«Дружба! Какое чудесное слово!»
Цель: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива класса.
Ход мероприятия
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
- Какое чудесное слово “дружба”. Произнесите это слово. Что вы представляете? (Ответы детей).
- Как вы думаете, что такое дружба? (Ответы детей).(Слайд № 2).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.
- Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой? ( В школе).
- А с чего начинается дружба? (С улыбки, с добрых слов).
- Верно, ребята, с улыбки. Повернись лицом к своему соседу и улыбнитесь друг другу. Запомните фразу: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
- А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга? (Дети отвечают).
- Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (На доске написаны слова: верность, эгоизм, уравновешенность, равнодушие, вежливость, зависть, лень, отзывчивость, жадность, честность, внимание, откровенность).
- Посмотрите ребята, остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге.
- Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то обязательно береги его.
- А теперь, я на каждый ряд даю по листу бумаги и карандашу. Каждый должен написать какое-нибудь доброе слово, но слова не должны повторяться. Чей ряд быстрее справится, тот и победил.
Игра «Закончи пословицу». Слайд № 4.
Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).
Человек без друзей, что дерево…(без корней).
Друга ищи, а найдешь…(береги).
Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).
Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).
Друг познается… (в несчастье).
Без друга в жизни… (туго).
Эстафета «Передача карандаша».
- Давайте проверим, насколько вы дружны. Сможете ли вы работать в команде.
Задача детей передавать карандаш по порядку вначале в одном направлении, а потом в обратном.
- Какие вы молодцы! Я убедилась, что вы можете работать в команде, а значит, вам не страшны никакие трудности, ведь у вас есть поддержка.
- Ребята, а какие сказки и рассказы вы знаете о дружбе? (Дети отвечают). Проведем небольшую викторину.
Викторина “Кто с кем дружит?”
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Буратино и … (Мальвина.)
Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)
- Однако, ребята, в жизни встречаются люди, у которых нет друзей. От этого они обижаются на других людей и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Послушайте стихотворение.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: “Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки”.
Я шепчу: “Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки”.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”
Есть разряд у Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: “А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать”.
А девчонки на дыбы!
Говорят: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
“Срочно требуется друг”. (А.Л. Барто)
- Почему с этой девочкой никто не хочет дружить? (Дети отвечают).
- А что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям?
- Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом (Слайд № 5).
Правила общения:
- искренне интересуйтесь другими людьми;
- улыбайтесь;
- помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
- будьте хорошим слушателем;
- говорите о том, что интересует вашего собеседника;
- помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
- Ребята, а вы знаете законы дружбы? (Если дети затрудняются ответить, то читают на слайде № 6).
Основные законы дружбы.
Один за всех, и все за одного.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
Будьте добры и терпимы.
Игра “Паутинка”.
Дети становятся в круг и передают друг другу клубок с нитками, при этом, говорят, что то доброе своему другу.
- Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра (Слайд № 7).