если сегодня целый день будет светить солнце, то весь день будет удачным!» Так и случилось…
Подошёл снова вечер, и человек подумал: «Если солнце будет со мной всегда, значит и удача меня не покинет!» Он подумал и решил сделать солнце своими руками.
Из веток дерева, он сделал жерди-лучи, а из длинного гибкого ствола дерева свернул кольцо и установил его, в своём круглом жилище, над головой в самом центре. Получился купол, похожий на солнце. Вечером человек укрывал его снаружи шкурами, и его сон был спокойным и счастливым. А утром открывал и его жилище озарял солнечный свет, несущий благополучие и счастье.
Человек этот прожил долго и счастливо. Своим детям передал он это деревянное солнце в наследство- как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но до сих пор жилище казахов- юрта имеет круглую форму. И если ты войдёшь в юрту, поднимешь голову, то в самом центре увидишь это деревянное солнце-шанырак, который создаёт дом и бережёт его покой.
До сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет счастливым и удачливым. При переезде, шанырак бережно держат в руках, чтобы с ним ничего не случилось…
Игра «Юрта»
Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)
Ну что же продолжим наше путешествие. И я приглашаю вас в «Дом обрядов казахского народа»
Обряд «Ашамайға отырғызу»
Раньше казахи вели кочевой образ жизни, пасли скот. Поэтому дети знали животных с малых лет, ухаживали за ними, кормили и водили на водопой.
Когда мальчику исполнялось 5-6 лет, то его сажали на лошадь, и он считался взрослым. Он уже мог пригнать ягнят, козлят на жайляу. На празднике ему дарили камши и лук со стрелами. И говорили: «Посмотрите, он стал жигитом!»
Кто такой джигит? Ответы детей.
Джиги́т (в переводе с тюркских языков — «молодой парень», «юноша», также «молодец») — исторически в Средней Азии и на Кавказе: наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
Мальчики выходят по одному, садятся на лошадь, им дарят камчу и говорят пожелание.
После этого игра «Кокпар» В обруч кладется игрушка — ягненок. Мальчики на «лошадях» скачут вокруг обруча под музыку. Музыка останавливается, кто из мальчиков первый схватит ягненка, тот победил.
-В далекие времена, когда люди ещё не умели писать, все свои наблюдения, моменты жизни, охоты они зарисовывали на скалах или деревянных дощечках. И я хочу, чтоб мы с вами тоже зарисовали наше путешествие в виде пиктограмм. Проходите к столам. У нас есть фломастеры, карандаши, маркеры.
Немного отдохнем и поиграем в игру «Юрта»
Рефлексия:
На этом наше путешествие заканчивается.
Вам понравилось наше путешествие?
Что вы узнали сегодня интересного?
Что бы вы хотели рассказать своим родителям?