«Осенний фестиваль знаний 2024»

Классный час для обучающихся: «Оглянись вокруг!»

Цели:

1. Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов, бережному отношению к миру, природе.

2. Способствовать формированию положительного отношения к окружающему миру и к себе.

3. Формировать критическое отношение к собственным поступкам.

4. Способствовать формированию активной нравственной позиции по отношению к ситуациям нарушения моральных и этических ценностей.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Классный час для обучающихся: «Оглянись вокруг!»

Цели:

1. Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов, бережному отношению к миру, природе.

2. Способствовать формированию положительного отношения к окружающему миру и к себе.

3. Формировать критическое отношение к собственным поступкам.

4. Способствовать формированию активной нравственной позиции по отношению к ситуациям нарушения моральных и этических ценностей.



1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, мы с вами очень часто слышим и употребляли выражения “Природа – наш дом родной”, “Берегите природные богатства”, “Планета в опасности”. Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).



Ученик:Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.



Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.



Учитель: Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными.



Показ презентации «Как прекрасен этот мир»



Ученик:Жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырьё для промышленности, лекарства и многое-многое другое.

В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности людей.

Долгое время считалось, что человек – царь и властелин природы, призванный ни с чем, не считаясь, покорять её и подчинять своим нуждам. Обретая невиданную власть над природой, изменяя её, человек ставит под угрозу не только здоровье Земли, но и само существование всего живого, в том числе и людей.



Ученик: Природа мать, во тьме сомнений,
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творений,
Тебя рождала, человек.
Даря тебе тепло улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить.
Но вновь и вновь ты ошибался, 
Хлестал ты землю как хлыстом,
Ты разобраться не старался,
В том, что ты бил.
Ты бил свой дом.



Ученик: Человеку всегда и во всём сопутствует вода. Она его кормит, поит, греет и охлаждает, ни одно производство не обходится без воды. Почти 75% поверхности Земли покрыто водой, но только 2,5% приходится на пресные водоёмы. Потребление воды непрерывно растет. Неудивительно, что проблема водообеспечения быстрорастущего населения нашей планеты стала одной из основных мировых проблем. Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и многими другими химическими веществами.





Ученик: Особенно от загрязнения страдают внутренние моря: Балтийское, Азовское, Черное, Японское, Северное. В Черном море уменьшилось количество рыб. Стадо черноморских дельфинов 40 лет назад насчитывало два с половиной миллиона голов. Теперь оно едва дотягивает до 100 тысяч.Около четверти коралловых рифов мирового океана уничтожены. Ещё 30% исчезнут в ближайшие 10 лет.Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор.В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине.



Ученик: Воздухом дышит всё живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики.Но в настоящее время трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. 

Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.


Ученик: Почва – это верхний тонкий слой земной коры ( от десятков сантиметров до двух-трех метров), большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием.

Почвы тоже загрязняются различными химическими веществами, отходами сельского хозяйства, промышленного производства и коммунально-бытовых предприятий.

При неправильной эксплуатации почвы безвозвратно уничтожаются в результате загрязнения промышленными и иными отходами. Под влиянием деятельности людей почвы разрушаются в 100 – 1000 раз быстрее, чем в естественных условиях. В результате за последнее столетие утрачено 2 млрд. га плодородных земельных угодий, или 27% земель сельскохозяйственного использования.





Ученик: А теперь поговорим о животных и об отношении человека к ним. К сожалению, численность диких животных быстро снижается. Одни них стали редкостью, другие уже исчезли с лица Земли. Их численность сокращается еще и потому, что многие животные оказались в трудных условиях существования.С целью сохранения естественных ландшафтов как мест обитания многочисленных диких животных в нашей стране определены законодательством территории с различными степенями охраны. Все они составляют систему эталонных, особо охраняемых территорий и объектов, это

  • Заповедники;

  • Биосферные заповедники;

  • Заказники;

  • Памятники природы;

  • Национальные парки.

Ученик: Заповедники – это ценные в научно-природоведческом отношении мало изменённые человеком природно-территориальные комплексы, навсегда исключённые из хозяйственного использования. На заповедной территории нахождение человека ( кроме охраны и учёных) запрещено.

Биосферные заповедники – это крупные саморегулирующиеся природные системы; они имеют международный статус, строго охраняемые участки, зоны посещений туристами, зоны отдыха и хозяйственно освоенные территории.

Заказники – это территории, на которых допускается хозяйственное использование части природных объектов; они создаются для сохранения и воспроизводства ценных природных компонентов или уникальных комплексов.В отличие от заповедников, заказники образуются лишь на время, необходимое для выполнения поставленных задач.

Памятники природы–это отдельные природные объекты, которые имеют научный, исторический, культурно – эстетический интерес.

Национальные парки – это значительные территории, где охрана природы сочетается с отдыхом людей. В мире существует 2,2 тыс. национальных парков в 124 странах.



Ученик: Многие из вас слышали такие слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили», но это не всегда так. Многие домашние животные оказываются на улице. Одни хозяева устали ухаживать и кормить старых животных. Другие на зиму уезжают в городские квартиры и оставляют своих четвероногих друзей на дачах. А ведь домашние животные любили нас и хранили нам верность многие годы.



Ученик: Стихотворение «Размышление сбитого пса»

Меня сшибло. Я ранен, возможно,

У окраины леса лежу.

На душе и темно, и тревожно,

Но прощения, нет, не прошу.



Из машин, проносящихся мимо,

Рвется музыка, громко кричат,

Но листочки, что ветром гонимы,

О какой-то надежде шуршат.



Был когда-то я сильным и гордым

И команды умел различать.

А о том, что чистейшей породы,

В документах кричала печать.



Но потом меня бросил хозяин,

На дорогу лесную привез.

С той поры ни к кому не привязан

Одинокий тоскующий пес.



Я теперь не дышу полной грудью,

Боль моя все острей и острей.

И проходят какие-то люди,

Кто-то медленней, кто-то быстрей…



Пробежала ватага подростков,

Пнул один меня грубо ногой,

А другой кинул камешков горстку –

Я от боли согнулся дугой.



День угас. Опустела дорога.

Замолчал притаившийся лес.

Я валялся, покинутый Богом,

И звезда не смотрела с небес.



Сил уж не было спорить с судьбою.

Обжигая, катилась слеза.

И увидел я вдруг над собою

Изумрудные волчьи глаза.



Я оскалил клыки для острастки

И никак не возьму теперь в толк:

Предан людям я был без остатка...,

А зализывал раны мне … волк.



Учитель: А еще, ребята, есть такой фильм, который называется «Хатико – самый верный друг». Основа фильма Хатико - это реальная история, которая давно произошла в Японии и стала популярной во всем мире. Самый верный друг своего хозяина - пёс по кличке Хатико, провожает и встречает его каждый день на вокзале. Внезапно мужчина умирает, но собака каждый день, в течение долгих 9 лет, ровно в 5 часов продолжает приходить на вокзал и до последнего поезда ждать с надеждой, что хозяин вернется. После смерти пса, японцы возвели на том месте памятник верности. Если у вас будет время и желание, обязательно посмотрите этот фильм.

Учитель: Ну а теперь подведем итог нашего урока. Мы сегодня говорили об окружающей среде, ребята рассказали о глобальных проблемах Земли. Теперь ответьте на такой вопрос: Что я могу сделать для сохранения природы? Пока вы думаете, над этим вопросом посмотрите сюжет.


Просмотр сюжета о проблемах окружающей среды.



Ученик: Ребята, наша Земля серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.

Земля у на только одна. Это наш корабль в безбрежных просторах Вселенной. Этот замечательный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но в случае поломки этого корабля пересесть нам будет не на что. Следует беречь то, что имеем.Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края!



Ученик: Берегите Землю, берегите

Жаворонка в голубом зените,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, Берегите!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее